Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:35, реферат
При оценке современного состояния общества мы сталкиваемся с огромным разбросом мнений и политических рецептов: от роптания на демократию до желания установить жесткую власть, разрушить все до основания, а затем... Крайности всегда опасны и чреваты для здоровья как отдельного человека, так и всего общества в целом. Да, безусловно, ретроградство, стремление игнорировать громадные изменения в общественной жизни за последнее десятилетие бесперспективны по своей сути.
Молодёжный радикализм
Молодежный
радикализм -причины
и факторы
А. Е. Круглов
При оценке современного состояния общества
мы сталкиваемся с огромным разбросом
мнений и политических рецептов: от роптания
на демократию до желания установить жесткую
власть, разрушить все до основания, а
затем... Крайности всегда опасны и чреваты
для здоровья как отдельного человека,
так и всего общества в целом. Да, безусловно,
ретроградство, стремление игнорировать
громадные изменения в общественной жизни
за последнее десятилетие бесперспективны
по своей сути. Реформы по пути последовательного
обновления всех сторон жизни нашего общества
с целью придать высокий динамизм и эффективность
развитию экономики, социальной сферы,
культуры надо продолжать. Они должны
способствовать повышению благосостояния
людей, их социальной защищенности, быть
гарантией процветания и укрепления Российского
государства.
Это приходится всякий раз подчеркивать,
когда сталкиваешься (в последнее время,
к сожалению, все чаще и чаще) с таким явлением
в общественной жизни, как радикализм.
При всей условности этого термина он,
как представляется, наиболее точно и
выразительно отражает суть рассматриваемого
явления.
Именно сегодня, когда общество устало
от бесконечных социальных конфликтов,
в его среде заметно сгустилась атмосфера
ожидания чуда, лихорадочного поиска некой
панацеи, которая быстро и кардинально
излечит от тяжелого недуга. Социальное
терпение, как не раз свидетельствовала
история, в том числе и наша, чрезвычайно
опасно.
Само по себе стремление решительно изменить
нашу, прямо скажем, нелегкую жизнь заслуживает
одобрения. Но вот вопрос: какими средствами,
какой ценой и, самое главное, с какой целью?
Размышляя над выступлениями и публичными
заявлениями некоторых "радикалов"
(как они сами себя именуют), приходишь
к выводу не только о несостоятельности
и маниловщине их программ вывода страны
из кризиса, но и о вредности целого ряда
постулатов.
Собственно, в нашем сегодняшнем положении
радикальный взгляд на общество чаще всего
означает (схематично, разумеется) триаду:
черное преступное "советское" прошлое;
трагическое "демократическое" настоящее;
светлое, но достаточно туманное и размытое
капиталистическое будущее, сулящее решение
чуть ли не всех проблем.
Разумеется, это несколько упрощенный
взгляд на позицию некоторых радикалов.
Но каждый, кто побывал на митингах, сопровождающих
предвыборные кампании в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской
Федерации и Президента Российской Федерации,
слышал выступления политических лидеров
радикальных движений, согласится, что
подобный взгляд вполне обоснован.
Политические радикалы, как правило, предлагают
деморализованному и дезориентированному
стремительным нарастанием кризисных
процессов обществу казалось бы простые
и четкие ответы на мучительные вопросы
российской жизни - "что делать?" и
"кто виноват?" Звучат призывы к энергичному
прямому действию, зачастую к "революционному
насилию", которое оправдывается соображениями
высшего порядка (интересами нации, социальной
или конфессиональной группы и т.д.). И
здесь более чем уместен вопрос: "С кем
будет молодежь?" В силу своей психологической
мобильности и отсутствия устоявшейся
системы ценностных категорий молодое
поколение представляет собой наиболее
восприимчивую и манипулируемую часть
общества.
Слабость институтов гражданского общества
и практическое отсутствие целенаправленного
воспитательного воздействия со стороны
государства становится причиной неудовлетворенности
активной части молодежи в ее вполне естественном
стремлении к самоорганизации для достижения
определенных целей нематериального порядка.
