Наркотизм как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

В развитии наркотизма в стране можно выделить ряд тенденций, проявляющихся в последнее десятилетие: значительное распространение наркотизма, рост преступности, связанной с нелегальным оборотом наркотиков; расширение географии наркотизма; увеличение числа несовершеннолетних потребителей наркотических средств и все более широкое вовлечение в их потребление женщин.
Опасность и значительное распространение наркотизма породили необходимость включения действий, связанных с нелегальным оборотом наркотиков, в сферу уголовно-правовой охраны.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
1.Наркомания и её общественная опасность. Термины……4
1.1.Понятие наркомании……………………………………..4
1.2.Понятие эйфории…………………………………………4
1.3.Понятие наркотическая зависимость………6
1.4.Понятие наркотизма…………………………11
2.Из истории наркотиков………………………...........14
3. Наркотизм среди молодых.………………………….16
3.1.Наркотики среди детей………………………..16
3.2.Причины роста детской и юношеской наркомании………………………………………………19
4. Пути преодоления наркотизма……………………………….24
Заключение……………………………………………...25
Список литературы…………………………………….

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОТИЗМА (социология).docx

— 82.79 Кб (Скачать)

Нередко единственным способом избавления от ежедневных скандалов, обид и унижений для ребенка становится уход в  одурманивание. Дети наркозависимых, а  стало быть, почти всегда очень  бедных родителей (наркотики выкачивают все средства), не только очень рано приобщаются к одурманиванию, но и начинают свою наркогенную жизнь  чаще всего с наиболее доступной, но весьма опасной формы наркотизации – с использования средств  бытовой химии.

Конечно, в этих суждениях нельзя быть категоричным. Но судьба детей  в таких семья трагична. И внимание, и забота, и даже вмешательство  находящихся рядом, прежде всего  педагогов очень нужны. Тем более, в жизнь вступает уже четвертое  поколение детей «пьяных браков». Значительная часть этих детей предрасположена  к пьянству, наркотикам и психотропным средствам.

Не менее опасен для развития наркогенных привычек несовершеннолетних прямо противоположный тип семьи  – с гиперопекой в воспитании. В этом случае ребенка с раннего  детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая  ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок либо превращается в кумира семьи, чьи реальные и мнимые способности  – предмет неистощимого восхищения, либо становится объектом постоянных притязаний и требований, которые он просто не в состоянии выполнить. 
Привыкнув к постоянному контролю, этот ребенок подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, просто потому, что не умеют отказываться. Кроме того, такая психическая надломленность может привести к серьезным нервным срывам и даже к попыткам суицида.

Наркогенная жизнь гиперопекаемых несовершеннолетних обычно начинается несколько позже, чем у их гипоопекаемых  сверстников. Как правило, происходит это в подростковом возрасте –  в 13-16 лет. Причем здесь традиционными  являются для начала анаша, марихуана, иногда идет в ход и бытовая  химия. Хотя бывает, что начинают и  с героина. 
Есть у наркоманов своя классификация, определяемая материальными возможностями приобретения наркотиков. Дети богатых – элита наркоманов – употребляют героин. Средний класс пользуется гашишем, «пластиком». Бедные промышляют анашой и марихуаной. Самые обездоленные – дети из трудных семей, 8-10-летние пацаны – становятся «нюхачами», т.е. нюхают клей «Момент», ацетон, так как других возможностей у них нет. Как правило, эти ребята, несмотря на возраст, – единственные добытчики денег в семье. Отсюда независимость и полная убежденность в праве распоряжаться собственной жизнью. Такому токсикоману практически невозможно внушить, на сколько это ужасно – травить себя. У него еще нет страха ни перед деградацией, ни перед болезнью, ни перед смертью. Но он уже твердо знает, что никому не нужен и сам должен позаботиться о себе. 
Именно семья тесно связана с наибольшей частью ближайшего социального окружения юного наркомана. Это соседи, родственники, знакомые, друзья семьи. 21% опрошенных школьников ответили, что среди знакомых их семей есть люди, употребляющие наркотики. Дети знают об этом. И если не сформировать у них соответствующую оценку этого факта, они будут воспринимать его как должное.

