Нетрадиционные формы брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

Брачно-семейные отношения - один из самых парадоксальных феноменов современного социального сознания. Проводимые социальные опросы показывают, что подавляющее большинство современных людей выше всего ставят семейные ценности. Современный человек настороженно относится к государству, испытывает неприязнь к правящей бюрократии и отдает пальму первенства личному семейному очагу. В то же время только очень ленивый не говорит о кризисе и деградации и даже отмирании семьи как таковой.

Содержание

Введение
Понятие брака
Основные формы брака
Нетрадиционные формы брака
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Соц.семьи.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

 

 

  

 

 

 

 

Контрольная работа по социологии семьи

Нетрадиционные формы брака

                                         

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                                                                          стр.

 

Введение…………………………………………..………………………………………………..……...3

Понятие брака…………..……………………..............................................................4

Основные  формы брака…………………………………………………….…...................6

Нетрадиционные формы брака…………………………………………………………..8

Заключение……………………………………..………............................................15

Список  используемой литературы…………………………………………….….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   

Брачно-семейные отношения - один из самых  парадоксальных феноменов современного социального сознания. Проводимые социальные опросы показывают, что подавляющее  большинство современных людей  выше всего ставят семейные ценности. Современный человек настороженно относится к государству, испытывает неприязнь к правящей бюрократии и отдает пальму первенства личному  семейному очагу. В то же время  только очень ленивый не говорит  о кризисе и деградации и даже отмирании семьи как таковой. Несомненно, что от "брачно-семейной революции", которую так нам  усиленно навязывают, кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Налицо новые  тенденции в сферах брачного - семейного, репродуктивного и сексуального поведения в постсоветских государствах, да и в целом в мире. В современных  обществах произошли значительные трансформации в брачном - семейном и сексуальном поведении людей, биологическая, репродуктивная нормативность  уже не сводится только к продолжению  рода. Нередко акцент делается на признание  самоценности. Распространение нетрадиционных видов брака и приравнивание их к официальным бракам приводит к проблеме идентификации брака как правового и социального института, расплывчатости в выполнении брачных ролей, времени их начала и истечения, объема прав и обязанностей супругов.

В настоящее  время появилось много семей, описание которых не соответствует  традиционным представлениям. Психотерапевты называют такие семьи нетрадиционными. Давайте рассмотрим что же такое брак, какие формы он имеет и подробнее рассмотрим альтернативные формы брака.

 

 

 

Понятие брака

Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне  отношений, или получает ее очень  недостаточно, что отрицательно сказывается  и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к  браку сводится лишь к теоретическим  изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и  эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать  семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

В брачном союзе мужчина и  женщина – не просто сожители, а  разные личности, объединенные общими стремлениями и чувством. В отличие  от большинства особей животного  мира мужчины и женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а ведут совместную жизнь в течение продолжительного времени.

Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый  в определенной юридической форме  и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.

    Семейная жизнь благоприятно влияет на сохранение здоровья и долголетие супругов. Отмечено, что среди долгожителей нет холостяков; став вдовцами, они вскоре вступают в брак повторно. То, что брачные отношения удлиняют продолжительность жизни, не подлежит сомнению.

 

 

  С годами супруги все более и более привязываются друг к другу, более согласно течет их жизнь. В условиях совместной жизни супруги соприкасаются самыми различными гранями взаимоотношений, поэтому отсутствие глубокой духовной связи со временем приводит к ослаблению семейных отношений.

    Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

 

 

 

Основные  формы брака

 

Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах.

В Древней Индии, например, насчитывалось  более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала  браки между представителями  различных каст. Многие элементы эндогамного  брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей  могли сочетаться браком только с  представителями своего сословия. 

Второй  тип брака, также широко распространенный в истории  человечества - экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.     

Другим критерием типологии  браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.   

По данным американского культур-антрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

Возможны  и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и  власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает  решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения  в такую группу представителей других групп в качестве супругов для  неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционные  формы брака

Пытаясь найти компромисс между  необходимостью брака как социального  института, придающего стабильность обществу, и желанием людей не ограничиваться только одним половым партнером, люди придумывали различные «нетрадиционные» формы брачных отношений.

