Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:47, реферат
Проблема контроля наркотизма, несмотря на длительную историю попыток ее решения специалистами и неизменный интерес к ней широкой общественности, остается чрезвычайно актуальной. В основе такого внимания лежит ряд прагматических причин, и, прежде всего, связанный с распространением наркотиков рост уровня противоправного поведения в современном российском обществе. Распространение наркотиков опасно для общества и в экономическом смысле, поскольку является одной из основных причин потерь в национальной экономике большинства стран.
Введение …………………………………………………………….. 3
Глава 1. Наркотизм как социальное явление ………………………..6
1.1. Социологические теории наркотизма ………………………….. 9
1.2. Социальный контроль наркотизма …………………………….. 12
Глава 2. Наркотизм и наркомания в современной России ……….. 15
2.1. Наркотическая зависимость………………………………..…... 17
2. 2. Классификация наркотиков……………………………………...20
2.3. Контроль наркотизма в России…………………………………..26
Заключение …………………………………………………………….29
Список использованной литературы …………………………………31
Социальная политика ХХI века трансформировала традиционные взаимоотношения человека с психоактивными веществами в новое социальное явление с беспрецедентным в истории уровнем злоупотребления ими и связанной с этим преступности. Наркотики никогда раньше не приобретали такой общественной значимости, и никогда реакция общества на них не была болезненной, настолько, что некоторые исследователи определяют ее как "моральную панику ".
Нынешний этап теоретического развития политики в отношении наркотиков связан с поиском ее научно-методического обоснования, планирования и оценки. Первые подобные попытки были связаны с так называемым "гуманистическим подходом", который направлен, прежде всего, на развитие мер первичной профилактики, в частности, образовательных программ. Наиболее важными составляющими системы контроля над наркотиками стали признаваться общественный порядок и общественное здоровье, защита детей как основной группы "риска", и выработка максимально эффективных способов использования общественных ресурсов. Однако критики этого подхода неизменно подчеркивали, что он игнорирует остальные не менее важные стороны проблемы – медицинскую, экономическую, криминологическую и юридическую. В результате проблема контроля над наркотиками была сформулирована в терминах оценки и планирования в двух основных аспектах:
а) контроль со стороны МВД, который включает в себя оценку действий милиции, связанных с реализацией уголовной политики по отношению к спросу и предложению на рынке наркотиков. Здесь, в качестве промежуточных переменных могут рассматриваться: количество лиц, задержанных на незаконные действия с наркотиками; показатели криминального поведения, связанного с наркотиками; количеством соответствующих судебных дел и их исходы; уровень незаконной экономической деятельности, связанной с наркобизнесом; транзит наркотиков через границы; нелегальное производство наркотиков и т.д.
б) управление здоровьем, которое понимается как совокупность всех явлений, с которыми сталкивается система здравоохранения: лечение наркомании, а так же ассоциированных с ней состояний – гепатита, интоксикаций, СПИДа и пр., реабилитация наркозависимых, подростковая смертность, связанная с наркоманией, вследствие передозировок наркотиков, СПИДа, и других заболеваний.
В
соответствии с этими двумя аспектами
контроля можно выделить две политические
стратегии, направленные на разрешение
проблем наркомании – политику общественной
безопасности и политику общественного
здоровья. Первая из них воплощена в существующем
ныне запретительном режиме, базируется
на определении наркоманов как преступников,
реализуется органами юстиции и правоохранительной
системой, в основном, с помощью репрессивных
мер. Вторая является элементом общей
политики проводимой государством в сфере
здоровья. Она направлена на пропаганду
здорового образа жизни, первичную профилактику
наркомании, осуществляемую методами
воспитания, обучения, информирования,
пропаганды, а так же раннего выявления
наркозависимых и возвращение их в общество,
т.е. использует принципы вторичной и третичной
профилактики.
Заключение
Несмотря
на продолжительную историю
Деятельность этих институтов социального контроля сегодня характеризуется крайней неэффективностью. В системе социального управления в отношении девиантного поведения сложилась ситуация, когда модели управления на руководящем и исполнительном уровнях противоречат друг другу. Общая государственная политика, выражающаяся в существующем законодательстве и задачах, ставящихся перед институтами социального контроля, особенно здравоохранения и милиции, больше всего соответствует запретительной политике. Реальная же деятельность этих институтов ближе к стратегии "снижения вреда". Главной причиной такого противоречия выступает отсутствие организационно-функционального планирования в данной сфере. Специалисты, непосредственно имеющие дело с проблемой наркотизма, работают в условиях дефицита необходимых ресурсов, при отсутствии формализованных методов работы, и зачастую без необходимых должностных полномочий.
Дальнейшее
развитие теории и практики социального
контроля наркотизма представляется в
развитии территориальной системы социально-медицинского
управления здоровьем, планирования и
оценки с точки зрения генеральных приоритетов
общественного здоровья, принятых в той
или иной общности.
Список использованной литературы