Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание работы

Наркотизация общества - одна из самых острых проблем не только российского, но и мирового сообщества.

Работа содержит 1 файл

Наркотизация населения.docx

— 36.61 Кб (Скачать)

2.1 Макросоциальный  уровень

Макросоциальный уровень: глубина социально-экономического и политического кризиса в  стране или регионе с ростом инфляции, безработицы, неплатежами, забастовками, миграцией населения, беспризорностью; несовершенство законодательства, нарушения  Конституции, использование отдельных статей законодательства («правовые стереотипы»); смена идеологии и деидеологизация, преобладание «эклектической» картины мира, размытая мировоззренческая концепция в стране, дегуманизация общественных отношений; утрата доверия населения к руководству страны, региона, даже учреждения, отчуждение целей руководства и населения, обнищание народа; локальные войны, терроризм, разгул преступности, затяжные конфликты, чувство незащищенности от них, распространенность посттравматических и соматоформных расстройств у комбатантов, беженцев и мигрантов и дестабилизация у коренного населения; «истеродемонический ренессанс» с увеличением числа тоталитарных и деструктивных сект и асоциальных идеологий и «примитивной» религиозности; урбанизация и глобализация жизни, распространенность социально-стрессовых ситуаций на производстве; неуверенность и нестабильность в настоящем и будущем; рост преступности и коррупции, проституции, рабства, суицидов, асоциального и аморального поведения; рост национализма и сепаратизма, обострение межнациональных противоречий, включая национальные культуры и религии; обострение противоречий между социальными группами, нарастающий разрыв между различными слоями населения (богатыми и бедными; наркотики для богатых и наркотики для бедных и т.п.), отсутствие (размытость) среднего класса; девальвация традиционных национальных, морально-этических ценностей, недоступность и подмена «высокой» культуры на массовую, разрушение материальной базы досуга и спорта; давление средств массовой информации по разрушению идеологии, системы ценностей, национальной культуры и образа жизни; отсутствие государственной позиции в отношении антиалкогольной антинаркотической политики; мифологизация коллективного сознания в отношении психоактивных веществ, терпимое отношение к табакокурению, пьянству, целому ряду психостимуляторов, их «открытая» пропаганда; малоэффективная и беспомощная антиалкогольная и антинаркотическая политика государства, однобокий ее крен в сторону медицины, развал наркологической службы и ее малое финансирование; агрессивное давление при попустительстве государства и общества к расширенному производству и пропаганде спиртных и пивных напитков и даже нелегальных наркотиков.

2.2 Микросоциальный  уровень

Микросоциальный уровень: искажение и нарушение  структуры и функций семьи, низкий образовательный, педагогический и  культурный уровень родителей, отрицательный  психологический климат и отчуждение в семье, отсутствие помощи государства  в воспитании детей, педагогическая и социальная запущенность при наличии  семьи, слабый социальный контроль и  низкая правовая культура семьи и  контроль со стороны общества и государства; атмосфера терпимости к употреблению ПАВ в семье ее членами, а также  детьми и подростками, питейные традиции в родительской и прародительской  семьях, безразличное отношение ближайшего окружения к наркотизации и алкоголизации  подростков, алкогольные и никотиновые  стереотипы в повседневном общении  и времяпрепровождении; терпимость к асоциальным группам в семье, в школе, к «модным» формам времяпрепровождения  в сочетании с алкоголизацией и наркотизацией, включая школьные праздники и молодежные развлекательные  мероприятия; пренебрежение работой  и учебой, делинквентность, микросоциальная  пассивность и отсутствие обязательств в семье и школе, конформное и  пассивное поведение, несогласованность  взаимоотношений между семьей, школой, молодежными организациями и  группами, нарушения социализации и  трудности адаптации в новой  социально-экономической среде; диспропорции и несбалансированность мужского и  женского труда, трудности в создании семьи в связи с диспропорцией  положения женщины и мужчины  в семье и обществе.

2.3 Семья

Как правило, именно проблемы в семье толкают человека в "группу риска", создают почву  для обращения к наркотикам. Психологами  давно доказано, что неполная семья  сама по себе порождает патологии  развития. У детей с одним родителем  чаще всего возникают трудности  общения, такие дети должны получать "тройную дозу" внимания и любви. Существуют понятия "семейный дефицит" и "социальный голод", когда ребенок  растет без внимания и заботы, без  необходимого общения, что часто  является причиной обращения к спиртному  и наркотикам в период взросления.

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. В семье, где не могут  избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где  у родителей постоянные "секреты" и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок  изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое  насилие детей, насилие между  родителями. У таких детей возникает  чувство одиночества, скуки, легко  рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или  же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности. У избиваемых детей  отмечают склонность к разрушению и  протесту, низкий самоконтроль, слабость познавательных интересов, нежелание  трудиться. Все это, в случае встречи  с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время  как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность  в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего  употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом неблагоприятных жизненных  событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполноценности, переживают чувство мести и ненависти  к родителям и учителям, не желающим понять их. Не имея возможности объяснить  дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. По данным анонимного опроса в одной  из школ, в свои 16-17 лет 62% детей пьют, 22% - курят и 8% употребляют наркотики. Отвержение, холодность, отсутствие тепла  и ласки со стороны родителей  сначала травмируют ребенка, а затем  ожесточают его, подталкивают к "другой жизни", в другое общество, где  он будет понят, принят, где его  не осудят.

