Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:01, реферат
Наркомания – это не просто болезнь в медико–биологическом смысле, это ещё и образ жизни, точнее – существования; это дорога, ведущая в никуда; это разрушение интеллекта, души и тела.
1. Введение
2. Что такое наркомания
2. 1. Наркотическая зависимость
2. 2. Классификация наркотика
2. 3. Наркомания как болезнь
3. Как это начинается или почему молодые люди начинают
принимать наркотики (подсознание и сознание, внимание и память, самооценка, место в обществе)
4. Заключение
5. Список литературы
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он ещё имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделятся», « не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз пробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, оно не способен сориентироваться в ней.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомерны. В непривычной обстановке оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию оказывается гораздо сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутренний локус контроля). Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опасной ситуации.
Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. О причинах этого говорилось выше. Школьники обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,
затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений («кружилась голова», «повело в сторону») или утверждают, что ощущения были неприятные: «тошнило», «болела голова»).
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.
Однако, несмотря на отсутствие реальных физиологических изменений, первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание.
На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необыкновенное (ведь недаром, думает он, об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркотических и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению
«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы использования конкретного препарата.
Главная задача взрослого на этом этапе - своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнеишего наркогенного заражения.
Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. Подросток может долго и с наслаждением описывать то, что он испытывал: «смотрел мультики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?
Дело в том, что наркотические вещества ослабляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «земного притяжения». При использовании одурманивающих веществ «земное притяжение» на время отступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вершине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами пролетают громадные яркие бабочки, где-то журчит ручей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, самая добрая...»
Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую, нравственную сферу несовершеннолетнего. Он может знать об опасности наркотизации, На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. Причину происходящего мы обсуждали выше.
Значение этого этапа заключается в следующем. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, возможности при помощи наркотических веществ получать «бесплатное удовольствие». Действительно, несмотря на все предостережения, никаких реальных негативных последствий знакомства с наркотиками подросток не ощущает (они возникнут позже) ,поэтому несовершеннолетний перестает верить и доверять взрослым, говорящим об опасности одурманивания. Школьники неохотно идут на обсуждение этой темы, поскольку считают учителей и родителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мнению молодых людей, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия).
На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка. О прежних приятелях oн может отзываться весьма снисходительно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.
В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.
На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.
Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности системы подкрепления, вызванного использованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действительно, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.
На третьем этапе снижается сила и «приятность»
эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настроения, не всегда понятны мотивы его поведения.
Изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Несовершеннолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурманивание. Крайне неохотно идет на контакт с теми людьми, которые так или иначе пытаются помешать
его наркотизации. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.
На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Задача педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию (помочь связаться со службами помощи, убедить своего подопечного и его родителей в необходимости медико-психологической реабилитaции).
Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции, или :ломки, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: «Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума». Чтобы снять ломку, наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.
Чем обусловлены столь жестокие переживания?
Дело в том, что в отсутствие наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов, повышается настолько, что наркоман начинает ощущать движение кишечника, напряжение мышц, возникает чувство «переворачивания внутренностей». Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам. Один из прошедших эти круги ада говорит: «Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана».
Педагог самостоятельно не в состоянии помочь несовершеннолетнему со сформированной физической зависимостью. Собственно говоря, и шанс столкнуться с таким школьником у педагога не так высок, поскольку крайне редко страдающие физической зависимостью подростки продолжают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реабилитации в условиях больницы. Однако в последующем после возвращения к нормальной жизни роль педагога окажется для них чрезвычайно значимой. Доброжелательный, компетентный взрослый сможет обеспечить ребенку в школе условия для успешной социопсихологической реабилитации, поможет установить контакты с одноклассниками и другими учителями.
Вышеприведенный сценарий развития событий справедлив в отношении не только наркотиков, но и всех остальных наркогенных веществ. Специфичность же главным образом будет выражена интенсивностью эйфорических ощущений, скоростью развития привыкания, силой психической и физической зависимости (так, кайф от выкуренной сигареты будет отличаться от ощущений, вызванных ЛСД; даже одно использование героина может вызвать привыкание, тогда как при применении алкоголя этот процесс длится значительно медленнее, и т. п.).