Научно технический прогресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Введение - 2 -
Глава 1. Эволюционная форма научно-технического прогресса - 3 -
1.1 Наука – отражение социальной практики - 3 -
Цель реферата – изучить формы научно технического прогресса и их влияние на жизнь человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
- изучить формы научно-технического прогресса;
- определить степень их влияния на общество;
- рассмотреть последствия научно-технического прогресса.

Содержание

Введение - 2 -
Глава 1. Эволюционная форма научно-технического прогресса - 3 -
1.1 Наука – отражение социальной практики - 3 -
1.2 Техника – предметная форма науки - 4 -
Глава 2. Революционная форма научно-технического прогресса - 7 -
2.1 Научно техническая революция - 7 -
2.2 Современный этап научно-технической революции - 8 -
Глава 3. Последствия научно-технической революции - 13 -
3.1 Влияние развития техники и технология на жизнь людей - 13 -
3.2.Социально-экономические последствия научно-технической революции - 14 -
Заключение - 16 -
список использованной литературы - 18 -

Работа содержит 1 файл

с.docx

— 37.29 Кб (Скачать)

Основной  вклад в увеличение объемов ВНП  в современных условиях вносят рост производительности труда и те факторы, которые его определяют. Последние, в свою очередь, можно подразделить на три большие группы: лежащие  на стороне вещественных элементов  производительных сил, на стороне личных элементов (рабочей силы) и организационно-экономические факторы, характеризующие способ и эффективность соединения вещественных и личных элементов в процессе производства.

По подсчетам  отечественных экономистов, наибольшая роль в повышении производительности труда принадлежит техническим  факторам — на их долю приходилось  около 60 % прироста производительности труда (на долю двух других — соответственно по 20 % общего прироста продуктивности труда).

Значение  этих факторов в повышении производительности груда не остается неизменным. Под  воздействием НТР, тех переворотов, которые она вносит в материально-техническую  базу и структуру производства, в  другие области деятельности человека, могут совершаться разительные  перемены в производительности труда. Например, происходящее под воздействием роста производительности труда  в отраслях научно-технического комплекса (т. е. отраслей, которые определяют и характеризуют НТР) удешевление  элементов новой техники может  сопровождаться повышением отдачи высококвалифицированного труда работников, создающих и  использующих эту технику. Сегодня  изменяется само содержание организации  труда. Например, компьютерные технологии, распространение персональных компьютеров, включенных в интегрированные коммуникационные системы, приводит к увеличению надомного  труда. В этом случае заметно снижаются  издержки на создание рабочих мест.

Современный этап НТР, который входит в жизнь  общества под названием технологической  революции, (его начало — 70— 80-х гг.), означает широкое развитие «безмашинных технологий», когда решающее значение приобретают новые принципы изготовления и обработки продукции, без использования  машин в привычном понимании (к  числу таких технологий относятся плазменные, электронно-лучевые, радиационные, биологические и другие виды технологий).

Использование высоких технологий повышает технический  уровень и качество выпускаемой  продукции, позволяет полнее удовлетворять  потребности общества при более  щадящем воздействии на окружающую природу и, что самое главное, — обусловливает возрастающую экономичность  производства конечной продукции, уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на его единицу. Тем  самым высвобождаются ресурсы для  использования в тех сферах, развитие которых характеризует качество жизни членов общества.

В новых  условиях изменяется оценка результатов  производства: на первый план выходит  не столько количество, сколько качество выпускаемой продукции, повышение  ее научно-технического уровня.

Другой  признак современного развития —  создание прогрессивной структуры  производства, повышение удельного  веса наукоемких отраслей, воплощающих  и обеспечивающих осуществление  плодов НТР.

Совокупность  всех названных обстоятельств сообщает движению экономики свойства нового качества экономического развития, где  целью движения становится не рост как таковой, а именно развитие, и  человек, его знания, его труд, оснащенный достижениями современной НТР, его  потребности во всем многообразии становятся «альфой» и «омегой» экономического прогресса.

До сих  пор были рассмотрены факторы, определяющие рост со стороны производства. Но в  рыночной экономике производство и  потребление не связаны непосредственно. Их связь опосредована рынком, механизм которого трансформирует их во взаимодействие «предложения» и «спроса». И хотя спрос определяется предложением (потребители, как правило, спрашивают то, что произведено и представлено на рынок), само движение совокупного спроса выступает активным фактором экономического роста. В связи с этим в экономической теории принято классифицировать факторы экономического роста и в этом аспекте, т. е. выделять факторы, лежащие и на стороне совокупного предложения, и на стороне совокупного спроса.

От факторов совокупного спроса зависит полное использование выросшего национального  «пирога» и возможности его увеличения в будущем. Ведь если он, образно  говоря, не «спрошен», т. е. не «съеден» сегодня, то нет надобности «выпекать» еще больший «пирог» завтра. В  свою очередь, спрос формируется  личными доходами граждан (предназначенными на цели потребления), государственными расходами, а также спросом на инвестиционные товары (размерами капиталовложений в инвестиции и в запасы).

 

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  РЕВОЛЮЦИИ

 

3.1 Влияние развития техники и  технология на жизнь людей

 

Все многообразие технических достижений, которые  реализовывались в истории цивилизации, современный американский социолог О. Тоффлер 5представляет в виде трех технологических волн, которые радикально повлияли не только на облик экономики, но и на культуру общества, его ценности:

- первая  волна была связана с возникновением  аграрного хозяйства. Аграрное  общество использовало примитивные  технологии, основанные на обыденном  опыте, передававшемся из поколения  в поколение. Доминирующим в  них было применение ручного  труда. Хозяйственная деятельность  людей представляла собой земледелие, скотоводство, рыболовство, примитивное  ремесло;

- вторая  волна - это комплекс технологий, обеспечивающих массовое, стандартное  производство, характерное для индустриального  мира, подобного огромной машине. Для него, по мнению О.Тоффлера, характерны централизм, гигантизм,  единообразие в труде и жизни,  массовая культура, низкий уровень  духовных ценностей, угнетение  людей, разрушение природы;

- третья  волна связана, прежде всего,  с созданием информационного  общества.

Распространение третьей волны меняет характер труда. Рутинный, повторяющийся, монотонный, дегуманизированный труд уходит в прошлое. Такого рода работу лучше человека может сделать вооруженная компьютером современная техника.

Появляется  возможность уйти от конвейера с  его расчленением труда на отдельные  примитивные операции. Сегодня один человек может произвести конечный продукт, причем не в стандартном, а  в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя. Вместо жесткого режима работы появляется возможность  иметь подвижный ее график. Резко  возрастает значимость малых предприятий. Многие виды работы оказывается возможным  делать дома.

«Драматизируя различия, мы должны сказать, - пишет  О.Тоффлер, - что в старом, массовом промышленном производстве главными были мускулы. В развитых разукрупненных отраслях главными являются информация и творчество». Экономика периода  второй волны требовала от человека исполнительной точности, умения подчиняться  власти, смирения с пожизненным трудом. Экономика периода третьей волны  требовала от человека творчества, способности быстро реагировать  на изменения, инициативности, разностороннего  развития.6

 

3.2 Социально-экономические последствия  научно-технической революции

 

НТР определила такие новации современного общества, как комплексная автоматизация, компьютеризация, роботизация, информатизация, радиоэлектронизация, химизация, биологизация, генная инженерия, применение атомной энергии, создание новых материалов и др.

НТР охватывает все сферы жизни общества, оказывая огромное влияние на политику, идеологию, международные отношения, развитие стран. Она предполагает расширение сферы деятельности людей, освоение новых областей биосферы и космоса. Главная черта НТР —интеллектуализация всех видов деятельности людей.

Однако  НТР таит в себе и серьезные  опасности для общественной жизни. Злоупотребление достижениями НТР  даже в условиях определенного контроля над их использованием может, по мнению обществоведов, привести к созданию тоталитарного технократического  строя, в котором подавляющее  большинство населения на длительный исторический срок окажется под властью  привилегированной господствующей элиты. Если же НТР примет форму бесконтрольного  процесса, то она может привести человечество к термоядерной, экологической  или социальной катастрофе.