А ведь именно в этой среде вокруг наркомана создается та атмосфера, которая либо помогает осмыслить  ему гибельность ситуации, искать и находить из нее выход, либо давит  на него своим непониманием.

Жизнь устроена так, что в массе  своей молодые люди не могут быть самостоятельными и ответственными за определенные реалии своего бытия  – нет необходимого опыта. Хочется  быстрее найти свое место в  жизни, но пока многое не выходит, все  места заняты. В этом противостоянии первыми не выдерживают молодые. И уходят от нас, иногда в прямом смысле – уходят из дома. Куда? Очень  часто это бывает уход в мир  наркотиков. 
Отчуждение – оно возникает в семье, в школе. А сегодня отчуждение столь явно во взаимоотношении поколений, что его можно считать приметой времени.

Также в обществе стало устойчивым отношение к наркоманам как к  преступникам. Это ведет к тому, что они неизбежно начинают чувствовать  себя такими. Более 48% наркоманов ответили, что к ним применялись меры общественного воздействия.

Объективно роль педагогов всех рангов сейчас значительнее, чем в  минувшие годы. Добровольно занимаются домашним хозяйством матери, либо потерявшие работу, либо не работавшие раньше, но желающие найти работу. А просто не работать и заниматься делами семьи  под силу сейчас очень немногим. И у мужчин нагрузка существенно  увеличилась. Вот и получается, что  учителям, воспитателям, наставникам  приходится выправлять, если еще возможно, огрехи домашнего воспитания, во многом его восполнять. Эта проблема не нова, но сегодня она приобрела  столь острый характер, что о ней  надо говорить со всей силой. Все это  происходит после распада молодежных организаций, разрушения социально-бытовой  инфраструктуры, обеспечивающей развитие детей и юношества.

Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких  детей в общем числе сирот  в России 95%. Свыше 200 тысяч детей  содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов.

Из множества причин, порождающих  детскую наркоманию, существует еще одна, вызваннаю научно-техническим прогрессом. С самой неожиданной стороны раскрывается в свете проблем наркомании безобидный, на первый взгляд, компьютер. Уже нельзя игнорировать тот факт, что глобальная информационная сеть Интернет, опутавшая планету, активно используется наркомафией. Об этом говорят исследования, проведенные специалистами Всероссийского научно-исследовательского института МВД России. Несколько месяцев покопавшись в Интернете, они установили, что в сети на разных языках мира располагается большое количество информации, связанной с темой наркотиков. Многие интернетовские странички откровенно и цинично стремятся открыть дорогу в мир дурмана. Можно найти информацию о том, как и из чего приготовить наркотик, получить урок распространения зелья, что нужно делать и как себя вести при задержании милиции и т.д. 
Т.о., можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с наркоманией, особенно в молодежной сфере, которую под силу решить, взявшись за нее только всем миром. 5

 

 

 

 

4. Пути преодоления наркотизма

Лучшая методика борьбы с  наркотизмом - профилактика. Ведь как  показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств  в предотвращение этого разрушительного  явления, нежели в устранении его  последствий.

Тяжесть течения болезни  усугубляется тем, что пристрастившийся к наркотикам попадает в замкнутый  порочный круг: растет потребность  в зелье и одновременно нарастают  абстинентные расстройства. Даже при  желании избавиться от пагубной привычки наркоман, как правило, не в состоянии  это сделать без квалифицированной  медицинской помощи. Лечение наркоманов на сегодняшний день - серьезная  проблема здравоохранения во всем мире. Выделяют добровольное и принудительное лечение.

Добровольное лечение  наркоманов проводится в условиях стационара или наркологического диспансера. Принудительное делится в свою очередь на лечение, которое осуществляется в административном порядке, и лечение, которое осуществляется в уголовно-правовом порядке. Таким  образом, в добровольном лечении  наркомании следует различать два  этапа. Первый осуществляется в рамках наркологических отделений психиатрических  больниц, а еще лучше - в наркологических  стационарах, а второй - в рамках наркологического диспансера.

