Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, особым значением политического участия молодежи в современной России, которая выходит из острой фазы экономического и социально-экономического кризиса.
Введение 2
Положение молодёжи в современном российском обществе 3
Модели электорального поведения. 7
Заключение 10
Список использованной литературы: 13
Содержание:
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, особым значением политического участия молодежи в современной России, которая выходит из острой фазы экономического и социально-экономического кризиса.
Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентации и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. Политическая социализация обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм, ценностей, стабильность политической системы. Для России сегодня принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область понимания ими своего места и роли в политическом процессе. В 2000-2004 годах в стране возникли возможности интенсивного развития, реализация которых, как отмечал президент В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию в 2004 году, тесно связана с "повышением социальной нагрузки на молодое поколение работающих".
В
этом плане большой интерес
Положение молодёжи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди которой наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодёжи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдаются понижение социального статуса, рост безработицы, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, растет преступность. Усиление политической активности молодежи способно, если не снять эти проблемы, то расширить возможности их решения.
Решение молодежных проблем стало одним из значимых направлений деятельности политических партий. В настоящее время политическими партиями уделяется большое внимание вопросам молодёжи. Большое значение для различных политических сил имеет вовлечение молодёжи в процесс борьбы за власть, поскольку от ее поддержки зависит успех той или иной партии, движения. Такая тенденция имеет место в российском обществе. В то же время невелик интерес самой молодёжи к участию в политических партиях. Интересуются их деятельностью менее 2% молодых людей. Хотя результаты деятельности политических партий по привлечению молодёжи в свои ряды незначительны, лидеры молодёжных движений составляют кадровый ресурс для пополнения российской политической, административной и других элит. Особенностью политического процесса в современной России является бурное развитие молодёжных политических движений. Таким образом, молодежное общественное движение вступает в новый этап развития, а это основной путь включения молодежи в процессы реформирования российского общества.1
Наметившиеся
сегодня тенденции к
Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодёжь теряет ощущение Родины. Большая часть молодых людей предпочитает реализовать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. У этой категории молодёжи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука. Как утверждают некоторые авторы, сегодня пути решения проблем молодежи лежат в совершенствовании системы государственной молодежной политики. Молодежная политическая культура составная часть политической культуры общества, так как именно молодежи в обществе принадлежало и принадлежит ключевое место. Это - возрастная группа, которая со временем занимает ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества, а в XXI в. будет решать задачи, контуры которых сейчас трудно различимы. Значительное внимание молодым поколениям уделяют страны мира, государственные, общественные и частные структуры и институты, международные организации.
1. Пуган В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. М., 2004.
В основном документе Конференции ООН по окружающей среде и развитию отмечено: «Молодёжь составляет почти 30% численности населения мира. Вовлечение современной молодёжи в процесс принятия решений по вопросам окружающей среды и развития имеет в долгосрочном плане чрезвычайно важное значение для осуществления Повестки дня на XXI век».
Особенно важным оказывается вопрос вовлечения молодежи в выборную кампанию.
Это требование особенно актуализируется в отношении молодёжи в силу нескольких причин:
1) молодые люди составляют сегодня в России около 23 % электората.2
2) современная молодёжь - это, кроме всего прочего, политическое будущее России. Через 10 - 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском обществе. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы в инструмент манипуляции населением или станут одной из действенных технологий демократической организации власти;
3) в
нынешней ситуации особую
4) молодёжь представляет особый интерес для оценки современного политического процесса: привлечение молодёжи в процесс борьбы за власть имеет большое значение для различных политических сил.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
во-первых, необходимостью исследования противоречий и проблем электорального поведения молодежи с целью его прогнозирования и регулирования;
во-вторых,
поиском эффективных путей
2. Шабанов А.В. Участие молодежи в политической модернизации современной России: Проблемы и перспективы // М. - 2005.;
в-третьих,
важностью задачи управления избирательным
процессом, решить которую невозможно
без учета специфики
Сегодня в Российской Федерации сложилась непростая ситуация в молодёжной среде. Совершенно очевидно, что активность молодёжи, её гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности. Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Такая же тенденция прослеживается и среди молодёжи.
Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодёжь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Её политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.
В статистике и социологии к молодёжи обычно относят молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, в данной работе нас будет интересовать часть этой группы в возрасте от 18 до 30 лет. В России в этой группе избирателей примерно 25 миллионов человек, а это 23 % от общего числа избирателей. Как показывают социологические исследования, около 40% молодых людей не интересуются политикой вообще. В регионах активность молодёжи на выборах еще ниже.
Для вовлечения молодёжи в политическую деятельность, формирования у неё активной гражданской позиции необходимо совершенствование системы государственной молодёжной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме того, необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий вовлечение молодёжи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.
При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы».3
Выделяют два вида политического участия:
а) конвенциональное (осуществляемое в рамках закона);
б) неконвенциональное (выходящее за рамки закона).
Существует общая классификация моделей электорального поведения, представленная в автореферате российского политолога В.Г. Зарубина. Данная классификация включает в себя:
3. Политическая социология: Учебник для вызов Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. // М. - 2002.
интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку важности результатов голосования для себя.4.
Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфичной части населения как молодежь, выделяют его четыре типа:
Принято выделять три субъекта общественной молодёжной политики, определяющие соответствующие модели и разновидности молодёжной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации).
Каждая из этих общественных сил (субъектов общественной молодёжной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых они и выстраивают свою модель молодёжной политики.
Эти модели молодёжной политики сами по себе в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Также все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодёжной политики.
4.Зарубин В.Г. Элективное действие. Формирование корпуса российских избирателей.
// Автореферат. - Санкт-Петербург - 1998.
5.Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах - 2008 - № 4.
В настоящее время, как считают многие исследователи, целесообразно выделять уже не три, а четыре субъекта и соответственно модели молодёжной общественной политики. «Новой» моделью общественной молодёжной политики, дополнительно к перечисленным моделям, является конфессиональная молодёжная общественная политика, играющая заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодёжи.