Наркотизм как социальное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:47, реферат

Описание работы

Проблема контроля наркотизма, несмотря на длительную историю попыток ее решения специалистами и неизменный интерес к ней широкой общественности, остается чрезвычайно актуальной. В основе такого внимания лежит ряд прагматических причин, и, прежде всего, связанный с распространением наркотиков рост уровня противоправного поведения в современном российском обществе. Распространение наркотиков опасно для общества и в экономическом смысле, поскольку является одной из основных причин потерь в национальной экономике большинства стран.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Наркотизм как социальное явление ………………………..6
1.1. Социологические теории наркотизма ………………………….. 9
1.2. Социальный контроль наркотизма …………………………….. 12
Глава 2. Наркотизм и наркомания в современной России ……….. 15
2.1. Наркотическая зависимость………………………………..…... 17
2. 2. Классификация наркотиков……………………………………...20
2.3. Контроль наркотизма в России…………………………………..26
Заключение …………………………………………………………….29
Список использованной литературы …………………………………31

Работа содержит 1 файл

Наркотизм - как соц. явл..doc

— 143.00 Кб (Скачать)

       Социальная  политика ХХI века трансформировала традиционные взаимоотношения человека с психоактивными веществами в новое социальное явление с беспрецедентным в истории уровнем злоупотребления ими и связанной с этим преступности. Наркотики никогда раньше не приобретали такой общественной значимости, и никогда реакция общества на них не была болезненной, настолько, что некоторые исследователи определяют ее как "моральную панику ".

       Нынешний  этап теоретического развития политики в отношении наркотиков связан с  поиском ее научно-методического  обоснования, планирования и оценки. Первые подобные попытки были связаны с так называемым "гуманистическим подходом", который направлен, прежде всего, на развитие мер первичной профилактики, в частности, образовательных программ. Наиболее важными составляющими системы контроля над наркотиками стали признаваться общественный порядок и общественное здоровье, защита детей как основной группы "риска", и выработка максимально эффективных способов использования общественных ресурсов. Однако критики этого подхода неизменно подчеркивали, что он игнорирует остальные не менее важные стороны проблемы – медицинскую, экономическую, криминологическую и юридическую. В результате проблема контроля над наркотиками была сформулирована в терминах оценки и планирования в двух основных аспектах:

       а) контроль со стороны МВД, который включает в себя оценку действий милиции, связанных с реализацией уголовной политики по отношению к спросу и предложению на рынке наркотиков. Здесь, в качестве промежуточных переменных могут рассматриваться: количество лиц, задержанных на незаконные действия с наркотиками; показатели криминального поведения, связанного с наркотиками; количеством соответствующих судебных дел и их исходы; уровень незаконной экономической деятельности, связанной с наркобизнесом; транзит наркотиков через границы; нелегальное производство наркотиков и т.д.

       б) управление здоровьем, которое понимается как совокупность всех явлений, с  которыми сталкивается система здравоохранения: лечение наркомании, а так же ассоциированных  с ней состояний – гепатита, интоксикаций, СПИДа и пр., реабилитация наркозависимых, подростковая смертность, связанная с наркоманией, вследствие передозировок наркотиков, СПИДа, и других заболеваний.

       В соответствии с этими двумя аспектами  контроля можно выделить две политические стратегии, направленные на разрешение проблем наркомании – политику общественной безопасности и политику общественного здоровья. Первая из них воплощена в существующем ныне запретительном режиме, базируется на определении наркоманов как преступников, реализуется органами юстиции и правоохранительной системой, в основном, с помощью репрессивных мер. Вторая является элементом общей политики проводимой государством в сфере здоровья. Она направлена на пропаганду здорового образа жизни, первичную профилактику наркомании, осуществляемую методами воспитания, обучения, информирования, пропаганды, а так же раннего выявления наркозависимых и возвращение их в общество, т.е. использует принципы вторичной и третичной профилактики.  
 
 

       Заключение

       Несмотря  на продолжительную историю попыток  контроля распространения наркотиков в России, государственное управление в этой сфере характеризуется отсутствием целостного методологического подхода к решению проблемы. Цели и задачи антинаркотической политики, декларируемые законодательством, целевыми федеральными и региональными программами не имеют под собой системной методологической основы, часто не подразумевают операционализируемых решений, не воспринимаются и не понимаются ключевыми специалистами и рядовыми сотрудниками институтов и организаций, ответственных за контроль наркотизма в рамках своей профессиональной деятельности. Все это определяет необходимость формулирования методологических оснований для деятельности государственных институтов в сфере контроля девиантного поведения вообще и наркотизма в частности.

       Деятельность этих институтов социального контроля сегодня характеризуется крайней неэффективностью. В системе социального управления в отношении девиантного поведения сложилась ситуация, когда модели управления на руководящем и исполнительном уровнях противоречат друг другу. Общая государственная политика, выражающаяся в существующем законодательстве и задачах, ставящихся перед институтами социального контроля, особенно здравоохранения и милиции, больше всего соответствует запретительной политике. Реальная же деятельность этих институтов ближе к стратегии "снижения вреда". Главной причиной такого противоречия выступает отсутствие организационно-функционального планирования в данной сфере. Специалисты, непосредственно имеющие дело с проблемой наркотизма, работают в условиях дефицита необходимых ресурсов, при отсутствии формализованных методов работы, и зачастую без необходимых должностных полномочий.

       Дальнейшее  развитие теории и практики социального  контроля наркотизма представляется в развитии территориальной системы социально-медицинского управления здоровьем, планирования и оценки с точки зрения генеральных приоритетов общественного здоровья, принятых в той или иной общности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

    1. Бабаян, Э.А. Критерии определения наркотических средств // Российская юстиция, 2007. №3. с.49-53.
    2. Большая Советская Энциклопедия
    3. Девиантность и социальный контроль в России. - Спб.: Алетейя, 2008. -      C. 41 – 44
    4. Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007. – Т. 10 №3. – С. 23-27
    5. Кудрявцев, В. Н. и др. Социальные отклонения: Введение в общую теорию / В. Н. Кудрявцев, Ю.В.Кудрявцев, В. С. Нерсесянц. 2-е изд. М.: Юридическая литература, 2009. – 365 с.
    6. Лисовский, В.Т. и др. Наркотизм как социальная проблема / В.Т. Лисовский, Э.А.Колесникова. (Человек и общество. Вып. 10). – СПб.: Издательство СПб Университета, 2007. – 200 с.
    7. Позднякова М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / ИСИ РАН. – М., 2009 – 81 с.
    8. Статистика наркомании в России. URL: http: // www. rian. ru

Информация о работе Наркотизм как социальное явление