В случаях когда наркоманы  уклоняются от лечения, применяется  принудительное лечение в административном порядке. Это одна из важных и действенных  мер по борьбе с наркотизмом, так  как реально среди наркоманов, к сожалению, не так уж много тех, кто по своей инициативе обращается за стационарной медицинской помощью  или даже согласен на добровольное лечение (работники органов внутренних дел, обнаружив наркомана, в первую очередь должны предложить ему пройти курс добровольного лечения).6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наркотизм - социальный феномен, который охватывает различные этапы исторического развития общества. Основными понятиями наркотизма являются: наркотики, наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес. Эйфоризирующий эффект является важной причиной, привлекающей человека к наркотикам, способствует стихийному росту наркотизма и вызывающему серьезные негативные последствия. Важная, с точки зрения социальных последствий, сторона механизма сложного взаимодействия наркотиков и организма человека заключается в развитии привыкания- но есть и другие специфические негативные социальные последствия распространения наркомании. Прежде всего, серьезная социальная опасность связана с тем, что наркоманы втягивают в свой омут новичков. Систематический прием наркотических средств приводит к физической и умственной деградации. Распространение СПИДа среди больных наркоманией приводит его к переходу в другие группы населения. Лечение наркомании в настоящее время вынужденно содержит элемент принуждения, одно из основных требований лечения - строгая изоляция наркоманов от внешнего мира. В качестве приоритетного направления должно стать формирование у населения наркотического иммунитета, под которым следует понимать способность населения или человека противостоять любым незаконным действиям с наркотиками, основанную на социальном контроле и самоконтроле. Таким образом, наркотизм - опасное социальное явление, любая его разновидность - жестокое и мрачное заболевание.

 

 

Список литературы

  1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Профилактика наркотизма: теория и практика/учебное пособие/ С.В.Березин.-СПб,2007г.-с.56-62

  1. Бондырева С.К, Колесов Д.В. Наркотизм. Природа и преодоление/учебное пособие/ С.К.Бондырева.-МПСИ, МОДЭК:.-М, 2006г. – с.13-18

  1. Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма/учебное пособие/Л. Кесельман.-СПб, 2005г.- с.24-67

  1. Кэмпбелл Р. Ваш ребенок и наркотики. /учебное пособие/Кэмпбелл Р.- Мирт, 2004 г. – с.56-81

  1. Романова Л.И. Наркомания и наркотизм./учебное пособие/ Л.И.Романова.-Юридический центр Пресс:.-М, 2006г. – с.100-121

  1. Наркотизм. URL: http://www.pravo.vuzlib.net (д.о. 1 ноября 2011г)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование и  влияние средств массовой информации 

Наиболее распространенными  инструментами борьбы с наркотиками  в США стали образование и  усилия средств массовой информации. Традиционно эти программы рассчитаны на подростков и молодых людей  – две наиболее явные группы риска. В последнее время делаются усилия распространить их влияние и на детей.

Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. На самом деле, многие штаты сегодня требуют  включения в школьный курс тем  по употреблению алкоголя и других наркотиков, хотя государственные законы, к сожалению, не были систематизированы  и переведены в доступные инструктирующие  программы. Более того, в прошлом  применению таких программ препятствовала недостаточная подготовка учителей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков. Тем  не менее, в последние годы произошло  много изменений и школьные программы  все более систематизируются. Что  происходит, когда вводятся курсы  по изучению действия алкоголя и наркотиков? Результаты различны. Главный результат  заключается в том, что общий  уровень знаний об алкоголе и наркотиках повысился. Тем не менее, не произошло  заметных изменений в употреблении веществ. На самом деле, в некоторых  случаях было установлено, что образовательная  программа в краткосрочном аспекте  увеличила употребление наркотиков студентами! Так или иначе, нужно  с осторожностью относиться к  этим данным, до тех пор пока не будут  проведены более систематизированные  исследования действия образовательных  программ, особенно исследования долгосрочных аспектов их влияния. Хотя расширение знания об алкоголе и наркотиках не следует рассматривать только как  путь к модификации их использования. 
Одним из факторов, который влияет на такое развитие дел, является возраст, в котором начинается изучение наркотических средств. Как результат данных, показывающих, что маленькие дети уже начали формировать свои понятия об интоксикации, культуре питья и последствиях алкоголизма, больше внимание стало уделяться образовательным материалам для детей начальной школы. Подготовка материалов для такого уровня развития скорее всего более эффективна, чем попытки изменить более прочно укоренившиеся представления о наркотиках в старших классах. Как пример этого можно рассмотреть отношение к курению. Когда ученые захотели определить лучший возраст для внедрения программ борьбы с курением, они исследовали 500 школьников 6-х, 9-х и 12-х классов школ Массачусетса. Результаты показали, что наибольшего эффекта обучение достигло в 6-х классах. У исследователей было несколько причин для этого заключения. Первая из них – то, что только 6,5% учеников 6-х классов описали себя как случайных или постоянных курильщиков, то же сделали в 9-х – 21% или в 12-х – 32%. Ученики 6-х классов показали также меньшее давление закурить со стороны сверстников, чем ученики 9-х и 12-х, меньше знаний о табаке и последствиях его употребления и меньше осведомленности об отношении к табаку их родителей. В добавление к этому, многие ученики говорили, что собираются начать курить в ближайшие пять лет. Таким образом, обучение по программам борьбы с курением должно дать наиболее положительный эффект именно в этой группе учащихся.

