Натуралистические школы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Основные натуралистические школы в социологии. Механистическая школа (Г. Чарлз, В. Оствальд, В.М. бехтерев, А. Лотка и др.) – законы физического мира используются для объяснения социального мира. Общество как статистический агрегат (основание для применения статистических методов в социологии).

Работа содержит 1 файл

Документ WordPad.doc

— 32.12 Кб (Скачать)

Натуралистические школы в социологии 

Основные натуралистические школы в социологии. Механистическая школа (Г. Чарлз, В. Оствальд, В.М. бехтерев, А. Лотка и др.) - законы физического мира используются для объяснения социального мира. Общество как статистический агрегат (основание для применения статистических методов в социологии). 

Географическая школа (В. Кузен, де Турвиль, П. де ла Блаш, К. Риттер, Ф. Ратцель, и др.). Роль физической среды, ландшафта на общество. От узкого географического детерминизма до культурного детерминизма. Теория «северного дрейфа цивилизации» (Демолен). Влияние умеренного климата на культуру (Ибн Халдун). Великие реки и цивилизация (Мечников).. Социальная экология (триединая формула Ле Пле «место обитания - труд - семья»). Геополитика (К. Хаусхофер). 

Расово-антропологическая школа (А. Де Гобино, Х. Чемберлен, Ляпуж, Аммон и др.). влияние наследственных биологических черт на поведение людей и общественную жизнь. Антропосоциология. Антропометрия. 

Биоорганическая школа (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Ворме, А. Фулье, Я. Новиков, В. Беклемишев, А. Эспинас). Социальное целое тождественно органическому целому. Становление социобиологической проблематики. Зоосоциология. Биосоциальная эволюция. 

Социал-дарвинистская школа (Берджгот, Л. Гумплович, Л. Ратценхофер, А. Смолл, У. Самнер и др.). Основные факторы социальной жизни - естественный отбор и борьба за существование. Индивидуальная и групповая борьба. Групповая борьба за господство - альфа и омега человеческой истории (Гумплович). Конфликт - основа социального процесса, интерес - его управляющий механизм, социальная жизнь - игра различных интересов (Ратценхофер). 
 
 
 
 
 
 

Развитие социологии отражает эволюцию общества, осмыслением которого изнутри она является. Периодическая смена преобладающего мировоззрения и теоретико-методологических установок в социологии также зависят от состояния общества и идейного климата эпохи. Анализ истории развития социологии показывает, что социальные теории не надстраиваются одна над другой в линейном порядке. Социологическое знание имеет циклический характер развития. В этой циклической модели различные школы чередуются, сменяя одна другую, оказываясь в то или иное время в центре внимания. 

Многообразие сменяющих друг друга школ в социологии можно свести к двум направлениям: 

1)     различным формам натурализма, в котором недооценивается

многообразная историческая обусловленность жизни общества; 

2)  субъективизму, различные системы которого пытаются преодолеть

отчуждение человека и общества. 

2.1. Натуралистическое направление 

Социология как самостоятельная научная дисциплина возникает в середине XIX века. Ее возникновение связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к познанию, для которого характерно: 

отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах; 

отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов. 

Сам позитивизм возник на основе натурализма. Середина XIX века - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого тогда и формировалась социология. 

«Царицей наук» стала биология, ее идейным эпицентром -эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюционисты того времени считали, что история природы и история человечества имеют общие законы развития, а естественные и общественные науки - единый метод, что социальная эволюция есть продолжение эволюции биологической. 

Они полагали, что, подобно закономерностям роста организмов, существует органический закон развития общественных институтов, который определяет регулярный и постепенный характер их изменений, одинаковый во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления обществом. 

Общество, с точки зрения эволюционистов, есть организм, который представляет собой не сумму отдельных индивидов, клеток, а надиндивидуальную целостность. Общество возникает на определенной стадии эволюции, когда единые законы эволюции переходят от создания индивидуальных организмов к созданию «сверхорганизмов», т.е. сообщества людей и животных. Яркими представителями эволюционизма были О. Конт и Г. Спенсер. 

Идейной основой социологической концепции О. Конта (1798-1857) явился закон «трех стадий», согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: 1. теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления; 2. метафизический, предполагающий ведущую роль философии в духовной жизни и 3. позитивный. На третьем этапе ведущую роль в жизни общества начинают играть научные знания, служащие основой политики. 

О. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от любой другой науки спекулятивного плана, т.е. не базирующейся на опытном знании. Значительное внимание О. Конт уделял методам социологического исследования и пытался их систематизировать. Он выделял: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторически-генетический метод. 

Заметный след в истории общественной мысли оставила идея О. Конта о необходимости разграничения социальной динамики и социальной статики. Первая - изучает законы общественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. Вторая - исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный консенсус). 

Другим основателем социологии является Г. Спенсер (1820-1903), самый авторитетный и популярный мыслитель второй половины XIX века. Он известен как родоначальник "органицистской школы" в социологии, пропагандист идей универсальной эволюции. Он полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. 

Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются. 

Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. 

В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций. 

В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. 

В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать существовать самостоятельно. 

Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различные подсистемы: 1. поддерживающую, 2. обеспечивающую производство источников питания (экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и основанную на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть). 

Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура и функция. 

В рамках позитивистского направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии. 

2.1.1. Расово-антропологическая школа 

Представители этого направления: Ис. А. де Гобино, Ж. Ляпуж, С. Аммон и другие считали социальную жизнь и культуру продуктом расово-антропологических факторов. Фактору расы отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества. 

2.1.2. Социал-дарвинизм 

В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование - главные факторы социальной жизни. 

Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции. Сторонники либеральных концепций А. Смолл, У. Бенджгот, Э. Ферри и другие разработали так называемую эволюционную этику, которая пыталась объяснить полезность нравственного поведения для единения и выживания людей. 

У третьего направления социал-дарвинистов (Л.Гумплович и другие) биологизация социальных явлений проявлялась в подчеркивании ведущей роли конфликтов между людьми при удовлетворении ими потребностей в процессе стремления к господству. 

2.1.3. Географическая школа 

Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит от географической среды. 

Выдающиеся социогерграфы К. Риттер и А. Гумбольдт выдвинули идею о взаимодействии природы и культуры, взаимозависимости всех элементов, формирующих конкретную географическую область

Информация о работе Натуралистические школы в социологии