Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:24, реферат
Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.
Целью реферата является демонстрация роли науки в формировании картины мира, роли в современном обществе. Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным.
Введение……………………………………………………..3
1. Понятие науки …………………………….……………….....4
1.1 Изучение науки в древние времена….……………..….…4
1.2 Средневековая наука…………….………………………..…..6
2. Современная наука. Основные концепции ………………...…..7
3. Роль науки в современном обществе…………………………......10
4. Наука в НИУ ИТМО…………………………………..….12
4.1 Научные школы университета………….………...13
4.2 Итоги наиболее значимых НИОКРС……….....…14
4.3 Конференции, семинары……………………….…..16
Заключение……………………………………………..…..19
Список использованной литературы ..………………
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
3. Роль науки в современном обществе
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:
1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;
2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;
4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
4. Наука в НИУ ИТМО
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ всегда являлось одним из важнейших направлений деятельности Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Многие разработки выдающихся ученых и научных коллективов Университета определили в ХХ веке направления развития целых отраслей не только отечественной, но и мировой науки и техники. На основе концепции модульного синтеза (проф. М.М. Русинов) созданы принципиально новые оптические схемы различных наблюдательных приборов, включая сверхширокоугольные объективы для аэрофотосъемки. Фундаментальное открытие проф. Ю.Н. Денисюка (впоследствии – действительный член РАН) сделало возможным создание трехмерной голографии в отраженном свете. Создание теории компьютерной оптики (проф.С.А.Родионов) привело к разработке систем автоматизированного исследования и проектирования оптических систем. Разработки в области когерентных оптических компьютеров (проф. Е.Ф. Очин) послужило теоретической основой создания цифровых голограмм. Исследования в области компьютерной логики (проф. Б.И. Федоров, проф. З.О. Джалиашвили) легли в основу создания псевдоестественных компьютерных интерфейсов. Работы в области теории алгоритмов (проф. С.А. Майоров) позволили создать первые системы автоматизации компьютерного программирования.
В настоящее время Университет располагает научными кадрами и развитой научно-исследовательской и инновационной инфраструктурой, обеспечивающими проведение научно-исследовательских и опытно-констукторских работ по 16 направлениям (по классификатору ГРНТИ), по 4 приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации – «Индустрия наносистем и материалов», «Информационно-
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводятся на 49 кафедрах Университета, в НИИ нанофотоники и оптоинформатики, НИИ наукоемких компьютерных технологий, в Институте компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтелекомцентр), НИИ лазерной физики, НИИ проблем испытаний и мониторинга, в научно-технических центрах «Оптико-информационные технологии и системы» и «Информационные оптические технологии», в учебно-научно-производственном центре «Руссар», в 6 центрах коллективного пользования, а также малыми компаниями Инновационно-технологического центра (ИТЦ) Университета.
Совмещение фундаментальных и прикладных исследований и разработок с образовательным процессом служит фундаментом для повышения качества подготовки молодых специалистов и специалистов высшей квалификации. Студенты и аспиранты принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности университета. Результаты своих работ они регулярно докладывают на «Научной и учебно-методической конференции СПБГУ ИТМО», а также на «Конференции молодых ученых».
4.1 Научные школы университета
«Фундаментальные проблемы надежности и точности машин и приборов»
год создания 1935, основоположник-проф. Ф.Л. Литвин.
«Оптико-электронное приборостроение» основано в 1938 году, основоположники- член-корреспондент РАН М.М. Мирошников, проф. К.Е. Солодилов, проф. С. Т. Цуккерман.
«Теоретическая и прикладная оптотехника» основана в 1939 году, основоположники- проф. М.М. Русинов, проф. В.Н. Чуриловский.
«Организация вычислительных систем и сетей» год основания 1952, основоположники- проф. С.А. Изенбек, проф. С.А. Майоров, проф. Г.И. Новиков.
«Технология, организация и автоматизация производства» основана в 1953 году,основоположники- проф. С.П. Митрофанов, проф. Ю.Г. Шнейдер.
«Теплофизика в приборостроении и технологии» год основания 1958, основоположники- проф. Г.Н. Дульнев, проф. Г.М. Кондратьев.
«Нелинейное и адаптивное управление в условиях неопределенности»
год основания 1960, основоположники- проф. И.П. Пальтов, проф. И.В. Мирошник.
«Исследование взаимодействия оптического излучения с веществом. Фотофизика наноразмерных систем» основано в 1961 году основоположник-член-
«Фундаментальные основы лазерных микро- и нанотехнологий» год основания 1965, основоположники- член-корреспондент РАНА.М. Бонч-Бруевич, проф. М.Н. Либенсон.
«Электромеханические системы и средства управления ими» основано в 1966 году, основоположники- проф. Т.А. Глазенко, проф. Ю.А. Сабинин.
«Измерительные технологии и компьютерная томография» год основания 1969, основоположник- проф. В.А. Иванов.
«Оптические технологии» основано в 1975 году, основоположник- проф. С.М. Кузнецов.
«Автоматизация проектирования, технология элементов и узлов компьютерных систем» год основания 1975, основоположник- проф. С.А. Майоров.
«Наноматериалы и нанотехнологии фотоники» основано в 1995 году,основоположник- действительный член РАН
Г.Т. Петровский.
«Фемтосекундная оптика и фемтотехнология» год основания 1995, основоположники- проф. С.А. Козлов, проф. В.Г. Беспалов.
«Физические основы элементной базы оптических телекоммуникационных систем и разработка специализированных интегрально-оптических устройств» год основания 1985, основоположники- д.т.н., проф. В.Н. Васильев.
«Автоматное программирование» основано в 2000 году, основоположник- д.т.н., проф. А.А. Шалыто.
«Гибридные оптические наноструктурированные материалы и самоорганизованные структуры» год основания 2001, основоположник- д.ф.-м.н., проф. И.Ю. Денисюк
«Компьютерное моделирование сложных систем» основано в 2004 году, основоположники- д.т.н., проф. В.Н. Васильев, д.т.н., проф. А.В. Бухановский.
4.2 Итоги наиболее значимых НИОКР
КОМПЛЕКС РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ ОПТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ РОССИЙСКОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ФОБОС – ГРУНТ»
Научный руководитель: Румянцев Д.М. Творческий коллектив: Латыев С.М., Марков С.Н., Костромина И.Г., Шишкина Л.Г., Агальцова Н.А., Егоров Г.В., Кананыхин В.П., Бойцев А.Ю., Марков С.Н., Деев.Ю. П.
ИТОГИ 2008 года: Общий объем финансирования 1,9 млн. руб.
Источники финансирования 3 темы, гос. бюджет (ИКИ РАН)
Защита 1 кандидатской диссертаций.
ОКР «Разработка и изготовление опытных образцов в штатном исполнении блоков объектива «Рефлексруссар - Ф» для российского космического проекта «Фобос – Грунт». Шифр темы – «РРФ ТСНН»
Научный руководитель: Румянцев Д.М.
Источник финансирования: Гос. Бюджет. Объем финансирования: 568 т.р.
Целью работы является разработка и изготовление длиннофокусных зеркально-линзовых объективов для узкокоугольной телевизионной камеры (УТК), призванной обеспечить разрешение ~0,5 м с расстояния до поверхности Фобоса ~30 км и выполнить необходимые стереоизмерения на больших высотах. Полученная информация будет использована для исследования грунта Фобоса.