В советские времена подобные запросы
удовлетворялись комсомольской организацией,
спортивными секциями, военно-спортивными
клубами и т.д. В настоящее время любая
радикальная группировка, от ваххабитских
"джамаатов" до первичных организаций
РНЕ и так называемых "лимоновцев",
предлагает озлобленному молодому человеку
"влиться в ряды", "совместно бороться
против...", стать "соратником" и
т.д.
Потребность молодежи в социальной самоидентификации
в значительной степени удовлетворяется
военизированным характером и закрытостью
для непосвященных многих политических
структур радикального толка. Традиционная
мусульманская одежда и борода ваххабита
представляет собой такой же знак отличия
от "чужих", как черная униформа и
руническая эмблема соратника РНЕ. Коллективные
молитвенные собрания и марши скандирующих
лозунги штурмовиков в униформе - явления
одного порядка, призванные подчеркнуть
сплоченность группы.
Членство в радикальных политических
и религиозных группировках удовлетворяет
подсознательное чувство протеста значительной
массы молодых людей против тотальной
коммерциализации всех сфер жизни общества.
Экстремистские организации весьма успешно
эксплуатируют подсознательную потребность
молодых пассионариев в бескорыстном
служении идее, в самопожертвовании, в
стремлении к подвигу. Радикалы дают молодежи
реальную возможность почувствовать себя
дееспособной частью общества, а не только
"...новым поколением, выбирающим пепси".
Максимально используя мотивацию идеального
характера, понятия чести, долга, верности,
служения (нации, Аллаху, фюреру и т.д.),
радикальные политические группировки
далеки от недооценки факторов и материального
стимулирования. Организации русских
националистов активно способствуют трудоустройству
своих соратников, стараясь внедрить "идеологически
проверенные" кадры в силовые и охранные
структуры. Щедро спонсируемые из-за рубежа
ваххабиты выплачивают "стипендию"
молодым террористам, которые обучаются
в лагерях Басаева и Хаттаба. Национал-радикальные
организации в республиках Северного
Кавказа способствуют продвижению своих
сторонников на ведущие позиции в государственных
и коммерческих структурах.
В условиях нарастающей криминализации
общества, фактической беззащитности
граждан перед преступными элементами
политики-радикалы рекламируют готовые
рецепты борьбы с данным социальным злом.
Националисты предлагают вернуться к
традиционным правилам общежития, использовать
для разрешения конфликтов нормы обычного
права (кровную месть и т.д.). Ваххабиты
видят путь решения проблемы в неуклонном
соблюдении законов шариата.
После распада СССР повседневным явлением
стал рост преступлений на межнациональной
почве, обусловленный неспособностью
и нежеланием властей защищать русскоязычное
население Северного Кавказа от посягательств
бандитских группировок, состоящих из
представителей "титульных" национальностей.
Подобное положение вещей активно использовали
в пропагандистской и вербовочной работе
члены РНЕ. После террористических актов
в Москве, Волгодонске и городах Кавказских
Минеральных вод "образ врага" в лице
кавказцев практически не нуждается в
комментариях. В Ростовской области именно
русские националисты, опередив органы
правопорядка, проявили инициативу в организации
охраны жилых кварталов от террористов.
Одним из тезисов идеологического обеспечения
агрессии исламских радикалов в Дагестане
стало требование смены и осуждения (по
законам шариата) коррумпированного руководства
республики. Эта тема близка и понятна
большей части населения, в особенности
безработной молодежи. Известный своей
радикально исламской фразеологией лидер
"Исламского комитета" Г. Джемаль
попытался с помощью телевидения транслировать
указанный тезис ("... ваххабиты ведут
борьбу с преступностью...") на общероссийскую
аудиторию.
Принадлежность к радикальной политической
организации автоматически снимает в
неокрепшем сознании молодого человека
многие "барьеры", связанные с законностью
предпринимаемых им политических действий.
