Неформальные молодёжные объединения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи: Я не ставлю своей задачей детальный анализ деятельности каждого объединения - такой анализ должен быть предметом специальных исследований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие неформалов…………………………………………………………...5
1.1. Экстернальная культура…………………………………………………...6
1.2. Символика…………………………………………………………….…….9
1.3. Основные признаки неформалов………………………………………...10
2. История неформального движения. Причины возникновения…………....11
3. Классификация неформалов…………………………………………………16
3.1. Ассоциальные……………………………………………………………..16
3.2. Антисоциальные…………………………………………………………..18
3.3. Просоциальные……………………………………………………………19
3.4. Неформалы художественной направленности……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………...21
Литература…………………………

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 41.11 Кб (Скачать)

9) Очень  тяжело поддаются упорядоченной  классификации.

2. История  неформального движения.

        За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений  выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых  Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первые дружинники.

1) Волна неформалитета после революционные годы. Контркультурные группировки молодежи.

2) Волна 60-е  годы. Период Хрущевской оттепели. Это первые симптомы разложения  административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).

3) Волна. 1986 год.  Существование неформальных групп  было признано официально. Неформалов  стали определять по различным  соматическим средствам (одежда, сленг, значковая атрибутика, манеры, мораль и. т.д.) С помощью которых  молодые отгораживались от взрослого  сообщества. Отстаивая свое право  на внутреннюю жизнь. 

Причины возникновения.

1) Вызов  обществу, протест.

2) Вызов  семье, непонимание в семье.

3) Нежелание  быть как все.

4) Желание  утвердится в новой среде.

5) Привлечь  к себе внимание.

6) Не  развитая сфера организации досуга  для молодежи в стране.

7) Копирование  западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные  идейные убеждения.

9) Дань  моде.

10) Отсутствие  цели в жизни.

11) Влияние  криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные  увлечения.

 История  неформальных объединений (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

В дореволюционной  России насчитывались сотни различных  обществ, клубов, ассоциаций, созданных  по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее  их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В 1923 году появилось  добровольное общество "Друг детей", которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся  Ф. Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившее под лозунгом "Все  на помощь детям! ", прекратилось в  начале 30-х годов, когда было в  основном покончено с детской  беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная  организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.

В первые годы советской власти стали возникать  многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский  союз рабочих писателей, Всероссийский  союз писателей и Всероссийский  союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой  были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

 Этот  процесс продолжался и в двадцатые  годы. За период 1920-1925 гг. в стране  возникали десятки литературных  групп объединявших сотни и  тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

В послереволюционный период возникли благоприятные условия  и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них  явилось Ассоциация художников революционной  России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

 Окончательно  подобные объединения прекратили  свое существование после принятия  постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке  литературных организаций" (апрель 1932 г) . в соответствии с которым  были ликвидированы группировки  и созданы единые творческие  союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК  РСФСР от 10 июля 1932 года было принято  "Положение о добровольных  обществах и их союзах", лишившие  многие общественные организации  их статуса и тем самым способствовавшие  их ликвидации (этот документ  и по сей день является единственным  в котором даны характеристики  и признаки общественных организаций).

 После  принятия этих решений на протяжении  более чем двух десятилетий  новые общественные организации,  не считая спортивных, в стране  практически не создавались. Исключение  составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

 Затем  наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так  в 1956 году были созданы такие  общественные организации, как  Ассоциация содействия ООН в  СССР, Комитет молодежных организаций  СССР, Комитет советских женщин  и т.д. Годы застоя были застойными  и для общественных объединений.  Тогда появились только три  общественные организации: Советский  комитет за европейскую безопасность  и сотрудничество 1971 год, Всесоюзное агентство по авторским правам 1973 год и Всесоюзное добровольное общество любителей книги 1974 год. Такова вкратце история самодеятельных общественных формирований. Она позволяет сделать некоторые выводы.

Появление современных неформалов.

