Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов). В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4
Социально-исторические предпосылки появления
молодежной субкультуры ………………………………………………… 5
Влияние внутренних и внешних факторов на развитие
процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7
Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8
Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11
Контркультура …………………………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………. 19
Библиография ……………………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Чистовик.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Нижневартовский Государственный Гуманитарный Университет 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  социологии на тему:

 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

      студентка гр. СКСиТ-31

      Педь  Л.А.

 Проверила:

      Д.с.н., профессор

      Скульмовская  Л.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Нижневартовск, 2011

 

Содержание 
 
 
 
 

    Введение …………………………………………………………………… 3

    Понятие «молодежная  субкультура» ……………………………………. 4

    Социально-исторические предпосылки появления

    молодежной  субкультуры ………………………………………………… 5

    Влияние внутренних и внешних факторов на развитие

    процессов в  молодежной субкультуре …………………………………... 7

    Неформальные  молодежные объединения ……………………………… 8

    Молодежные  субкультуры современной России ……………………… 11

    Контркультура …………………………………………………………… 17

    Заключение ………………………………………………………………. 19

    Библиография ……………………………………………………………. 20

 

   Введение 

   Культура  современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые  могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов). В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.

   Основным  противоречием в исследуемой  области является противоречие между  культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями  отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом. 

   Необходимо  социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.

 

  Понятие «молодежная субкультура» 

  Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и  процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково  подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

  Согласно  выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

  - молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

  - вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

  - как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

  - значимые для той или иной  молодежной субкультуры идеи  и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.

  Молодежная  субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей [8, стр.152]. 

 

   Социально-исторические предпосылки появления  молодежной субкультуры 

  Молодежная  субкультура отражает перемены, происшедшие  во второй половине ХХ века. Ее появление  и оформление как социального  феномена было подготовлено развитием  индустриальных обществ и произошло  в начале перехода индустриально  развитых обществ к постиндустриализму.

  Стремительное, непрерывное ускорение и обновление стали ведущими характеристиками жизни  современных индустриальных обществ. Разворачиванием научно-технической  революции был положен конец  естественно-природной сфере, началась эра искусственно-технологическая. Появилась возможность практически все фабриковать, то есть создавать по заранее заданным параметрам и свойствам. С появлением возможности фабрикации в прошлое ушли уникальность, индивидуальность: сначала в предметах, а затем и в людях. Их место заняли шаблонность, стереотипность, массовость, универсальность.

  Наблюдались два взаимосвязанных процесса: люди, желая соответствовать индустриально  развитому обществу, принимали его  правила игры, вовлекались в создаваемые  им индустрии труда, развлечений, потребления, то есть в массовое общество, а общество с той же целью использовало социальные технологии. К числу таких технологий можно отнести:

  1) усиленное «промывание мозгов»  различными средствами массовой информации;

  2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов;

  3) внедрение посредством поточно-конвейерной  индустрии досуга массовой культуры, для которой характерны примитивность,  развлекательность, натуралистичность,  общедоступность.

  Формирование  массового общества совпало с  началом НТР и пришлось на 50-е  годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры [9].

  С самого начала молодежную субкультуру  отличали невписываемость, невовлеченность  в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры.

  Возникновение молодежной субкультуры практически  совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:

  1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;

  2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;

  3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;

  4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;

  5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;

  6) эклектична, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга. 
 

 

   Влияние внутренних и внешних факторов на развитие процессов  в молодежной субкультуре 

  Молодежная  субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует  на меняющиеся внутренние и внешние  условия своего существования.

  Изменения молодежной субкультуры от внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления от жесткого к мягкому, и наоборот. Любые либеральные общественные изменения, граничащие с вседозволенностью, сопровождаются бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Любой режим жесткой политики приводит к резкому уменьшению количества неформальных молодежных объединений, частичному уходу молодежной субкультуры в андеграунд. Вместе с тем умелая молодежная политика и работа с молодежью могут направить выход «пара» в необходимом для правительства направлении [9].

  Зависимость от внешних экономических факторов следующая: колебаниям экономическим волн соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры (хиппи, ролевики, рейверы) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды). В основе этого феномена лежат две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых, в периоды экономического спада возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.

  Молодежная  субкультура, будучи культурой в  культуре, не существует вне базовой  культуры индустриально развитого  общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны  и взаимодополняемы [10].

  Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

  Вот так и молодежная субкультура 60-х – 70-х гг. ХХ века почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30 – 40 лет назад круг идей 60-х – 70-х годов воспринимался как социальный вывих, граничащий с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток. 

  Неформальные  молодежные объединения 

  Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения.

  Неформальные  молодежные объединения – это  группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.

  Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

  - в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);

  - в формальной группе: не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;

  - в результате участия в локальных  войнах, когда молодой человек  приобретает необычный для мирной  жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;

Информация о работе Молодежные субкультуры