С одной стороны, он совершает уголовно
наказуемые деяния или призывает к совершению
их в отношении "чужих" (т.е. стоящих
вне навязываемых его организацией обществу
законов), с другой стороны, сам применяет
насилие в целях предотвращения или пресечения
противоправных (с его точки зрения) действий
оппонентов.
Периодически возникающие на Кавказе
межэтнические конфликты и военные столкновения
обеспечивают радикальные политические
группировки весьма перспективным "резервом"
в лице воевавших в "горячих точках"
молодых людей, привыкших к насилию и дисциплине.
Низкий уровень идеологической работы
в государственных силовых структурах
делает мотивацию сражающегося солдата
сугубо личной (месть за погибших товарищей,
ненависть к чеченцам и т.д.) и в конечном
счете приводит к разочарованию и озлоблению
против государства. В дальнейшем пропаганда
радикалов попадает на подготовленную
почву, в сознании прошедшего войну молодого
человека совершается переход от пассивной
враждебности к существующему порядку
вещей в обществе, к необходимости его
изменения насильственным путем.
Молодому ветерану войны представляется
необходимым радикально изменить общественные
отношения, сделав их более справедливыми
с его точки зрения. Как правило, модель
будущего государства видится ему весьма
туманно, предпочтение отдается нередко
оторванным от реальности формам. Манипулируя
ими, определенные силы наращивают усилия
по дальнейшему развалу единого и некогда
могучего государства. Хаос и анархия
всегда были желанной средой для различного
рода политических авантюристов всех
мастей и окрасок, честолюбцев, маниакально
одержимых жаждой власти, люмпенизированного
социального элемента и просто уголовников,
а также различного рода пророков, предсказателей
дальнейшей судьбы общества. Именно они
"подогревают" интерес к радикализму,
служат его рупором и рассадником.
В настоящее время целый ряд политических
группировок и их лидеров, прорываясь
к политической власти, активно использует
националистические, религиозно-экстремистские
и популистские лозунги, все активнее
привлекает на свою сторону молодежь.
Активность появления радикальных молодежных
организаций приходится на начало 90-х
годов. Как правило, основу этих организаций
составляет молодежь, вышедшая из так
называемых "скинхэдов" и "гопников".
Практически все российские скины исповедуют
крайне агрессивный национализм и расизм.
Идеальным политическим деятелем для
них является Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана,
а идеальным режимом - немецкий национал-социализм.
Новое неформальное молодежное движение
скинхэдов или, как они себя называют,
ультрас является принципиально новым
элементом в молодежном движении. Несмотря
на ряд слабых сторон (отсутствие четкой
программы, структуры и авторитетных лидеров),
оно представляет значительную угрозу:
наиболее активные члены движения не только
высказывают крайне-националистические
идеи, но и совершают конкретные противоправные
действия (поджоги автомашин, избиение
выходцев с Северного Кавказа).
В середине 90-х гг. появляется новое явление
в молодежной криминальной субкультуре
- "гопники", не контролируемое организованной
преступностью или контролируемое в меньшей
степени. Они быстро проявили себя как
"культурные враги" большинства молодежных
субкультур: байкеров, рейвер-роллеров
и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий
к иной субкультуре, может быть избит,
подвергнут сексуальному насилию, ограблен.
Противостояние молодежных банд также
не ушло в историю, но переместилось на
периферию.
Что касается других радикальных молодёжных
движений, то к их числу можно отнести
региональные отделения организации "Русское
воинское сословие" (известны как "варвары")
с центрами в Москве и Ростове-на-Дону.
"Русское воинское сословие" (РВС)
активно проявило себя с 1999 года и существует
на базе спортивных клубов по славяно-горицкой
борьбе. Основной целью движения является
сохранение этнической общности русского
народа посредством создания так называемых
"варварских кланов" - сообществ людей,
родственных по образу жизни, системе
взглядов, убеждений и нравов, и "захват
ими жизненного пространства" в противовес
кавказским кланам. По словам лидеров
РВС, "варвары" - это воинство, которое
в случае необходимости нужно только вооружить.
