Научные направления социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:18, творческая работа

Описание работы

Натуралистическая школа: Зигмунд Фрейд, Конрад Лоренц, Бронислав Каспер, Малиновский, Карл фон Фриш. Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов.
Марксизм: Карл Маркс, Фридрик Энгельс. Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта.
Понимающая социология: М. Вебер, Г. Зиммель, А. Фиркандт, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ф. Знанецкий, У. Томас. Основоположник понимающей социологии Дильтей разграничивал природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы.

Работа содержит 1 файл

Научные направления(социология).docx

— 24.77 Кб (Скачать)

Научные направления

Представители

Основные положения

Натуралистическая школа

Зигмунд Фрейд

Конрад Лоренц

Бронислав Каспер Малиновский

Карл фон Фриш

Ее главная черта — стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы — уже упоминавшийся нами фрейдизм и этология — наука о поведении животных, созданная К. Лоренцом и его коллегами, за которую они получили в 1973 г. Нобелевскую премию. К натуралистической школе примыкает и так называемая «функциональная теория культуры», созданная Б. Малиновским.

Марксизм

Карл Маркс 

Фридрик Энгельс

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

   

 

 

Понимающая социология

М. Вебер 

Г. Зиммель

 А. Фиркандт

П. А. Сорокин

 Т. Парсонс

 Ф. Знанецкий

 У. Томас

Основоположник понимающей социологии Дильтей разграничивал природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Считая, что общество конституируется в процессе духовного бытия индивидов, он на этом основании делал вывод о необходимости для социальных наук специфич. метода познания, отличного от методов естественных наук. Общество, по Дильтею,— человеческое порождение, и потому, выступая в качестве объекта наблюдения, оно должно открываться внутреннему чувству человека. Познающий индивид является частицей общества-исторической реальности. Такое усмотрение «конечной реальности» общества Дильтей именовал пониманием. В дальнейшем, несмотря на существования различия во взглядах разных представителей, все они признавали, как правило, онтологичное различие природы и общества и необходимость специфичности метода познания в социальных науках, считая таким методом понимание, прямое постижение, противопоставляемое характерному для естественных наук непрямому, выводному знанию.

     

Неопозитивизм

Людвиг Витгенштейн

Бертран Рассел

Неопозитивисты считали, что цель науки состоит в «формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, не допускающим двусмысленности и невыразительности». В этой связи Витгенштейн выделял 5 положений:1.Язык — суть граница мышления.2.Мир только один — мир фактов и событий.3.Предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.4.Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.5.Высшее невыразимо.

Таким образом, научным знанием у логических позитивистов считалось только такое знание, которое соответствует миру фактов и событий (описываемых естественными науками). Следовательно, возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем отвергалась, что выражалось в непризнании философии наукой, противопоставлении науки и философии (метафизики). А. Дж. Айер в книге «Язык, истина и логика» говорил: непроверяемое положение познавательно бессмысленно. Отсюда, все положения делились на:

аналитические (логически необходимые и самодостаточные, например, «Тела протяжённы»);

синтетические (эмпирически проверяемые, например, «На столе лежит книга»);

бессмысленные, ненаучные, псевдоположения.

Теория обмена

Джордж Хоманс Питер Блау

Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс и Питер Блау.       Корни теории обмена лежат в теоретическом направлении, которое называется бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение). Это направление, возникшее в американской социологии и психологии, явилось одним из оснований формирования  так называемой « поведенческой» парадигмы в социологии. В основе бихевиористких теорий лежит понимание поведения  как совокупности реакций (ответов) на воздействие внешней среды (стимулов). Поэтому схема поведения выглядит в нем достаточно жестко: стимул — реакция. Человек стремится к максимальным наградам при минимальных затратах. Подобный подход приводит к возможности трактовать поведение человека как определенную реакцию на действие того или иного стимулирующего фактора.  Взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами». Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли  как именно его поступки в прошлом. Дж. Хоманс выделяет шесть аксиоматических положениях (постулатах) теории обмела.

 1. Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получают вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определенной частотой и дальше.

2. Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие.

3.      Аксиома ценности: чем большую ценность представляет  для индивида результат его  действия, тем более вероятно  совершение им данного действия  и в последующем

4.      Аксиома депривации—пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определенную награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды

5.      Аксиома агрессии  — одобрения: а) если действие  индивида не вызовет ожидаемого  вознаграждения или приведет  к наказанию, он испытает состояние  гнева, и возрастет вероятность  того, что более ценным для  человека станет агрессивное  поведение; б) если действие  индивида ведет к ожидаемому  вознаграждению или не приведет  к ожидаемому наказанию, то  он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность  того, что он воспроизведет одобряемое  поведение, поскольку оно будет  для него более ценным.

6.      Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными  действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его  получения, наибольшая.

Неомарксизм

М. Хоркхаймер

Т. Адорно

 Г.Маркузе

   Неомарксизм обвиняет «советский марксизм» в сциентистско-позитивистском ревизионизме. Неомарксизм вульгаризирует практическую революционную направленность марксистской общественной науки, склонен к отрицанию всякого объективного, не зависящего от классового интереса содержания знания. Либеральнопозитивистскому объективизму и неокантианской «свободе от ценностей». Неомарксизм противопоставляет волюнтаристский «активизм» — не познание, но преобразование социального объекта. Крайний исторический релятивизм и субъективизм социальной философии неомарксизм закономерно ведут к волюнтаристским выводам. Неомарксизм претендовал на роль универсального «критического сознания» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы ложного и превращённого сознания. Но на деле он оказался теоретическим обоснованием противостояния реальному социализму культурного нигилизма, политического экстремизма и анархизма (в частности, в движении «новых левых»), хотя Адорно, Хоркхаймер и Хабермас отмежевались от леворадикальных выступлений последнего. Политическая идеология неомарксизм отражает неверие в революционную роль рабочего класса и стран социализма. В качестве повой движущей силы политич. борьбы и общественных изменений в современных условиях неомарксизм выдвигает «критическую. интеллигенцию», бунтующую молодёжь, студенчество, освободительное движение в «третьем мире».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Научные направления социологии