2.1
Макросоциальный
уровень
Макросоциальный
уровень: глубина социально-экономического
и политического кризиса в
стране или регионе с ростом инфляции,
безработицы, неплатежами, забастовками,
миграцией населения, беспризорностью;
несовершенство законодательства, нарушения
Конституции, использование отдельных
статей законодательства («правовые стереотипы»);
смена идеологии и деидеологизация, преобладание
«эклектической» картины мира, размытая
мировоззренческая концепция в стране,
дегуманизация общественных отношений;
утрата доверия населения к руководству
страны, региона, даже учреждения, отчуждение
целей руководства и населения, обнищание
народа; локальные войны, терроризм, разгул
преступности, затяжные конфликты, чувство
незащищенности от них, распространенность
посттравматических и соматоформных расстройств
у комбатантов, беженцев и мигрантов и
дестабилизация у коренного населения;
«истеродемонический ренессанс» с увеличением
числа тоталитарных и деструктивных сект
и асоциальных идеологий и «примитивной»
религиозности; урбанизация и глобализация
жизни, распространенность социально-стрессовых
ситуаций на производстве; неуверенность
и нестабильность в настоящем и будущем;
рост преступности и коррупции, проституции,
рабства, суицидов, асоциального и аморального
поведения; рост национализма и сепаратизма,
обострение межнациональных противоречий,
включая национальные культуры и религии;
обострение противоречий между социальными
группами, нарастающий разрыв между различными
слоями населения (богатыми и бедными;
наркотики для богатых и наркотики для
бедных и т.п.), отсутствие (размытость)
среднего класса; девальвация традиционных
национальных, морально-этических ценностей,
недоступность и подмена «высокой» культуры
на массовую, разрушение материальной
базы досуга и спорта; давление средств
массовой информации по разрушению идеологии,
системы ценностей, национальной культуры
и образа жизни; отсутствие государственной
позиции в отношении антиалкогольной
антинаркотической политики; мифологизация
коллективного сознания в отношении психоактивных
веществ, терпимое отношение к табакокурению,
пьянству, целому ряду психостимуляторов,
их «открытая» пропаганда; малоэффективная
и беспомощная антиалкогольная и антинаркотическая
политика государства, однобокий ее крен
в сторону медицины, развал наркологической
службы и ее малое финансирование; агрессивное
давление при попустительстве государства
и общества к расширенному производству
и пропаганде спиртных и пивных напитков
и даже нелегальных наркотиков.
2.2
Микросоциальный
уровень
Микросоциальный
уровень: искажение и нарушение
структуры и функций семьи, низкий
образовательный, педагогический и
культурный уровень родителей, отрицательный
психологический климат и отчуждение
в семье, отсутствие помощи государства
в воспитании детей, педагогическая
и социальная запущенность при наличии
семьи, слабый социальный контроль и
низкая правовая культура семьи и
контроль со стороны общества и государства;
атмосфера терпимости к употреблению
ПАВ в семье ее членами, а также
детьми и подростками, питейные традиции
в родительской и прародительской
семьях, безразличное отношение ближайшего
окружения к наркотизации и алкоголизации
подростков, алкогольные и никотиновые
стереотипы в повседневном общении
и времяпрепровождении; терпимость
к асоциальным группам в семье,
в школе, к «модным» формам времяпрепровождения
в сочетании с алкоголизацией
и наркотизацией, включая школьные
праздники и молодежные развлекательные
мероприятия; пренебрежение работой
и учебой, делинквентность, микросоциальная
пассивность и отсутствие обязательств
в семье и школе, конформное и
пассивное поведение, несогласованность
взаимоотношений между семьей, школой,
молодежными организациями и
группами, нарушения социализации и
трудности адаптации в новой
социально-экономической среде; диспропорции
и несбалансированность мужского и
женского труда, трудности в создании
семьи в связи с диспропорцией
положения женщины и мужчины
в семье и обществе.
2.3
Семья
Как правило, именно
проблемы в семье толкают человека
в "группу риска", создают почву
для обращения к наркотикам. Психологами
давно доказано, что неполная семья
сама по себе порождает патологии
развития. У детей с одним родителем
чаще всего возникают трудности
общения, такие дети должны получать
"тройную дозу" внимания и любви.
Существуют понятия "семейный дефицит"
и "социальный голод", когда ребенок
растет без внимания и заботы, без
необходимого общения, что часто
является причиной обращения к спиртному
и наркотикам в период взросления.
