Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:47, реферат
Я выбрала тему для реферата «молодёжные субкультуры в российском обществе» так как сталкивалась с людьми, которые состояли в различных субкультурах. И мне захотелось углубиться в это явление. В данном реферате изложу суть молодёжных субкультур, цели которые они преследуют, их стремление, идеологию, почему молодые люди вступают в различные неформальные общества и что думают об этом окружающие.
Оглавление
Введение 3
1. Что такое субкультура 4
1.1. Понятия «субкультура», «молодёжная субкультура» 4
1.2. Социально-исторические условия и причины появления молодёжной субкультуры 7
2. Молодёжь как социально-психологическая группа 8
3. Современная молодёжная субкультура в России 11
3.1. Проблемы, связанные с молодёжными субкультурами 11
3.2. Социальные службы для решения молодежных проблем 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет
телекоммуникаций
и информатики»
Кафедра Психологии,
Политологии и Социологии
Домашняя письменная работа
по
социологии на тему:
Молодёжные
субкультуры в
российском обществе
Выполнила: студентка
Новосибирск
– 2010
Оглавление
Введение
Я выбрала тему для реферата «молодёжные субкультуры в российском обществе» так как сталкивалась с людьми, которые состояли в различных субкультурах. И мне захотелось углубиться в это явление. В данном реферате изложу суть молодёжных субкультур, цели которые они преследуют, их стремление, идеологию, почему молодые люди вступают в различные неформальные общества и что думают об этом окружающие.
Кроме того эта тема очень актуальна в наши дни, так как с каждым днём растёт количество различных субкультур и мы мало что знаем о них. Неформальные объединения - целая система, это своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения. Сама знаю не так много о субкультурах, поэтому хочу разобраться в том, почему создаются субкультуры и ради чего.
В данном реферате были рассмотрены такие главы, как: что такое субкультура, где рассматриваются основные понятия и история образования. Так же молодёжь как социально-психологическая группа, где рассматривается индивидуальные особенности, которые свойственны молодёжи и то, с какими проблемами приходится сталкиваться молодёжи в окружающем их мире. В следующей главе реферата был рассмотрен вопрос о том из чего, и как строиться современная молодежная субкультура в России, в котором освещены вопросы формирования мировоззрения молодёжи, на которое влияет общество и информация. Также рассмотрены мнения о современных субкультурах и то, как государство пытается решить проблемы молодёжи.
Прежде чем говорить о молодёжной субкультуре, следует определиться, что же следует понимать под этим понятием.
Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. В справочной литературе до середины 80-х годов XX столетия этот термин найти не удастся. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчёркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания [3, 9]. Но уже в конце 80-х годов XX столетия понятию «субкультура» перестали придавать отрицательное значение.
Сейчас же под понятием «субкультура» понимают систему ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры [2,236].
Таким образом, молодёжь развивает собственную субкультуру, в частности создаёт свой жаргонный язык, моды, музыку, нравственный климат – более богатую в некоторых отношениях, чем культура взрослых. Её особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодёжи, а с другой - отсутствием у неё экономической и социальной самостоятельности.
В любой субкультуре существует набор характеристических черт, если они отсутствуют, то стоит задуматься об отнесении этого образования вообще к субкультуре. Перечислим эти черты:
Современное общество представляет систему множества различных субкультур и каждую, из которых любой человек может выбрать для себя. Более того, современный человек не только может, но и вынужден делать выбор среди субкультур, число которых неуклонно возрастает в силу ускорения темпа жизни и социальной динамики. Почему?
Дело в том, что традиционная, официальная, или так называемая базовая культура общества, не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал её в процессе роста. При передаче ребёнку базовой культуры его не спрашивают, хочет он принимать её или нет. Он растёт, живёт и действует в данном культурном пространстве. А вот в отношении определённых субкультур он может решать, принимать их или нет. Но поскольку все люди разные, они выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам.
Введём ещё одно понятие, которое нам понадобится это молодёжная субкультура – эзотерическая, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это элитарная («не для всех») культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) её носителей [4,32-33].
Для молодёжной субкультуры характерно следующее:
Перечисленные выше черты общие для всех субкультур, в том числе и для молодёжной.
Появление молодёжной субкультуры и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму [3,56]. Развитие техники и науки привело к тому, что техника начала не только созидать, но и разрушать окружающую среду и самого человека. Принципами существования человека стали захват и присвоение.
Начиная со второй половины XX столетия, трудовой процесс оказался подчинённым контролю знания, что привело к переходу на интенсивный тип развития. Формирование массового общества совпало с началом HTP, в то же время произошло оформление феномена молодёжной субкультуры.
С самого начала молодёжную субкультуру отличали невписываемость, невовлечённость в основную, базовую культуру. При желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается протестными формами данной субкультуры, благодаря которым молодёжная субкультура исполняет роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры [3,57].
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.
Молодёжь - это одновременно и не дети, для которых характерны полная несамостоятельность и безответственность, поскольку: а) ими руководят взрослые (в первую очередь родители), б) взрослые отвечают за действия детей; но также и не взрослые, которые, напротив, полностью самостоятельны и отвечают за собственные поступки [4, 13-14].
Молодость - это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста.
Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность.
В традиционных, статичных обществах освоение секторов ремесла не требовало столь длительного периода обучения, как в динамических обществах. И дети ремесленников росли, перенимая навыки у родителей. Поэтому, возмужав и биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, ремесле, профессии, могли получить социальный статус и начать отдельную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью.
В современных же обществах молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, так как требуется слишком длительный период для овладения любой профессией. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Получается ситуация: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него ещё долго не будет. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для индустриально развитых и постиндустриальных общественных систем – социальное детство [3, 80].
Кроме того, длительный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей стремление к успеху, желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир.
Итак, индустриально развитые, а затем постиндустриальные общественные системы принесли с собой новое явления: биологически и физически взрослых «социальных детей», нуждающихся в самоутверждении и самовыражении. Но как же можно этим молодым людям удовлетворить эту потребность? Профессионально они сделать это не могут, так как ещё обучаются будущей профессии. Собственной материальной самостоятельности у них тоже ещё нет, из-за чего невозможна и независимость от родителей.
Выход
как раз был найден в молодёжной
субкультуре. Она отличается от культуры
отцов, поскольку именно в их мире
молодой человек и не мог проявить
себя. Смысл молодёжной субкультуры
состоит как раз в
Некоторых молодых людей удовлетворяет их статус и круг общения сверстников в молодёжной субкультуре, что выйдя из юношеского возраста и завершив своё образование, они так и не вступают на колею профессиональной деятельности. Таким образом, молодые люди застревают в социальной молодости. Молодёжная субкультура играет с ними злую шутку, так как они считают, что не всё ещё потеряно у них, и не спешат отделять себя от благополучной молодёжи.
Причины сложившейся проблемы кроются в удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника, активно внедряемые, требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных специалистов. Это приводит, во-первых, к появлению молодёжи как социально-демографической группы и, во-вторых, к возникновению феномена молодёжной субкультуры [3, 84].
Информация о работе Молодёжные субкультуры в российском обществе