Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:05, курсовая работа
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.нить.
Введение
1. Научные основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»
1.2 Направленности патриотического воспитания
1.3 Формы патриотического воспитания
2. Методический аспект проблемы патриотического воспитания
2.1 Разработка плана патриотического воспитания для учеников 1 класса
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. План патриотического воспитания для ученико
В условиях борьбы с
международным терроризмом
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития (Ефремова 2005).
На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:
- утверждение в
обществе, в сознании и чувствах
граждан социально значимых
- создание и обеспечение
реализации возможностей для
более активного вовлечения
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам
чувства гордости, глубокого уважения
и почитания символов
- привлечение традиционных
для России религиозных
- создание условий
для усиления патриотической
направленности телевидения,
- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
1.2 Направленности патриотического воспитания
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у
младших школьников интереса
к окружающему миру, эмоциональной
отзывчивости на события
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей
в практическую деятельность
по применению полученных
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и
преемственность
- дифференцированный
подход к каждому ребёнку,
- рациональное сочетание
разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм,
необходимо остановится на базовых,
глубинных и наиболее устойчивых
характеристиках этого
Этимологический анализ
понятий «род», «родство», «родня»
дает смысловую связь между
Конечно, трудно представить, чтобы человек был похож на страну, речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» - широкие поля, «голубые глаза» - ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь- неспешно текущие реки и т. д.
Широко известна цитата А. Ф. Лосева, рассматривающего Родину как «интимно-интимно - внутреннее наше» (Цит. по Кобылянский 1998). Итак, одна из главных составляющих патриотизма - идентификация человека с образами (страны, народа, культуры) по принадлежности и похожести.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина - мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми
родителей (признание
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец - защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей
получить тепло, ласка,
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества - связь функциональную : получатель добра - должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» - сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
Содержательно патриотические чувства:
- выражают субъективную
значимость идентификации
- включают эмоционально
окрашенные представления (
- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
- выступают регуляторами
конкретных действий в
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
Среди, прочих весьма
эффективных средств
В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства
содержания и формы символов -
возможности образовывать
- специфического порядка
предъявления символов - сочетание
и чередование прямых и
Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
1.3 Формы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова 2002).
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Информация о работе Научные основы патриотического воспитания младших школьников