Имеет отношение к написанному  выше и растущая роль родителей, которые  должны быть образцами для своих  детей. Согласно директору Национального  института по борьбе с наркотиками  Ду Понту: "Занимательно, но после  десятилетия исследований роли родителей, которые мы проводили, сегодня мы заново открываем, что родители, которых  мы считали невеждами в лучшем случае и "проблемой" в худшем, на сегодняшний день являются "решением проблемы наркотиков". Хотя это заявление  можно считать преувеличением, родители все же являются важным – а, возможно, и решающим – элементом в профилактике употребления наркотиков. Растущее внимание к роли родителей за последнее  десятилетие берет начало в предпосылке, что проблема употребления наркотиков – семейная проблема. Программы, сосредоточенные  на вкладе родителей, стараются увеличить  роль обсуждений в семье проблем  алкоголя и наркотиков, для того, чтобы родители стали образцом для  детей, научив их вообще не употреблять  наркотические препараты или  ответственно подходить к употреблению приемлемых наркотиков, например алкоголя. Смысл одной из этих программ, называемой "Сила правильного воспитания", заключается в том, чтобы родители осознали, какое глубокое воздействие оказывает на детей их поведение. Дети, особенно в дошкольный период, прямо копируют поведение своих родителей, когда ищут образец подходящего для ситуации поведения. Цель программы в том, чтобы родители поняли какими путями они влияют на своих детей в отношении употребления наркотиков и чтобы помочь родителям определить, из чего складывается "ответственное поведение", например, в плане культуры питья. 
Образовательные программы дополняются средствами массовой информации, т.е. через телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы и специальную печатную продукцию, предназначенную для широкого распространения, хотя телевидение и радио чаще всего используются в этих целях. Так как кампании в средствах массовой информации часто состоят из повторения относительно кратких сообщений (к примеру, 15-й секундные телевизионные ролики), создатели этих кампаний обычно используют единый лозунг, который объединяет разный материал. Примерами девизов некоторых современных кампаний являются "Просто Скажи Нет" для наркотиков и "Знай Когда Сказать Хватит", "Друзья Не Позволяют Друзьям Водить В Нетрезвом Состоянии" для алкоголя. Большинство современных антиалкогольных кампаний направлены на снижение случаев вождения в нетрезвом виде.

Еще не ясно, насколько велика эффективность таких кампаний, но очевидно, что эти программы способствуют распространению знания о наркотиках в обществе. Следует особо заметить, что кампании по предотвращению вождения в нетрезвом состоянии заметно  подняли уровень знаний (к примеру, знания о законодательном определении  интоксикации). Но так же, как и  в случаях других подходов, отношение  меняется гораздо слабее. Так или  иначе, нет прямых доказательств  того, что в результате кампаний в средствах массовой информации происходят значительные изменения  в употреблении алкоголя и наркотиков. Такой подход, возможно, будет более успешен при воздействии на конкретные группы употребляющих наркотики.

Информация о работе Наркотизм как социальное явление