Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:43, реферат
Эрик Хобсбаум — один из самых известных историков, культурологов и политических мыслителей
наших дней. Его работы стали вехой в осмыслении современного мира. «Нации и национализм после
1780 г.» — это, быть может, самое актуальное исследование Э. Хобсбаума для российского читателя
конца 90-х годов XX века.
Содержание
НАЦИЯ
КАК НОВОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Эрик Хобсбаум — один из самых известных историков, культурологов и политических мыслителей
наших дней. Его работы стали вехой в осмыслении современного мира. «Нации и национализм после
1780 г.» — это, быть
может, самое актуальное
конца 90-х годов XX века. Взвешенные и тщательно обоснованные аргументы британского ученого
дают исчерпывающую картину формирования как самого понятия «нация», так и процесса образования
наций и государств.
Введение
Представим, что однажды, после ядерной войны, на нашу ставшую безжизненной планету прибывает
некий историк-инопланетянин, чтобы выяснить причины катастрофы, зафиксированной приборами его
галактики, на далекой крохотной планете. Он или, может быть, она — от умствований на предмет того,
как размножаются обитатели иных миров, я воздержусь — обратится к земным архивам и
книгохранилищам: они уцелели, ибо доведенное до совершенства ядерное оружие предназначалось
прежде всего для уничтожения людей, а не имущества. Поработав известное время с уцелевшими
материалами, наш наблюдатель заключит, что последние 200 лет истории человека на планете Земля
останутся совершенно непонятными, если не разобраться прежде в смысле термина «нация» и его
производных. Термин этот, надо полагать, обозначает нечто весьма существенное в человеческом
бытии. Но что именно? Вот где загадка. Инопланетянин познакомится с книгой Уолтера Бэйджхота,
который представил историю XIX века как процесс «образования наций», но при этом заметил со
свойственным ему здравым смыслом: «До тех пор, пока нас о ней не спрашивают, мы понимаем, что
это такое, но тотчас же это объяснить или определить мы не в состоянии».1 Сказанное, может быть, и верно для Бэйджхота или для нас с вами — но только не для историков-инопланетян, не обладающих
тем человеческим опытом, который, кажется, и придает идее «нации» такую убедительность.
Благодаря литературе последних 15-20 лет сегодня, полагаю, было бы вполне возможно снабдить подобного историка кратким библиографическим списком, опираясь на который это существо неведомого нам пола и произвело бы желанный анализ. Подобный список явился бы дополнением к
работе А. Д. Смита «Национализм: обзор основных тенденций и библиография», где содержатся ссылки на большинство публикаций в данной области, вышедших к 1973 году. Это не значит, будто
мы бы хотели рекомендовать читателю абсолютно все, написанное в более ранние времена. Из того, что относится к эпохе классического либерализма XIX века, в наш список попало бы весьма немногое — отчасти по причинам, которые мы поясним ниже, а отчасти потому, что тогда вообще чрезвычайно
редко появлялись работы, выходившие за рамки упражнений в националистической и расистской риторике. К тому же самые ценные тексты эпохи — например, знаменитая лекция Эрнеста Ренана «Что
такое нация?» или соответствующие места из «Размышлений о представительном правлении» Джона Стюарта Милля— особой пространностью не отличались.
НАЦИЯ КАК НОВОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Важнейшая особенность современной нации и всего с нею связанного — это историческая новизна. В наше время данное обстоятельство уже в достаточной степени осознано, и все же противоположный взгляд, согласно которому национальная идентификация есть нечто настолько исконное, первозданное и незыблемое, чтобы предшествовать самой истории, распространен чрезвычайно широко, а потому будет нелишним продемонстрировать, что относящаяся к данному предмету терминология возникла в Новое время.
Специальный анализ различных
изданий Словаря Испанской
нальным языком. Слово nation до 1884 обозначало попросту «совокупность жителей страны, провинции или королевства», а также «иностранца». Теперь же оно определяется как «государство или политическое образование, признающее высший центр в виде общего правительства», а также как
«территория, которая охватывает данное государство и его жителей, рассматриваемая как целое». Таким образом, элемент общей верховной государственной власти оказывается ключевым для подобных определений, во всяком случае, в иберийском мире.