"Варвар" проходит специальную программу
военно-прикладной и физической подготовки
и в дальнейшем должен поддерживать уровень
своей боеготовности индивидуально.
Одной из немногочисленных радикальных
молодежных организаций, но уже заявившей
о себе, является неформальное объединение
"Молодежная анархистская группа"
(МАГ), представленная в Москве, Ярославле,
Краснодаре, Волгограде и Ростове-на-Дону.
Члены МАГ выступают против существования
институтов государства, пропагандируют
экстремистские формы борьбы с органами
государственной власти. Они периодически
распространяют рукописные листовки с
призывами осуществления насильственных
действий в отношении военнослужащих,
чиновников, священнослужителей, организовывают
несанкционированные шествия с антивоенными
плакатами. Члены МАГ проводят активную
агитационную работу, направленную на
уклонение молодежи от призыва в ряды
Вооруженных Сил России.
Несмотря на то, что причины и факторы
политического радикализма исследуются
политологией и социологией на протяжении
длительного периода времени, споры по
этим проблемам продолжаются и поныне.
В самом общем виде эти причины и факторы
делятся на социально-экономические, социально-психологические,
этнокультурные и институционально-правовые.
В качестве основного показателя обычно
называют социально-экономическое неравенство.
В современной России разрыв между богатыми
и бедными увеличивается - по некоторым
подсчетам, разрыв между уровнем дохода
10% самых бедных и 10% самых богатых россиян
во много раз превышает аналогичный показатель
в странах Запада. По данным многих опросов,
произошло не только фактическое падение
жизненного уровня большинства населения
страны, но и рост недовольства этого большинства
своим материальным положением. В России
ситуация усугубляется еще и тем, что значительная
доля граждан (от 40% до 65% в разных исследованиях)
критически оценивают проводимую правительством
экономическую реформу.
Социально-психологические аспекты политического
радикализма связаны с феноменом массовых
политических настроений. Радикализм
заметно активизируется в периоды кризисного
обострения обстановки или коренной перестройки
общественно-государственной и социальной
структур. В эти периоды общественное
мнение, морально подготовленное к переменам,
ищет быстрейшие пути выхода из кризисной
ситуации, усматривая возможность решения
прежде всего радикальными средствами
как наиболее эффективными и требующими
кратких по времени сроков. Проявляет
себя объективная закономерность: чем
тяжелее ситуация в стране, тем общественное
сознание больше подготовлено к восприятию
самых радикальных способов выхода из
кризиса. Внезапно охватившие западный
мир в конце 60-х годов многочисленные "движения
протеста", проявления "контркультуры"
способствовали росту политического радикализма
и политического терроризма. Взрыв массовых
настроений политического протеста наблюдался
в конце 80-х годов в странах Восточной
Европы, а затем и на территории Советского
Союза. Применительно к России социально-экономический
упадок общества, ухудшение геополитического
и стратегического положения страны, взлет
преступности и насилия породили и сопровождались
ростом массовых ощущений дискомфорта,
национального унижения, неудовлетворенности
условиями жизни, пессимистической оценкой
своего будущего, ощущения несправедливости
социально-экономической политики правительства,
готовности населения воспринять любую
экономическую программу и даже поверить
в то, что одними зарубежными инвестициями
можно вывести страну из кризиса.
Этнокультурные факторы и причины связаны
с особенностями этнонациональных традиций
и политической культуры того или иного
народа или этнорелигиозной общности.
Вряд ли случайно, что политический радикализм
и экстремизм в современном мире бурно
процветает в Алжире, Иране, Афганистане
и на территории бывшего СССР - в Таджикистане
и Закавказье. Вместе с тем, следует избегать
опасности подмены этнонациональной политической
культуры, которая сказывается и закрепляется
в течение длительного исторического
опыта, массовыми политическими настроениями
той же нации или этнорелигиозной общности,
которые носят временный характер.