Социально-экономические  последствия научно-технической  революции:

1) изменяется  характер труда в направлении  его усложнения, вытеснения доли  простого труда, повышения требований  к квалификации и образованию  работников;

2) возрастают  капиталовложения в науку и  наукоемкие отрасли производства;

3) изменяется  социальная структура общества, существенно растет количество  людей с высшим образованием;

4) усиливается  социальная направленность экономического  роста;

5) обостряются  проблемы занятости населения;

6) во  весь рост встают экологические  проблемы.

Таким образом, наука и техника в своем  развитии несут не только блага, но и угрозу для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью  и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и  его альтернатив. Уже в сегодняшней  реальности предотвращение нежелательных  результатов и отрицательных  последствий НТР стало настоятельной  потребностью для человечества в  целом. Оно предлагает своевременное  предвидение конкретных опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. На первый план сегодня выходит проблема гуманистического использования достижений научно-технического прогресса в интересах общества, в интересах духовного обогащения всего человечества.7

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев  вопросы, определенные задачами работы, можно сделать выводы:

1. Научно-технический  прогресс - это процесс непрерывного  развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда,  форм и методов организации  производства и труда. НТП - это процесс постоянного обновления  всех элементов воспроизводства,  главное место в котором принадлежит  обновлению техники и технологии. Этот процесс так же вечен  и постоянен, как вечна и  постоянна работа человеческой  мысли, призванной облегчить и  сократить затраты физического  и умственного труда для достижения  конечного результата в трудовой  деятельности.

2. Научно-технический  прогресс играет определяющую  роль в развитии и интенсификации  промышленного производства.

3. Основными  направлениями научно-технического  прогресса является комплексная  механизация и автоматизация,  химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

4. Экономический  эффект НТП - результат научно-технической  деятельности. Он проявляется в  форме прироста продукции, снижения  затрат на производство, а также  снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей  среды.

Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит  в удешевлении единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда  в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит  основная функция НТП, позволяющая  разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.

5. Экономический  эффект определяется как отношение  эффекта к затратам. При этом  в качестве эффекта выступает,  как правило, рост прибыли в  результате снижения себестоимости  продукции, а в качестве затрат - дополнительные капитальные вложения, обеспечивающие снижение себестоимости  по лучшему варианту.

6. Социальные  и экологические результаты осуществления  мероприятий НТП определяются  по степени отклонений социальных  и экологических показателей  от установленных нормативов, а  также по масштабам воздействия  на окружающую среду и социальную  сферу.

7. Практическая  реализация достижений НТП может  быть достигнута прежде всего  путем повышения технической  вооруженности труда работника,  т.е. ростом отношения техника:  работник, или производственные  фонды: работник.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. - М.: Издательство: «Экзамен», 2004.-192 с.
  2. Обществознание / Учебное пособие для поступающих в юридические ВУЗы, под ред. Марченко М.Н., М., 1999.
  3. Обществознание для абитуриентов. Под ред. В.Н. Князева, Л.Ш.Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова (Домашний репетитор - ГУУ). - М., Айрис-пресс, 2002.
  4. Обществознание: 10–11 кл.: Школьный словарь-справочник / В.В. Барабанов, И.П. Насонова. — М.: АСТ–Астрель, 2004.
  5. Обществознание для абитуриентов: Политология. Социальная сфера. Правоведение. Экономика. Под ред.: В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова (Домашний репетитор - ГУ У) - М., Айрис-пресс, 2002.
  6. Человек и общество. 10-11 кл. Учебник. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой - М., 2001.Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов – М.: Финансы и статистика, 2004.
  7. Человек и общество, под ред, Л.Н. Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой, М., 1997.
  8. Человек и общество, книги 1-3 под ред. В.И.Купцова, М., 1993.
  9. Чурсин А.А., Трифонов С.А. Социально-экономические аспекты НТП: учебно-методическое пособие. Ч. 2 – М.: АТ и СО, 2004.
  10. Чурсин А.А., Трифонов С.А. Социально-экономические аспекты НТП: учебно-методическое пособие. Ч. 3 – М.: АТ и СО, 2005.

Информация о работе Научно технический прогресс