Наркомания как социальная проблема и пути ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение социальных мер предупреждения и преодоления наркомании.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
- изучить исторический аспект наркомании;
- определить причины наркозависимости;
- рассмотреть программы профилактики наркомании;
- изучить пути преодоления наркомании.

Работа содержит 1 файл

Буртанчик курсовая готовая.docx

— 64.39 Кб (Скачать)

     Наркомания (от греч. Narke – оцепенение и mania – безумие, восторженность, страсть) – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения – абстиненции – в случае прекращения их приема.

     Диагноз «наркомания» устанавливается только при  развитии специфического комплекса  клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркотической зависимости. Развитие наркомании проходит в три стадии. Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании – индивидуальную психическую зависимость[9].

     Психическая зависимость – болезненное стремление принимать препарат, с тем, чтобы  испытать определенные ощущения или  снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает  во всех случаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его  любыми путями; тенденция увеличивать  дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и  социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги  и напряжения, но нет тяжелого физического  дискомфорта.

     Субъективные  проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание  депрессия, угасание рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой стадии, и на всем протяжении болезни растет  толерантность к наркотику, а, следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния.

     Вторая  стадия – физическая зависимость характеризуется непреодолимым, то есть компульсивным, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения (отнятия), то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемого ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Зрачки сильно расширяются и не реагируют на свет. Появляется «гусиная кожа» и озноб, острые боли в животе и пояснице, головокружение, тошнота и рвота. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно – во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром[5].

     Кроме психической и физической зависимости, употребление наркотиков всегда вызывает отрицательные и часто необратимые  нарушения. Отравление организма наркотиками  приводит к необратимым изменениям нервной системы, что вызывает деградацию личности.

     В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление  характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего  обладает повышенной чувствительностью  к негативному действию наркотических  и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимыми[10].

     Третья  стадия  развития наркомании – синдром измененной реактивности – отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычного человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии[9].

     К сожалению, в настоящее время  наблюдается  рост числа людей, употребляющих  наркотики. Среди причин, по которым  наркотики так легко прижились  в России, безусловно, самыми вескими  являются следующие: развал системы  детских и молодежных организаций; резкое изменение социального статуса  – расслоение  общества; массированное  влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни; потеря жизненных  ценностей; ослабление семейных связей.

     Все это привело к тому, что молодежь, а именно она – самая легко  раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской  и подростковой наркомании достигла катастрофических размеров.

     Наркоманией,  в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра  родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей, затем переходят на анашу, маковую соломку. И если это для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками[10].

     К сожалению, в молодежной среде принимать  наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием. Но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже  сформировавшаяся наркомания, а различной  степени стойкости злоупотребление  наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение (АП). В литературе описано два типа такого поведения: полисубстантное (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых затем выбирается наиболее привлекательное), моносубстантное (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ)[7].

     Факторы риска можно разделить на три  наиболее значимых и основных группы:

        - социальные факторы – доступность  вещества (или препарата), мода на  него, влияние группы сверстников;

        - психологические факторы – личностный  характер человека, привлекательность  испытываемых ощущений и переживаний;

        - биологические факторы – изначальная  толерантность, пути и природа  употребляемого вещества (препарата).

     Наиболее  опасным из этих групп с точки  зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом аддитивного поведения является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как  только собирается своя компания.

     О важности реакции группирования  со сверстниками в организации профилактических мероприятий говорят и такие  цифры (по данным опроса школьников): 45,4 % узнали о наркотиках в компании старших ребят, 34,6% - от сверстников[8].

     Можно выделить следующие подростковые группы по АП:

     а) территориальные - группирующиеся по месту  учебы или месту жительства; б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения   уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или мелким хулиганством);

     в) криминальные - объединенные действиями, но подпадающими под уголовное законодательство.

     Из  трех указанных типов групп наибольшее эпидемиологическое значение имеют территориальные группы, в которых около 65-70 % подростков начинали злоупотреблять наркотиками. Злоупотребление наркотиками в этих группах ограничивается пускай и частыми, но все-таки отдельными эпизодами, еще не приведшими к сформировавшейся зависимости.

     Особое  место среди групп АП занимают наркотические группы, по сути, являющиеся  следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью. Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (НГ). В первичных НГ объединяющим фактором являлся и является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в НГ остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около   60% вторичных НГ формируется из территориальных групп подростков с АП[12].

     Наркоманические группы обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля.

     Пришедшая к нам с Запада новая танцевальная культура принесла к нам наркотики, и плохим тоном стало появляться на дискотеки без ЛСД или таблетки «экстази». Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, на дискотеках, в школах, в ВУЗах.

     В настоящий момент в России существует сложившийся рынок наркотических  веществ, сформировалась наркотическая  субкультура. Рынок наркотических  препаратов достаточно разнообразен.

     Обычно  потребление наркотиков становится в один ряд с общим отношением к жизни, при этом наркотик может  быть символически связан с достигшей  успеха и материально обеспеченной молодежью, например, как кокаин. Но даже употребление такого «легкого»  наркотика как марихуана, при  котором риск привыкания относительно невелик, происходит изменение ценностей, быстро наступают проявления амотивационного сидрома.

     В качестве мотивов употребления наркотиков выступают следующие: подражание другим, любопытство, желание испытать необычные  ощущения. Ведущее место среди  всех мотивов занимает желание испытать чувство эйфории. И здесь огромную роль играют наркоманы, вовлекающие  в свой круг новичков.

     Неудовлетворенность жизнью, желание забыться, перенесенная психическая травма, личная драма  – также являются причинами употребления наркотиков. Нельзя сбрасывать со счетов и желание преодолеть страдания, обрести душевное равновесие, успокоение, стремление заглушить сильную физическую боль.

     Словом, можно сделать вывод, что главным  мотивом потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание  испытать острые ощущения, снобизм. Все  мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием, безответственностью  за свои поступки и перед окружающими, и перед самим собой[14].

 

      Глава 2. Пути решения социальной проблемы наркомании. 

     2.1. Программы профилактики наркомании

     Лучшая  методика борьбы с наркоманией –  профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3% заболевших и  более эффективным  и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранении его последствий.

     В зависимости от контингента, с которым  проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику[11].

     Первичная профилактика –  это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ.

     Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы  первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

     Наиболее  целесообразно проводить первичную  антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

     Задачи  первичной профилактики:       

        - создание школ, свободных от  психоактивных веществ (изменение школьной политике по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовке школьных лидеров среди учеников и родителей);

        -выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);

        - работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов); 

Информация о работе Наркомания как социальная проблема и пути ее решения