Институционально-правовые факторы и
причины характеризуют влияние на политический
радикализм особенностей политико-государственного
устройства, права и правовых институтов
и их функционирования. Так, авторитарные
политические режимы, насилие и репрессии
со стороны государственных (в том числе
правоохранительных) органов, армии рано
или поздно порождают ответный политический
экстремизм. Свыше половины существующих
на сегодня государств мира содержат в
тюрьмах людей за их убеждения. В настоящее
время более 60 государств прибегают к
пыткам и другим видам государственного
террора в отношении инакомыслящих и политической
оппозиции. Согласно оценкам самих западных
исследователей, даже в условиях западной
либеральной демократии правовые и иные
государственные институты подвергают
отдельных граждан неоправданному физическому
или символическому насилию, принудительному
подчинению государственно-политическому
режиму или частной власти. Наряду с названными
причинами и факторами политического
радикализма следует назвать влияние
внешней окружающей государство среды.
Это влияние может проявляться в форме
дискриминации русскоязычного населения
в ряде бывших союзных республик или прямого
иностранного вмешательства одного государства
во внутренние дела другого государства.
Наконец, акты политического радикализма
всегда тесно связаны с психическими и
другими личностными чертами политических
деятелей. Лидеры радикальных течений
не обременяют себя глубокими размышлениями
о конечных целях и судьбах своего народа,
основное внимание сосредоточивается
прежде всего на разрушении существующей
модели государственно-экономического
развития, компрометации действовавших
институтов власти, видных государственных
и общественных деятелей и т.п.
Внимательный анализ тех, кто возглавляет
радикальные движения, показывает, что
социально-психологический портрет этих
людей характеризуют такие качества, как
авантюризм, эгоцентризм, политическая
безответственность и игнорирование не
только объективных законов общественного
развития, но и воли собственного народа.
Развитие радикальных настроений и рецептов
преобразования действительности во многом
связано с недостаточной гибкостью, способностью
к саморазвитию и самореформированию
общественно-политических структур, запаздыванием
с адекватной реакцией на динамично развивающиеся
экономические, социально-политические
и духовные процессы общественной жизни.
Источником радикализма в обществе является
и весьма невысокий уровень политической
культуры, отсутствие глубоко укоренившихся
в социальном сознании и психологии традиций
гражданской жизни и демократии в условиях
правового государства.
В своих концепциях, установках и программах
радикалы, как правило, демонстрируют
тотальное отрицание всех имеющихся достижений
предшественников, стремятся разом решить
все накопившиеся общественные проблемы,
выступают за полное разрушение общественного
здания, забывая о том, что последующим
поколениям придется долгое время жить
на его руинах и пепелище.
Совокупность основных программных заявлений
радикалов грешит теми же пороками субъективизма
и волевого подталкивания естественно-исторического
процесса развития, которые они громогласно
инкриминируют своим историческим и нынешним
политическим оппонентам.
В заключение этой статьи хотелось бы
еще раз отметить насущную необходимость
и своевременность усиления внимания
к жизни молодежи. Именно в этой питательной
среде имеют обыкновение зарождаться
разнообразные революционные вирусы с
весьма ярко выраженными радикальными
и экстремистскими проявлениями. И тем
более странным выглядит тот очевидный
на сегодня факт, что до сих пор в России
не появилось ни одного сколько-нибудь
всерьез общепринятого молодежного лидера.
Подобный лидер не может быть сегодня
ни красным ни белым, он не может принадлежать
к какой-либо четко очерченной политической
конфигурации. Учитывая нынешний социальный
состав молодежи, очевидно, что лидером
здесь может стать только представитель
(и выразитель) идеологии взбесившегося
буржуа - низший средний класс, а в области
теории - смесь лево-правого радикализма.
Информация о работе Молодежный радикализм -причины и факторы