Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:17, доклад
Различают следующие разновидности монархии:
абсолютная (неограниченная);
конституционная (ограниченная);
дуалистическая;
парламентарная.
Что же такое монархия?
Термин “монархия” греческого происхождения (“монос”- один, “архе” - власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или “царствующему дому” и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
Эта власть нередко обожествляется (монарх - помазанник Божий). На сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Так, согласно ст.1 Конституции Японии 1946г. “Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть”1. Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.
Премьер- министра и
членов правительства назначает
президент, правительство несет
ответственность перед
Еще сильнее проявляются
черты президенциализма в некоторых
постсоциалистических государствах. В
России, Белоруссии, Украине парламент
может выразить недоверие правительству,
но это не влечет правовых последствий:
решение об отставке правительства принимает
президент. Он вправе не согласиться с
парламентом. В России нижняя палата парламента,
неоднократно оценивала работу правительства
как неудовлетворительную, и никаких последствий
это не влекло. Если же в России парламент
попытается настаивать и в течение трех
месяцев вторично выразит недоверие правительству
(именно такой срок установлен конституцией),
то тем самым поставит себя под удар: президент
вправе выбрать - уволить правительство
в отставку или распустить нижнюю палату
парламента. Правда, на Украине по Конституции
1996г. парламенту достаточно принять один
раз резолюцию недоверия, премьер- министр
в связи с этим обязан подать президенту
заявление об отставке кабинета, но все
же из смысла этих статей не вполне ясно,
обязан ли президент удовлетворить это
заявление. В белорусской Конституции
1996 г. отставка правительства возможна
в результате выражения ему недоверия
(такой проект могут внести только не менее
третьей части членов палаты, что является
наиболее жестким условием среди конституций
мира) и в результате отклонения вопроса
о доверии правительству, который ставится
по инициативе правительства премьер-
министром. Но опять- таки, и в том, и в другом
случае вопрос об увольнении правительства
решает президент.
Конституциями установлена
двойная ответственность
Как показал опыт,
сменная форма правления
В целом ряде стран
президент избирается гражданами, что
характерно для президентской республики,
и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность
активно вторгаться в политический процесс,
однако на практике он ими не пользуется
(“спящие полномочия”), а существующий
государственный режим типичен для парламентарной
республики (парламентаризм или министериализм).
Примером могут служить Австрия, Ирландия,
Исландия, где “человеком №1” признается
все же не глава государства, а глава правительства.
Примечательно, что
в большинстве стран, свергших в
недавнем прошлом тоталитарные режимы
(Португалия, Польша, Болгария, Хорватия,
Словения, Македония, Союзная Республика
Югославия и входящие в ее состав Сербия
и Черногория), установилась смешанная
республиканская форма правления, при
которой правительство опирается на парламентское
большинство, а всенародно избранный президент,
будучи нередко харизматическим лидером
нации, то есть обладающий общепризнанной
популярностью и народным доверием, не
вмешиваясь в текущее управление, направляет
политический курс. Глава правительства
подчас выступает в роли “мальчика для
битья”: если что не получается, то причина
не в политическом курсе президента, а
в плохом проведении этого курса правительством.
В этом, пожалуй, сказываются черты определенной
национальной психологии, сложившейся
за многие десятилетия, а порой даже за
века единоличной власти. Подобная система
традиционно существует и в Финляндии.
Своеобразная форма
правления в Швейцарии. Правительство
(Федеральный Совет) назначается
парламентом (Федеральным Собранием)
и подотчетно ему, однако политическая
ответственность правительства перед
парламентом конституционно не предусмотрена,
и государственный режим, следовательно,
скорее все же дуалистический, а не парламентарный.
Гибридные формы
республики обладают определенными позитивными
чертами: они обеспечивают стабильность
правительства, противостоят его замене
по разным конъюнктурным, партийным соображениям,
исключают министерскую чехарду, свойственную
некоторым парламентарным республикам.
С другой стороны, система сдержек и противовесов,
усиливается президентская власть, и ее
носители иногда обнаруживают тенденции
к авторитаризму. Сторонниками смешанных
форм правления движет идея укрепления
государственности путем устранения правительственных
кризисов, частой смены правительств по
соображениям политической конъюнктуры,
оптимизации способов организации и взаимоотношений
высших органов государственной власти,
центральных и местных властей. Эти проблемы
стоят особенно остро для вновь образовавшихся
государств.
Существует еще одна
разновидность республиканской формы
правления - советская республика. Хотя
данная форма применяется только в “социалистических”
странах, где политический режим, как правило,
тоталитарный, т.е. максимально удаленный
от демократического. Независимо от того,
как конкретно именуются представительные
органы в социалистических странах - Народные
советы и Национальное собрание (парламент)
во Вьетнаме, собрания народных представителей
в Китае народные собрания в КНДР, ассамблеи
(т.е. собрания) народной власти на Кубе,
в доктрине этих стран более или менее
общепризнанно, что все это - органы советского
типа.
Первоначальными признаками
были такие, как производственно-
С точки зрения юридической
модели признаки советской республики
следующие:
1) верховенство и
полновластие советов либо
2) советы всех
ступеней образуют единую
3) поскольку депутаты
советов выполняют свои
Данная форма правления
напоминает парламентарную республику,
правительство формируется “
Казалось бы, совершенно
очевидно, что советы, которые состоят
в своей массе из рядовых тружеников
(на практике, однако, доля бюрократии
в них постепенно стала преобладающей:
депутатский мандат стал необходимым
приложением к руководящей должности,
даже зачастую хозяйственной), в силу этого
не в состоянии выполнять задачи исполнительной
власти, требующие, как правило, специальной
подготовки. Но на деле
это ничего не значит,
ибо государственный режим не
имеет с этой моделью ничего общего.
Реальная власть принадлежит на каждом
уровне не верхушке аппарата коммунистической
партии и часто единолично первому секретарю
соответствующего партийного комитета.
Все решения советов и других государственных
органов, включая суды (подчас даже сценарии
их заседаний), инициируются или предварительно
одобряются коммунистическими партийными
комитетами или их бюро и первыми секретарями.
Такой государственный режим получил
название партократического.
А что за ситуация
сложилась у нас в стране?
Становление российской
государственности процесс длительный
и многоступенчатый. Он прошел несколько
стадий, однако очень скоро стремление
воплотить в жизнь прогрессивные идеи
реформирования государства стало вступать
в противоречие с реальными предпосылками
формирования Российского государства.
И все же были созданы новые государственные
формы, аналогов которым невозможно найти
не только в послереволюционной, но и дореволюционной
России. Постоянно действующий законодательный
орган, конституционное судопроизводство,
институт президентской власти необратимо
изменили облик государственной власти
страны.
На сегодня в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1).Т.е. Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.