Молодёжная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, особым значением политического участия молодежи в современной России, которая выходит из острой фазы экономического и социально-экономического кризиса.

Содержание

Введение 2
Положение молодёжи в современном российском обществе 3
Модели электорального поведения. 7
Заключение 10
Список использованной литературы: 13

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ - Кон.работа 2011 готовая.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  темы исследования определяется, прежде всего, особым значением политического  участия молодежи в современной  России, которая выходит из острой фазы экономического и социально-экономического кризиса.

    Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентации и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. Политическая социализация обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм, ценностей, стабильность политической системы. Для России сегодня принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область понимания ими своего места и роли в политическом процессе. В 2000-2004 годах в стране возникли возможности интенсивного развития, реализация которых, как отмечал президент В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году, тесно связана с "повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих".

    В этом плане большой интерес представляет исследование форм политического участия  молодежи в условиях модернизации общества. Российская молодежь объективно призвана стать сознательным участником социальных и политических преобразований, а не только объектом воспитания и образования. Государственные, общественные институты воспитания и образования должны вести работу по политическому совершенствованию личности, расширению её знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентации, интересов и потребностей. В высших учебных заведениях политическое воспитание осуществляется через изучение социально-гуманитарных наук, в первую очередь политологии и социологии. Молодое поколение граждан должно непосредственно участвовать в формировании и реализации политики, социальных программ, касающихся молодежи и общества в целом, стремиться к овладению знаниями и навыками для принятия социально значимых решении. Важнейшей функцией молодого поколения является ответственность за будущее страны, преемственность истории и культуры, воспроизводство новых поколений. И от осознания этой меры ответственности молодежью зависит направление развития всего общества в будущем.

Положение молодежи в современном  российском обществе

 

    Положение молодёжи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди которой наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодёжи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдаются понижение социального статуса, рост безработицы, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, растет преступность. Усиление политической активности молодежи способно, если не снять эти проблемы, то расширить возможности их решения.

    Решение молодежных проблем стало одним из значимых направлений деятельности политических партий. В настоящее время политическими партиями уделяется большое внимание вопросам молодёжи. Большое значение для различных политических сил имеет вовлечение молодёжи в процесс борьбы за власть, поскольку от ее поддержки зависит успех той или иной партии, движения. Такая тенденция имеет место в российском обществе. В то же время невелик интерес самой молодёжи к участию в политических партиях. Интересуются их деятельностью менее 2% молодых людей. Хотя результаты деятельности политических партий по привлечению молодёжи в свои ряды незначительны, лидеры молодёжных движений составляют кадровый ресурс для пополнения российской политической, административной и других элит. Особенностью политического процесса в современной России является бурное развитие молодёжных политических движений. Таким образом, молодежное общественное движение вступает в новый этап развития, а это основной путь включения молодежи в процессы реформирования российского общества.1

    Наметившиеся  сегодня тенденции к социокультурному регрессу молодежи, к сожалению, не компенсируются государственными мерами по улучшению качества ее жизни. Отсутствие такового и приводит к кризису  идентификации, когда человек теряет осознание своего предназначения в обществе. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта - своеобразной «идологизацией» Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и услуг.

    Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодёжь теряет ощущение Родины. Большая часть молодых людей предпочитает  реализовать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. У этой категории молодёжи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука. Как утверждают некоторые авторы, сегодня пути решения проблем молодежи лежат в совершенствовании системы государственной молодежной политики. Молодежная политическая культура составная часть политической культуры общества, так как именно молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это - возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и частные структуры и институты, международные организации.

 

1. Пуган В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. М., 2004.

    В основном документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено: «Молодёжь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодёжи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век». 

    Особенно  важным оказывается вопрос вовлечения молодежи в выборную кампанию.