 Вначале  отметим, что большинство добровольных  общественных формирований перестало  отражать интересы своих членов. Увеличение числа и численности  общественных организаций сопровождалось  ростом пассивной части рядовых  членов, которые ограничивали свое  участие в работе того или  иного общества уплатой членских  взносов. Вопросы политики обществ,  порядок расходования ими денежных  средств, представительство в  партийных и советских органах  все меньше зависили от основной  массы членов обществ и все  больше сосредотачивались в руках  соответствующих аппаратов и  послушных им правлений. Именно  эти обстоятельства в немалой  степени способствовали бурному  развитию различных альтернативных  самодеятельных формирований, члены  которых, ставили перед собой  задачи, созвучные целям ряда  обществ, действовали более динамично,  гораздо активнее, завоевывая все  большую популярность у различных  слоев населения.

 Главным,  определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации  и гласности, которые не только  пробудили к активной деятельности  миллионы людей, но и поставили  перед ними новые задачи. Решение  этих задач в рамках прежних  общественных формирований было  либо затруднительно, либо просто  невозможно, и, как следствие,  появились новые самодеятельные  объединения.

 И  наконец, сыграло свою роль  снятие ряда неоправданных ограничений  на объединения граждан. Результатом  всего этого закономерно явился  бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.

 Сегодня  снова, как и в первые послереволюционные  годы, активная жизненная позиция  миллионов советских людей стала  выражаться в конкретных организационных  формах, а главное стала воплощаться  в их реальных делах. Об этом  я и собираюсь рассказать. Но  прежде познакомимся поближе  с различными типами неформальных  объединений.

Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство  их стремится путем развития демократических  институтов, формирования правового  государства и тому подобными  средствами улучшить, усовершенствовать  политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего  строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно  выделить социально-прогрессивный  и ассоциальные, антисоциалистические формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Классификация неформалов

         Такой вопрос  нередко встает, когда заходит  речь о весьма специфическом  типе неформальных объединений  - о неофициальных самодеятельных  объединений, или, как иногда  говорят, “неофициалах” . Напомню,  что к таким объединениям мы  относим стихийно образующиеся  компании (главным образом подростков  и молодых людей) . На основе  общественного интереса, увлечения,  вида досуговой деятельности, подражание  выбранному типу поведения (“фанаты” , “хиппи” , “панки” , “рокеры” , “металлисты” и т.д. Их появление  в конце 70-х в начале 80-х годов  в какой-то степени напоминает  молодежный бунт против бюрократического  механизма, действовавшего в тот  период. Это был своего рода  протест части молодежи против  формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию  досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с моей точки зрения типичных объединений такого рода.

3.1. Ассоциальные

 Ассоциальные - стоят в стороне от социальных  проблем но не представляют  угрозу общества. В основном выполняют  рекриационные функции. Примеры:  панки девиз “живем здесь, сейчас и сегодня”, мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма “высокий уровень жизни” - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением” рокеры, хиппи, системы. Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Себя они называют “пиплами”, “хайрастами” и считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их “система”.

Я поднимаю свой голос за систему “хиппи” - за движение которое дает каждому  человеку возможность понять другого  человека, который ищет взаимопонимания, и позволяет ему всесторонне  совершенствоваться. Люди, которые  входят в это движение, - это люди разных возрастов, разных национальностей, они принадлежат разным культурам, разным вероисповеданиям. Я думаю, что  это действительно движение, которому принадлежит будущее...

Теперь  еще один вид неформалов ассоциальной направленности - рокеры. Слово “рокер” у нас употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок музыки и определенную часть мотоциклистов. Более употребительно оно во втором значении.

 Отличает  рокеров и определенный “возрастной ценз”: 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.

 Сегодня  объединения рокеров существуют  практически во всех крупных  городах и в подавляющем большинстве  средних и малых. Использовать  слово “объединение” здесь не  вполне правомерно - объединения,  как такового не существует. Тем  более нет организации рокеров  со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или  менее постоянные группы как  правило только для групповых  поездок. Тем не менее среди рокеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый “устав”, свой “кодекс чести”. Выработанные рокерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно.

Принцип рокера: дорога для меня, и я ежу  по ней как хочу. Подавляющее число  рокеров вполне искренне считает  этот принцип естественным и правомерным. У рокеров своя “этика” , точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди как хочешь. Остальные потерпят” . Не редко рокеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.

3.2. Антисоциальные.

 Антисоциальные - ярко выраженный агрессивный  характер, стремление утвердить  себя за счет других, нравственная  глухота. Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с “деятельностью” молодежных “банд”.

 «Банды» - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко. В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”. Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и д. р. понять молодых людей входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон.

Информация о работе Неформальные молодёжные объединения