Молодёжные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 02:11, реферат

Описание работы

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
1. Межгрупповые (межпоколенные) конфликты…………………………4
2. Межгрупповые молодежные конфликты…………………………........10
Заключение…..…………………………………………………………………….15
Литература ………………………

Работа содержит 1 файл

Альбигойские войны.doc

— 231.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

     Молодежные  конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Сожержание 
 

Введение …………………………………………………………………………...3 

     1. Межгрупповые (межпоколенные) конфликты…………………………4 

     2. Межгрупповые молодежные конфликты…………………………........10 

Заключение…..…………………………………………………………………….15 

Литература ………………………………………………………………………....16 

 

Введение. 

     Конфликт - это столкновение противоположных  целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое  определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсы. Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем же основные виды молодежных конфликтов. Выделим:

  1. Межпоколенные молодежные конфликты – наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений.
  2. Межгрупповые молодежные конфликты – конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.
  3. Межличностные молодежные конфликты – конфликты между индивидами, в основе которого опять лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте).

 

     1. Межгрупповые (межпоколенные) конфликты. 

     Рассмотрим  проблему межпоколенных молодежных конфликтов. Они касаются взаимоотношений  во время социализации, между подростками  и родителями, подростками и школой и т. п. есть несколько подходов к вопросу об истоках таких конфликтов.

     Вообще  период юности обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной  и ответственной взрослости, что  предполагает, с одной стороны  завершение физического, в частности  полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

     В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой, индивид относительно легко  усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать подготовительный период. “Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых”.

     В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся все более  многомерными.

     В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в  основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. “Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома (ученики в ремесленных цехах, пажи и оруженосцы у рыцарей, послушники в монастырях и т. п.)”.

     Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя “снижать” границы юношеского возраста. Напротив, усложнение “общественно-трудовой” деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой увеличение необходимых сроков обучения. Наше новое поколение молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. И во все времена буйный юношеский возраст отнюдь не вызывал у старших умиления, скорей наоборот возникало непонимание: “Мы такими не были”, напряжения, которые переходили в конфликты. Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

     Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные привычки и вкусы, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. Преемственность поколений вообще не обязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника. Нечто подобное произошло и в нашей стране. Сталинский террор 1930-40-е гг. посеяло в душах неискоренимый страх, а последовавшая затем бюрократизация общественной жизни - социальную апатию, равнодушие, лицемерие. Люди с детства воспитывались в духе двоемыслия: “на словах их призывали быть принципиальными и смелыми, а на деле учили приспособленчеству, искусству выходить из острых ситуаций и добиваться желаемого с заднего хода (“Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет!”)”. Перестраховка и ложь стали привычными в обществе.

     Сегодня, в эпоху перемен, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, и носителем новых устремлений, выражающим новые потребности, чаще всего становится молодое поколение.

     Молодежь  острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы развития во всех нетрадиционных обществах. “Процесс культурного движения подчиняется поколенческим ритмам: смена представлений, сложившихся во время кризиса, совершается как вытеснение одного поколения другим, претендующим на более эффективную модель переустройства общества”. Различия между поколениями тем глубже, чем динамичнее и масштабнее перемены в той или иной стране.

     Между поколениями могут возникать: как  взаимопонимание и единство, так  и существенные различия, переходящие  в конфликты. Спектр этих отношений  можно проследить по следующим аспектам:

  1. Социальный аспект определяет положение поколений в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.
  2. Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.
  3. Политический аспект показывает отношение между поколениями в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.
  4. Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.
  5. Бытовой аспект отражает различные жизненные условия различных поколений.
  6. Социально психологический аспект показывает отношение между поколениями в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.
  7. Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

     Выделяя данные аспекты, надо заметить, что  не все они имеют одинаковое значение при сравнении разных поколений. Это может зависеть от конкретного  исторического момента времени, в котором сравниваются поколения. В современной Беларуси наиболее важным является культурный аспект, в основе которого лежит ценностный конфликт двух поколений, который наиболее остро встал сейчас, когда молодое поколение является носителем всего нового, отбрасывающее старые нормы и ценности. Старшее же поколение – наоборот по-прежнему консервативно.

     Важно, для решения конфликта, в современной  культуре поддерживать традиции новаторства  в сочетании с “разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

     Первые  теории межпоколенных конфликтов имели  глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной  студенческому движению, писал, что  “конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба”. Фойер утверждал, что “история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями”.

     Однако  истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных  конфликтов лежит извечное соперничество  между отцом и сыном (“Эдипов  комплекс”). Другие авторы пошли еще дальше, основатель этологии К. Лоренц утверждал, что “вражда между поколениями” имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания, но неприятные усилия, исчезли. Отсюда - требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены  у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди “испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам - старшему поколению, - сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.

     Другой  подход предлагал французский психоаналитик  Ж. Мандель противопоставляет классическому  “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов  комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный  с Эдиповым комплексом”, состоял в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства.

     Это происходит прежде всего потому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ  Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе  и семье.

     Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.

     Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития.

     Психоаналитическая  теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения от  родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются, и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

     Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.  

 

     2. Межгрупповые молодежные конфликты. 

     Выше  мы уже затронули второй класс конфликтов – конфликты внутри молодежной среды. Рассматривая такие конфликты, попытаемся разделить саму молодежную группу.

     Многие  подростково-молодежные группы социально  нейтральны или признаются обществом. Другие же носят выраженный антиобщественный характер. Выделяют следующие виды молодежных групп:

  1. Случайная группа – например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность “отпустить тормоза”. Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.
  2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности – это суицид). Обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания.
  3. Агрессивная группа – основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы является жестокая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: “мы - они”.

Информация о работе Молодёжные конфликты