Население России – вчера, сегодня, завтра

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:30, реферат

Описание работы

В данной работе рассмотрено население России: исторические факты, начало исчисления населения, также предпоследнюю перепись населения 2002 года и сделать прогнозы на будущее. Также будут рассмотрены проблемы в данной сфере и разработаны наиболее оптимальные решения этих проблем.

Содержание

1. Введение.
2. История переписей населения в России и СССР.
3. Всероссийская перепись 2002 года.
1. Изменение численности населения России.
2. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.
4. Национальный состав населения.
5. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
1. Цели и задачи демографического развития.
2. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
3. Механизм реализации концепции
6. Демографическая аналитика.
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

демография.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Компоненты изменения численности населения. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся). С 1992г. на фоне естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Даже в 1994г., когда миграционный прирост был наибольшим за последние три десятилетия и составил 0,8 млн.человек, он не компенсировал естественную убыль населения. Всего за 1989-2002гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии.

      Возрастно-половой  состав населения. По данным переписи населения 2002г., сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10,0 млн.человек против 9,6 млн.человек в 1989 году. Ухудшение соотношения полов связано с высокой преждевременной смертностью мужчин.

      На 1000 мужчин в 2002г. приходилось 1147 женщин, в 1989г. - 1140 женщин.

      Преобладание  численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

      Заметные  изменения произошли в возрастном составе населения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По сравнению с переписью 1989г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. У мужчин соответственно - на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин - на 4,6 года и 39,8 лет.

      За  межпереписной период численность  населения старше трудоспособного  возраста увеличилась на 2,6 млн.человек (на 9,5%). В то же время численность детей и подростков за этот период сократилась на 9,7 млн.человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

      Вступление  в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,2 млн.человек (на 6%). Произошли структурные изменения и внутри данной возрастной группы. В 2002г. 52,6% в численности населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989г. - 45,7%).

      Уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода - составлял в 2002г. в сельской местности 1,5 ребенка, в городских поселениях - 1,25. Средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,4 года (для мужчин - 57,1, для женщин - 71,3) в городских поселениях - 65,3 года (для мужчин - 59,0, для женщин - 72,3).

      Снижение  рождаемости и рост численности  населения трудоспособного возраста за межпереписной период привели  к уменьшению числа лиц нетрудоспособного  возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). Причем, если в городских поселениях это снижение произошло только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми, то в сельской местности снизился и показатель демографической нагрузки людьми пенсионного возраста.

      Рост  численности населения трудоспособного  возраста и дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки можно  ожидать до 2006 года. Впоследствии в  трудоспособный возраст начнут вступать поколения, рожденные в 90-х годах прошлого столетия, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить из этого возраста - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных групп, что обусловит, в свою очередь, рост показателя демографической нагрузки.

      Состояние в браке. Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989г. - 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов. Из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированном браке.

      Следует отметить, что 4,2 тыс.человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они  состоят в браке, из них 2,3 тыс.человек - в незарегистрированном.

Традиционно число  замужних женщин превышает число  женатых мужчин (в 1989г. - на 28 тыс.человек, в 2002г. - на 65 тыс.человек).

С начала 80-х  годов прошлого века наблюдалось  снижение числа зарегистрированных брачных союзов. Особенно существенным оно было в 1989-1995гг., после чего наступила относительная стабилизация. В 2002г. было зарегистрировано немногим более одного миллиона браков (в 1989г. - 1,4 млн.). Доля повторных браков в период между переписями населения остается стабильной величиной - 25-28% в общем числе заключенных браков.

      Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного  брака. За 1989-2002гг. доля таких детей  удвоилась и составила около 30% от общего числа ежегодных рождений (почти половина из них зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии (в 2000г. - 65% внебрачных детей), Эстонии (в 2001г. - 56%), Швеции (56%), Норвегии (50%), Дании (45%), Латвии (42%)1).

      За  межпереписной период на 40% увеличилось  число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло число разошедшихся. В последнее  время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков (в 1989г. расторгнуто 583 тыс. браков), в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Это привело к повышению доли разведенных в брачной структуре населения, особенно среди женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.

      Процессы, происходящие в брачной структуре населения, сказались на числе и составе домохозяйств. Переписью 2002г. было учтено почти 53 млн. частных домохозяйств, в которых проживало 142,8 млн.человек, или 98% всего населения России.

      Национальный  состав населения.

      Результаты  переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

      Национальная  принадлежность в ходе опроса населения  указывалась в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  самими опрашиваемыми на основе самоопределения  и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличалось друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп.

      Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее  именуется - Концепция), разработанная  на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О  Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 170), представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

Цели  и задачи демографического развития.

      Целями  демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности  населения и формирование предпосылок  к последующему демографическому росту.

      Задачами  демографического развития Российской Федерации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и  укрепления семьи:

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

      Приоритеты  демографического развития в области стимулирования рождаемости и  укрепления семьи.

      В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

  • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
  • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
  • создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
  • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;
  • повышение воспитательного потенциала семьи;
  • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

      Обеспечение условий для улучшения материального  положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение  уровня заработной платы.

      В целях обеспечения благоприятных  условий для укрепления семьи  необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

      Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в  случае рождения ребенка, выделение  безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

Механизм  реализации Концепции.

Реализация Концепции  предполагает:

  • объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала Российской Федерации;
  • координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение демографической ситуации в стране;
  • разработку и реализацию мероприятий, в том числе федеральных и региональных целевых программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции.

Демографическая аналитика.

Государственный комитет Российской Федерации по статистике опубликовал прогноз  населения России до 2016 года.

Предположительная численность населения Российской Федерации до 2016 года. (Статистический бюллетень). Москва. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. 1999 г.      

Все три варианта прогноза (средний, низкий и высокий) предсказывают дальнейшее уменьшение численности населения России. Ожидается, что к началу 2016 г. оно составит, в зависимости от варианта, от 128,4, 134 или 143,7 млн. человек. Согласно среднему варианту, численность 81 из 89 субъектов федерации к 2016 г. уменьшится (рис.1). Исключения - Москва, Республика Калмыкия, Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарская республики, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа.

Информация о работе Население России – вчера, сегодня, завтра