Отсутствие гармонии
в полной семье также является
фактором риска. В семье, где не могут
избежать конфликтов, где притесняют,
подавляют одного из членов семьи, где
у родителей постоянные "секреты"
и недоверие по отношению друг
к другу и к детям, где ребенок
изолирован от окружающих, от сверстников,
где низкий материальный и культурный
уровень, избиение и психологическое
насилие детей, насилие между
родителями. У таких детей возникает
чувство одиночества, скуки, легко
рождаются зависть к ровесникам,
беспокойство, депрессии, страхи или
же агрессивность, лживость, драчливость,
связанные с переживанием одиночества,
пустоты, ненужности. У избиваемых детей
отмечают склонность к разрушению и
протесту, низкий самоконтроль, слабость
познавательных интересов, нежелание
трудиться. Все это, в случае встречи
с наркотиком, делает их неспособными
противостоять втягиванию, в то время
как дети, не переносившие стресс, получившие
в семье позитивный заряд, уверенность
в своих силах, даже попробовав наркотик,
могут отказаться от его дальнейшего
употребления, удовлетворив свое любопытство.
Дети с грузом неблагоприятных жизненных
событий отличаются сниженной самооценкой,
комплексами неполноценности, переживают
чувство мести и ненависти
к родителям и учителям, не желающим
понять их. Не имея возможности объяснить
дурное к себе отношение, они обращаются
к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства.
По данным анонимного опроса в одной
из школ, в свои 16-17 лет 62% детей пьют,
22% - курят и 8% употребляют наркотики.
Отвержение, холодность, отсутствие тепла
и ласки со стороны родителей
сначала травмируют ребенка, а затем
ожесточают его, подталкивают к "другой
жизни", в другое общество, где
он будет понят, принят, где его
не осудят.
Даже в благополучных
семьях родители часто не способны
обеспечить развлечения ребенку, он
нуждается не только в заботе о
пище, здоровье и учебе, но не менее,
и даже более, в организации его
свободного времени, в поддержании
интереса к окружающему миру. Известно,
что, чем выше культурный уровень
семьи, чем интереснее и спокойнее
ребенку дома, тем позже он уходит
из-под влияния взрослых, тем больше
он доверяет жизненным ценностям
родителей, тем реже попадает под
власть сиюминутных впечатлений
и развлечений, предлагаемых ему "на
улице", тем менее подвержен
влияниям моды.
Гиперопека, другая
крайность воспитания, заставляет ребенка
"спасаться" от родителей "на улице".
Это чрезмерное внимание, постоянный
присмотр, отказ ребенку в самостоятельности,
желание воспитать свою копию. Сверхзабота
становится в тягость взрослеющему
человеку, он стремится "сбросить оковы",
что приводит к тем же результатам:
к старанию уйти от контроля родителей,
для чего он сознательно идет на
конфликты, вызывающе противопоставляя
свой новый "асоциальный" облик
тому образцу, который навязывает ему
заботливая семья. При опросе студентов
английских колледжей о причинах
употребления наркотиков один молодой
человек заявил, что любой аспект
его жизни контролировался и
манипулировался взрослыми, и он
начал употреблять наркотики, так
как это была одна из немногих областей
его жизни, где, как он считал, он
имеет полный контроль. В данном
случае причина употребления - чувство
безвластия над своими собственными
решениями и действиями.
Еще один из плодов
гиперопеки - инфантилизм растущего
человека, его затянувшаяся "детскость",
неготовность к жизненным трудностям,
неспособность самостоятельно решать
вопросы. Такой ребенок легко
попадает под влияние более опытных
приятелей, его легко уговорить
попробовать наркотик или подбить
на любую хулиганскую выходку, т.
к. у такого "тепличного растения"
не выработано противоядие против дурных
влияний.
"Кумир семьи",
объект всеобщего восхищения
и поклонения, единственный ребенок
многочисленной родни. Для него
привычны вседозволенность, неограниченная
власть над родственниками, которые
не накажут, и в конечном
итоге - презрение к ним, а
заодно и к учителям, сверстникам.
Кумиры, привыкшие быть объектом
всеобщего восхищения, часто демонстративны,
для них хороша любая эксцентрическая
выходка и любой шокирующий
поступок, какими и кажутся им
в их юные годы употребление
алкоголя и наркотиков.
Все вышесказанное
не означает, что употребление наркотиков
- результат депрессивных состояний,
свойственных подросткам со сложностями
развития и творческим натурам. Мотивы
употребления наркотиков часто не зависят
от личности и ее психической предрасположенности.