    Это требование особенно актуализируется  в отношении молодёжи в силу нескольких причин:

1) молодые  люди составляют сегодня в  России около 23 % электората.2

2) современная  молодёжь - это, кроме всего прочего,  политическое будущее России. Через 10 - 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском обществе. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы в инструмент манипуляции населением или станут одной из действенных технологий демократической организации власти;

3) в  нынешней ситуации особую актуальность  обретает выявление основных  социальных сил, призванных решать  общественные проблемы;

4) молодёжь  представляет особый интерес  для оценки современного политического процесса: привлечение молодёжи в процесс борьбы за власть имеет большое значение для различных политических сил.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

во-первых, необходимостью исследования противоречий и проблем электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования;

во-вторых, поиском эффективных путей превращения  выборов в форму реального  политического участия молодых  граждан;

 

2. Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной России: Проблемы и перспективы // М. - 2005.;

 

в-третьих, важностью задачи управления избирательным  процессом, решить которую невозможно без учета специфики избирательного поведения различных социальных и социально-демографических групп;

    Сегодня в Российской Федерации сложилась  непростая ситуация в молодёжной среде. Совершенно очевидно, что активность молодёжи, её гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодёжи.

    Желание участвовать в выборах у людей  среднего и старшего поколения, как  правило, связано с воспитанной  в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодёжь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Её политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.

    В статистике и социологии к молодёжи обычно относят молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, в данной работе нас будет интересовать часть этой группы в возрасте от 18 до 30 лет. В России в этой группе избирателей примерно 25 миллионов человек, а это 23 % от общего числа избирателей. Как показывают социологические исследования, около 40% молодых людей не интересуются политикой вообще. В регионах активность молодёжи на выборах еще ниже.

    Для вовлечения молодёжи в политическую деятельность, формирования у неё активной гражданской позиции необходимо совершенствование системы государственной молодёжной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме того, необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий вовлечение молодёжи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.

Модели  электорального поведения.

    При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего  исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы».3

    Выделяют  два вида политического участия:

а) конвенциональное (осуществляемое в рамках закона);

б) неконвенциональное (выходящее за рамки закона).

    Существует  общая классификация моделей электорального поведения, представленная в автореферате российского политолога В.Г. Зарубина. Данная классификация включает в себя:

  • «активистскую» модель, согласно которой избиратели принимают участие в голосовании всех уровней и подразделяются на два типа: «последовательные активисты» (отличающиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку значимости результатов голосов) и «непоследовательные активисты» (которые отличаются тем, что не проявляют интереса к предвыборным кампаниям и не считают результаты голосования важным для себя);
  • модель «колеблющихся предпочтений», согласно которой электорат в одних выборах принимает участие, а в других не принимает и характеризуется параметрами последовательности и непоследовательности, представленными в «активистской» модели;
  • «абсентеистскую» модель, в которой избиратель не принимает участие в голосовании. Выделяются также «последовательные абсентеисты», характеризующиеся отсутствием интереса к предвыборной кампании и имеющие отрицательную оценку значимости результатов голосования; а также «непоследовательные абсентеисты», характеризующиеся наличием
 

3. Политическая социология: Учебник для вызов Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. // М. - 2002.

    интереса  к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку важности результатов голосования для себя.4.

    Большинство политологов и  специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение  такой специфичной  части населения  как молодежь, выделяют его четыре типа:

  • Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;
  • Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;
  • Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;
  • Апатичный («никакой») тип. Характеризуется «активной политической пассивностью», уверенностью в том, что всё равно ничего не получится. 5

    Принято выделять три субъекта общественной молодёжной политики, определяющие соответствующие  модели и разновидности  молодёжной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации).

    Каждая  из этих общественных сил (субъектов  общественной молодёжной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых они  и выстраивают свою модель молодёжной политики.

    Эти модели молодёжной политики сами по себе в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Также все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодёжной политики.

 

4.Зарубин В.Г. Элективное действие. Формирование корпуса российских избирателей.

// Автореферат. - Санкт-Петербург - 1998.

5.Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах - 2008 - № 4.

    В настоящее время, как считают многие исследователи, целесообразно выделять уже не три, а четыре субъекта и соответственно модели молодёжной общественной политики. «Новой» моделью общественной молодёжной политики, дополнительно к перечисленным моделям, является конфессиональная молодёжная общественная политика, играющая заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодёжи.

Информация о работе Молодёжная политика