К таким экзотическим формам, к  примеру, относятся «временные браки», которые до начала XX века были широко распространены у шиитов, особенно в Персии. Иоганн Блох в своей «Истории проституции» писал по этому поводу:

«Временная  жена имеет право каждые 25 дней вступать в новый брак. Временный брак может  продолжаться и один час. Согласно обычаю, перс, отправляясь в путешествие  или в экспедицию, никогда не берет  с собой жену, зато почти на каждой станции, где он остается более продолжительное  время, вступает во временный брак.

«Браки на час» особенно распространены по деревням. Поселяне охотно отдают своих дочерей или сестер богатым людям для такого рода связей, которые приносят большой доход как им, так и посредникам-муллам. Даже и в публичных домах Персии имам каждый вечер венчает своих клиентов с избранными ими дамами согласно ритуалу и пишет контракт, в котором устанавливается обязательное вознаграждение».

Из «нестандартных»  форм брака, существующих в наше время, можно назвать многоженство, официально существующее в мусульманских странах, так называемую «шведскую семью», в которой мирно живут половой жизнью несколько пар, однополые семьи, состоящие из геев или лесбиянок, семьи мормонов, в которых имеется один муж и несколько жен, и т. д.

В истории  русской литературы XIX века довольно заметным явлением был «тройственный» союз великого русского поэта Н. А. Некрасова, А. Я. Панаевой и ее мужа, И. И. Панаева. Проблемы с мужем у Авдотьи Яковлевны Панаевой возникли сразу после свадьбы. Муж ее не собирался расставаться с холостяцкими привычками. Элегантно одетый, с тщательно уложенной прической, он кочевал по модным гостиным, ресторанам и актерским уборным, водил дружбу с гусарами, актрисами и «дамами полусвета». В результате А. Я Панаева стала чувствовать себя все более одинокой и заброшенной. Некрасов стал бывать в ее доме с 1845 года и почти сразу же был очарован изящной, смуглой хозяйкой, у которой, помимо привлекательной внешности, был еще отменный литературный вкус. Некрасов вскоре признался в своих чувствах к Панаевой, однако та продолжала хранить верность своему легкомысленному супругу и не делала встречных шагов к поэту.

Как в  странах западной Европы, так и  на всем постсоветском пространстве снижается роль зарегистрированного  брака, и, соответственно, возрастает роль нетрадиционных браков. В современном массовом сознании людей существует изрядная путаница понятий и представлений, связанных с понятием самого термина "брак". Что же такое брак? Брак - это юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности.

Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, которые не намереваются юридически оформлять (или делают это формально) сложившиеся между ними интимные, имущественные и другие отношения. Альтернативный брак предполагает многовариантность поведения партнеров, возможность появления совместного потомства и заботу о нем, возможность материального содержания одного из супругов другим.

Таким образом, браком правильно будет считать  только тот семейный союз мужчины  и женщины, который санкционирован государством, т.е. который зарегистрирован  в государственном органе регистрации  актов гражданского состояния. Зарегистрировавшие законным образом свой брак получают статус мужа и жены. Все иные альтернативные "браки" фактически являются обыкновенным сожительством, которое выдается за брачные отношения. Современная цивилизация имеет в своем распоряжении немало вариантов альтернативных браков, из которых сегодня можно выбрать тот, который более всего подходит. В зависимости от типов инноваций в существующих формальных или неформальных нормах брачных отношений, исследователи выделяют ряд типов альтернативных браков (сожительств). Каждый из них может существовать в чистом виде или объединять признаки нескольких типов одновременно. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды альтернативных браков.

Виргинальный (девственный, платонический) брак

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Вероятно, кому-то такой брачный союз покажется неестественным, а для других будет вполне нормальным. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди - асексуалы, не желающие иметь детей).

Сезонный брак или временной  брак (ограниченная временем семья)

Такой брак распространен в Европе. Отношения  закрепляются на определенный временной  срок - год, два, три. По истечении этого  срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни  и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака  считают, что со временем люди вырастают  из прежних отношений, как "взрослые дети из старой обуви".

В современном  арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также  распространен подобный брак. Это  брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный  срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются  финансовые условия. Как всегда, обоснование  находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают  истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов - кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму  проституции. В современном Иране  заключение такого договора имеет строгую  юридическую регламентацию и  происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех  жен, имеет право вступать во временный  брак неограниченное количество раз. В  соответствии с правилами, его временная  жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. "Временный" муж с соответствии с договором  не имеет никаких обязательств в  отношении своей "временной" жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) "временный" муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Информация о работе Нетрадиционные формы брака