Встреча с наркотиками может
быть случайной, в определенной ситуации,
вызванной временными потребностями,
например, "пробование" в компании
сверстников с познавательными
целями, что заставит сделать парадоксальный
вывод: пробование наркотиков в молодости
- проявление не отклонения, а скорее
нормального поведения. Одна из ведущих
исследователей наркомании И. Н. Пятницкая
делает вывод о том, что шаг
подростка к наркотикам - это проявление
исследовательской реакции, свойственной
их возрасту. Подростков интересуют возможности
их сознания, получение нового, неизведанного
чувственного опыта, небывалых впечатлений,
сексуального опыта, они стремятся
познать мир, "все в жизни
попробовать", ощутить свою полноценность
в компании ровесников, самостоятельность
в принятии решений, солидарность со
сверстниками.
Задача семьи
- воспитать гармоничную личность,
не подверженную социально-негативным
явлениям.
3.
Психологические
причины
Среди психологических
факторов, влияющих на наркотизацию общества
можно выделить следующие: Личностная
незрелость в семейной и общественной
жизни, узкий круг интересов, асоциальные
увлечения, низкие духовные запросы, стереотипность
поведения; неопределенность профессиональных
ориентации, отсутствие социально значимых
установок; дефицит социальных мотиваций,
утрата перспектив для профессионального
и личностного роста; потребительское
отношение к жизни, стереотипные
подходы и решения; гедонистическое
отношение к жизни и потребностям;
незащищенность перед рекламой, навязыванием
потребительского отношения к личным
запросам, подражательство; неспособность
противостоять сиюминутным удовольствиям,
влиянию сверстников, группы; неуравновешенность,
вспыльчивость, обидчивость, капризность,
эгоистичность, эмоциональная лабильность;
слабая усвояемость и развитость
морально-нравственных чувств и категорий;
неадекватная самооценка и слабая Я
- концепция, незрелые механизмы психологической
защиты; неспособность противостоять
групповому давлению, зависимость от
мнения сверстников; усвоение стереотипов
потребления ПАВ, чрезмерное к ним
любопытство, незнание вреда ПАВ, в
первую очередь спиртных напитков,
наркотиков, поддержание этих стереотипов
в семье, в школе, группе
Благоприятным
поводом попробовать наркотики
становятся эмоциональные расстройства,
депрессии, потребность выровнять
настроение. Способность седативных
(успокоительных) и психоделических наркотиков
снимать тревогу, подавленность, напряжение,
раздражительность побуждает их использовать
как средство от депрессии. В ее тяжелых
формах употребление наркотиков становится
выражением стремления к самоуничтожению
медленным самоубийством. Если сначала
наркотик "работает" средством от
депрессии, то спустя очень короткий срок
сам становится ее источникам. Частота
депрессий резко увеличивается, особенно
в подростковом возрасте.
Психологи и
врачи могут в общих чертах
нарисовать психологический портрет
наиболее распространенного типа личности
наркомана, это люди чувствительные,
эмоционально трудно приспосабливаются
и чувствуют себя неуютно в
обществе, трудно справляются с трудностями
в жизни. Они не имеют устойчивых
и определенных социальных интересов,
планов на будущее и уверенности
в завтрашнем дне. Это могут быть
"тонкие натуры", остро чувствующие
дисгармоничность и враждебность окружающего
мира, критически относящиеся к всеобщим
авторитетам, противопоставляющие
себя обществу, оцениваемому ими как
"толпа", склонные к уединению
и уходу в собственный мир.
У них может быть выражено чувство
застенчивости, сознания своей недостаточности,
несостоятельности в обществе. Такие
люди ищут в наркотике более полноценное
существование. Поиск особых чувственных
впечатлений особенно характерен для
людей искусства. Они хотят расширения
своих чувственных возможностей,
открытия новых значений и свойств
привычных вещей, изменения мира,
в котором существуют, создания мира
"для себя", для удовлетворения
потребностей созерцания. Люди из артистической
и художественной среды особенно
остро чувствуют свою незащищенность
в обществе, нестабильность своего
социального положения. Нередко
употребление наркотиков становится причиной
ранней смертности артистов, художников
и музыкантов. Помимо нарисованного
нами поэтического образа наркомана
существует и другой тип: люди с низким
уровнем культуры, обитатели социальных
низов. Однако у всех больных наркоманией
психиатры отмечают черты "социальной
незрелости": слабый самоконтроль, неумение
прогнозировать ситуацию, отсутствие
критической оценки своего поведения,
ощущение вседозволенности, презрение
к традиционным нравственным нормам,
враждебность к "благополучной" части
общества, стремление получать удовольствия
"по полной программе".