Наука и ее роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:24, реферат

Описание работы

Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.
Целью реферата является демонстрация роли науки в формировании картины мира, роли в современном обществе. Обсуждение всех этих философских во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки, и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1. Понятие науки …………………………….……………….....4
1.1 Изучение науки в древние времена….……………..….…4
1.2 Средневековая наука…………….………………………..…..6
2. Современная наука. Основные концепции ………………...…..7
3. Роль науки в современном обществе…………………………......10
4. Наука в НИУ ИТМО…………………………………..….12
4.1 Научные школы университета………….………...13
4.2 Итоги наиболее значимых НИОКРС……….....…14
4.3 Конференции, семинары……………………….…..16
Заключение……………………………………………..…..19
Список использованной литературы ..………………

Работа содержит 1 файл

реферат по они.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. 

            Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. 

            В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития  техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что  сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. 

            Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более  отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль науки в современном обществе

 

             20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился  переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д. 

           И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства. 

            Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль  и в определении масштабов и параметров экологических опасностей. 

            Возрастающая роль  науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). 

            Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры. 

          В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций: 

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия; 

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки; 

4) культурная, образовательная функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства. 

 

 

4.     Наука в НИУ ИТМО

 

            Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ всегда являлось одним из важнейших направлений деятельности Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Многие разработки выдающихся ученых и научных коллективов Университета определили в ХХ веке направления развития целых отраслей не только отечественной, но и мировой науки и техники. На основе концепции модульного синтеза (проф. М.М. Русинов) созданы принципиально новые оптические схемы различных наблюдательных приборов, включая сверхширокоугольные объективы для аэрофотосъемки. Фундаментальное открытие проф. Ю.Н. Денисюка (впоследствии – действительный член РАН) сделало возможным создание трехмерной голографии в отраженном свете. Создание теории компьютерной оптики (проф.С.А.Родионов) привело к разработке систем автоматизированного исследования и проектирования оптических систем. Разработки в области когерентных оптических компьютеров (проф. Е.Ф. Очин) послужило теоретической основой создания цифровых голограмм. Исследования в области компьютерной логики (проф. Б.И. Федоров, проф. З.О. Джалиашвили) легли в основу создания псевдоестественных компьютерных интерфейсов. Работы в области теории алгоритмов (проф. С.А. Майоров) позволили создать первые системы автоматизации компьютерного программирования.

          В настоящее время Университет располагает научными кадрами и развитой научно-исследовательской и инновационной инфраструктурой, обеспечивающими проведение научно-исследовательских и опытно-констукторских работ по 16 направлениям (по классификатору ГРНТИ), по 4 приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации – «Индустрия наносистем и материалов», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Перспективные вооружения, военная и специальная техника», «Безопасность и противодействие терроризму», а также по 8 критическим технологиям Российской Федерации: «Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии», «Биоинформационные технологии», «Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных», «Технологии производства программного обеспечения», «Технологии распределенных вычислений и систем», «Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации», «Нанотехнологии и наноматериалы», «Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления».

          Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводятся на 49 кафедрах Университета, в НИИ нанофотоники и оптоинформатики, НИИ наукоемких компьютерных технологий, в Институте компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтелекомцентр), НИИ лазерной физики, НИИ проблем испытаний и мониторинга, в научно-технических центрах «Оптико-информационные технологии и системы» и «Информационные оптические технологии», в учебно-научно-производственном центре «Руссар», в 6 центрах коллективного пользования, а также малыми компаниями Инновационно-технологического центра (ИТЦ) Университета.

           Совмещение фундаментальных и прикладных исследований и разработок с образовательным процессом служит фундаментом для повышения качества подготовки молодых специалистов и специалистов высшей квалификации. Студенты и аспиранты принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности университета. Результаты своих работ они регулярно докладывают на «Научной и учебно-методической конференции СПБГУ ИТМО», а также на «Конференции молодых ученых».

 

4.1 Научные школы университета

 

         «Фундаментальные проблемы надежности и точности машин и приборов»

год создания 1935, основоположник-проф. Ф.Л. Литвин.

