Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение социальных мер предупреждения и преодоления наркомании.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить исторический аспект наркомании;
- определить причины наркозависимости;
- рассмотреть программы профилактики наркомании;
- изучить пути преодоления наркомании.
Наркомания (от греч. Narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность, страсть) – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения – абстиненции – в случае прекращения их приема.
Диагноз
«наркомания» устанавливается только
при развитии специфического комплекса
клинических признаков
Психическая
зависимость – болезненное
Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание депрессия, угасание рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой стадии, и на всем протяжении болезни растет толерантность к наркотику, а, следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния.
Вторая стадия – физическая зависимость характеризуется непреодолимым, то есть компульсивным, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения (отнятия), то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемого ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Зрачки сильно расширяются и не реагируют на свет. Появляется «гусиная кожа» и озноб, острые боли в животе и пояснице, головокружение, тошнота и рвота. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно – во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром[5].
Кроме
психической и физической зависимости,
употребление наркотиков всегда вызывает
отрицательные и часто
В
детском и подростковом возрасте
происходит формирование личности, становление
характера. От того, как сложится этот
период в жизни человека, в значительной
степени зависит вся его
Третья стадия развития наркомании – синдром измененной реактивности – отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычного человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии[9].
К сожалению, в настоящее время наблюдается рост числа людей, употребляющих наркотики. Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие: развал системы детских и молодежных организаций; резкое изменение социального статуса – расслоение общества; массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни; потеря жизненных ценностей; ослабление семейных связей.
Все это привело к тому, что молодежь, а именно она – самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании достигла катастрофических размеров.
Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей, затем переходят на анашу, маковую соломку. И если это для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками[10].
К
сожалению, в молодежной среде принимать
наркотики сегодня стало
Факторы риска можно разделить на три наиболее значимых и основных группы:
- социальные факторы –
- психологические факторы –
- биологические факторы –
Наиболее
опасным из этих групп с точки
зрения эпидемиологии является социальный
фактор, в котором наиважнейшим этапом
аддитивного поведения является
этап групповой психической
О важности реакции группирования со сверстниками в организации профилактических мероприятий говорят и такие цифры (по данным опроса школьников): 45,4 % узнали о наркотиках в компании старших ребят, 34,6% - от сверстников[8].
Можно выделить следующие подростковые группы по АП:
а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или месту жительства; б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или мелким хулиганством);
в) криминальные - объединенные действиями, но подпадающими под уголовное законодательство.
Из
трех указанных типов групп
Особое место среди групп АП занимают наркотические группы, по сути, являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (НГ). В первичных НГ объединяющим фактором являлся и является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в НГ остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных НГ формируется из территориальных групп подростков с АП[12].
Наркоманические группы обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля.
Пришедшая к нам с Запада новая танцевальная культура принесла к нам наркотики, и плохим тоном стало появляться на дискотеки без ЛСД или таблетки «экстази». Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, на дискотеках, в школах, в ВУЗах.
В
настоящий момент в России существует
сложившийся рынок
Обычно потребление наркотиков становится в один ряд с общим отношением к жизни, при этом наркотик может быть символически связан с достигшей успеха и материально обеспеченной молодежью, например, как кокаин. Но даже употребление такого «легкого» наркотика как марихуана, при котором риск привыкания относительно невелик, происходит изменение ценностей, быстро наступают проявления амотивационного сидрома.
В качестве мотивов употребления наркотиков выступают следующие: подражание другим, любопытство, желание испытать необычные ощущения. Ведущее место среди всех мотивов занимает желание испытать чувство эйфории. И здесь огромную роль играют наркоманы, вовлекающие в свой круг новичков.
Неудовлетворенность жизнью, желание забыться, перенесенная психическая травма, личная драма – также являются причинами употребления наркотиков. Нельзя сбрасывать со счетов и желание преодолеть страдания, обрести душевное равновесие, успокоение, стремление заглушить сильную физическую боль.
Словом, можно сделать вывод, что главным мотивом потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, снобизм. Все мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием, безответственностью за свои поступки и перед окружающими, и перед самим собой[14].
Глава 2. Пути решения
социальной проблемы
наркомании.
2.1. Программы профилактики наркомании
Лучшая методика борьбы с наркоманией – профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.
В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику[11].
Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ.
Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.
Наиболее
целесообразно проводить
Задачи первичной профилактики:
- создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовке школьных лидеров среди учеников и родителей);
-выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
- работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
Информация о работе Наркомания как социальная проблема и пути ее решения