Даже в благополучных  семьях родители часто не способны обеспечить развлечения ребенку, он нуждается не только в заботе о  пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его  свободного времени, в поддержании  интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень  семьи, чем интереснее и спокойнее  ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям  родителей, тем реже попадает под  власть сиюминутных впечатлений  и развлечений, предлагаемых ему "на улице", тем менее подвержен  влияниям моды.

Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка "спасаться" от родителей "на улице". Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота  становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится "сбросить оковы", что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый "асоциальный" облик  тому образцу, который навязывает ему  заботливая семья. При опросе студентов  английских колледжей о причинах употребления наркотиков один молодой  человек заявил, что любой аспект его жизни контролировался и  манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так  как это была одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный контроль. В данном случае причина употребления - чувство  безвластия над своими собственными решениями и действиями.

Еще один из плодов гиперопеки - инфантилизм растущего  человека, его затянувшаяся "детскость", неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко  попадает под влияние более опытных  приятелей, его легко уговорить  попробовать наркотик или подбить  на любую хулиганскую выходку, т. к. у такого "тепличного растения" не выработано противоядие против дурных влияний.

"Кумир семьи", объект всеобщего восхищения  и поклонения, единственный ребенок  многочисленной родни. Для него  привычны вседозволенность, неограниченная  власть над родственниками, которые  не накажут, и в конечном  итоге - презрение к ним, а  заодно и к учителям, сверстникам.  Кумиры, привыкшие быть объектом  всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая  выходка и любой шокирующий  поступок, какими и кажутся им  в их юные годы употребление  алкоголя и наркотиков.

Все вышесказанное  не означает, что употребление наркотиков - результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложностями  развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят  от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может  быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, "пробование" в компании сверстников с познавательными  целями, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости - проявление не отклонения, а скорее нормального поведения. Одна из ведущих  исследователей наркомании И. Н. Пятницкая  делает вывод о том, что шаг  подростка к наркотикам - это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту. Подростков интересуют возможности  их сознания, получение нового, неизведанного  чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся  познать мир, "все в жизни  попробовать", ощутить свою полноценность  в компании ровесников, самостоятельность  в принятии решений, солидарность со сверстниками.

Задача семьи - воспитать гармоничную личность, не подверженную социально-негативным явлениям.

3. Психологические  причины

Среди психологических  факторов, влияющих на наркотизацию общества можно выделить следующие: Личностная незрелость в семейной и общественной жизни, узкий круг интересов, асоциальные  увлечения, низкие духовные запросы, стереотипность поведения; неопределенность профессиональных ориентации, отсутствие социально значимых установок; дефицит социальных мотиваций, утрата перспектив для профессионального  и личностного роста; потребительское  отношение к жизни, стереотипные подходы и решения; гедонистическое  отношение к жизни и потребностям; незащищенность перед рекламой, навязыванием потребительского отношения к личным запросам, подражательство; неспособность  противостоять сиюминутным удовольствиям, влиянию сверстников, группы; неуравновешенность, вспыльчивость, обидчивость, капризность, эгоистичность, эмоциональная лабильность; слабая усвояемость и развитость морально-нравственных чувств и категорий; неадекватная самооценка и слабая Я - концепция, незрелые механизмы психологической  защиты; неспособность противостоять  групповому давлению, зависимость от мнения сверстников; усвоение стереотипов  потребления ПАВ, чрезмерное к ним  любопытство, незнание вреда ПАВ, в  первую очередь спиртных напитков, наркотиков, поддержание этих стереотипов  в семье, в школе, группе

Благоприятным поводом попробовать наркотики  становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять  настроение. Способность седативных (успокоительных) и психоделических наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии. В ее тяжелых формах употребление наркотиков становится выражением стремления к самоуничтожению медленным самоубийством. Если сначала наркотик "работает" средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте.

Психологи и  врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет  наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются  и чувствуют себя неуютно в  обществе, трудно справляются с трудностями  в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности  в завтрашнем дне. Это могут быть "тонкие натуры", остро чувствующие  дисгармоничность и враждебность окружающего  мира, критически относящиеся к всеобщим авторитетам, противопоставляющие  себя обществу, оцениваемому ими как "толпа", склонные к уединению  и уходу в собственный мир. У них может быть выражено чувство  застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельности в обществе. Такие  люди ищут в наркотике более полноценное  существование. Поиск особых чувственных  впечатлений особенно характерен для  людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений и свойств  привычных вещей, изменения мира, в котором существуют, создания мира "для себя", для удовлетворения потребностей созерцания. Люди из артистической  и художественной среды особенно остро чувствуют свою незащищенность в обществе, нестабильность своего социального положения. Нередко  употребление наркотиков становится причиной ранней смертности артистов, художников и музыкантов. Помимо нарисованного  нами поэтического образа наркомана  существует и другой тип: люди с низким уровнем культуры, обитатели социальных низов. Однако у всех больных наркоманией  психиатры отмечают черты "социальной незрелости": слабый самоконтроль, неумение прогнозировать ситуацию, отсутствие критической оценки своего поведения, ощущение вседозволенности, презрение  к традиционным нравственным нормам, враждебность к "благополучной" части  общества, стремление получать удовольствия "по полной программе".

Информация о работе Наркотизация - одна из важнейших социальных проблем