           «Оптико-электронное приборостроение» основано в 1938 году, основоположники- член-корреспондент РАН М.М. Мирошников, проф. К.Е. Солодилов, проф. С. Т. Цуккерман.

          «Теоретическая и прикладная оптотехника» основана в 1939 году, основоположники- проф. М.М. Русинов, проф. В.Н. Чуриловский.

           «Организация вычислительных систем и сетей» год основания 1952, основоположники- проф. С.А. Изенбек, проф. С.А. Майоров, проф. Г.И. Новиков.

             «Технология, организация и автоматизация производства» основана в 1953 году,основоположники- проф. С.П. Митрофанов, проф. Ю.Г. Шнейдер.

              «Теплофизика в приборостроении и технологии» год основания 1958, основоположники- проф. Г.Н. Дульнев, проф. Г.М. Кондратьев.

             «Нелинейное и адаптивное управление в условиях неопределенности»

год основания 1960, основоположники- проф. И.П. Пальтов, проф. И.В. Мирошник.

           «Исследование взаимодействия оптического излучения с веществом. Фотофизика наноразмерных систем» основано в 1961 году основоположник-член-корреспондент РАН А.М. Бонч-Бруевич.

           «Фундаментальные основы лазерных микро- и нанотехнологий» год основания 1965, основоположники- член-корреспондент РАНА.М. Бонч-Бруевич, проф. М.Н. Либенсон.

           «Электромеханические системы и средства управления ими» основано в 1966 году, основоположники- проф. Т.А. Глазенко, проф. Ю.А. Сабинин.

           «Измерительные технологии и компьютерная томография» год основания 1969, основоположник- проф.  В.А. Иванов.

           «Оптические технологии» основано в 1975 году, основоположник- проф. С.М. Кузнецов.

           «Автоматизация проектирования, технология элементов и узлов компьютерных систем» год основания 1975, основоположник- проф. С.А. Майоров.

           «Наноматериалы и нанотехнологии фотоники» основано в 1995 году,основоположник- действительный член РАН

Г.Т. Петровский.

          «Фемтосекундная оптика и фемтотехнология» год основания 1995, основоположники- проф. С.А. Козлов, проф. В.Г. Беспалов.

          «Физические основы элементной базы оптических телекоммуникационных систем и разработка специализированных интегрально-оптических устройств» год основания 1985, основоположники- д.т.н., проф. В.Н. Васильев.

           «Автоматное программирование» основано в 2000 году, основоположник- д.т.н., проф. А.А. Шалыто.

           «Гибридные оптические наноструктурированные материалы и самоорганизованные структуры» год основания 2001, основоположник- д.ф.-м.н., проф. И.Ю. Денисюк

           «Компьютерное моделирование сложных систем» основано в 2004 году, основоположники- д.т.н., проф. В.Н. Васильев, д.т.н., проф. А.В. Бухановский.

 

4.2    Итоги наиболее значимых НИОКР

 

            КОМПЛЕКС РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ФОБОС – ГРУНТ»

            Научный руководитель: Румянцев Д.М. Творческий коллектив: Латыев С.М., Марков С.Н., Костромина И.Г., Шишкина Л.Г., Агальцова Н.А., Егоров Г.В., Кананыхин В.П., Бойцев А.Ю., Марков С.Н., Деев.Ю. П.

             ИТОГИ 2008 года: Общий объем финансирования               1,9 млн. руб.

Источники финансирования               3 темы, гос. бюджет (ИКИ РАН)

Защита 1 кандидатской диссертаций.

            ОКР «Разработка и изготовление опытных образцов в штатном исполнении блоков объектива «Рефлексруссар - Ф» для российского космического проекта «Фобос – Грунт». Шифр темы – «РРФ ТСНН»

            Научный руководитель: Румянцев Д.М.

            Источник финансирования: Гос. Бюджет. Объем финансирования: 568 т.р.

             Целью работы является разработка и изготовление длиннофокусных зеркально-линзовых объективов для узкокоугольной телевизионной камеры (УТК), призванной обеспечить разрешение ~0,5 м с расстояния до поверхности Фобоса ~30 км и выполнить необходимые стереоизмерения на больших высотах. Полученная информация будет использована для исследования грунта Фобоса.

Информация о работе Наука и ее роль в современном обществе