Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:15, контрольная работа
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов). В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.
Введение …………………………………………………………………… 3
Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4
Социально-исторические предпосылки появления
молодежной субкультуры ………………………………………………… 5
Влияние внутренних и внешних факторов на развитие
процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7
Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8
Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11
Контркультура …………………………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………. 19
Библиография ……………………………………………………………. 20
Нижневартовский
Государственный Гуманитарный Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии на тему:
Выполнила:
студентка гр. СКСиТ-31
Педь Л.А.
Проверила:
Д.с.н., профессор
Скульмовская
Л.Г.
г. Нижневартовск, 2011
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Понятие «молодежная субкультура» ……………………………………. 4
Социально-исторические предпосылки появления
молодежной субкультуры ………………………………………………… 5
Влияние внутренних и внешних факторов на развитие
процессов в молодежной субкультуре …………………………………... 7
Неформальные молодежные объединения ……………………………… 8
Молодежные субкультуры современной России ……………………… 11
Контркультура …………………………………………………………… 17
Заключение ………………………………………………………………. 19
Библиография ……………………………………………………………. 20
Введение
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов). В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.
Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых – противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.
Необходимо социологическое исследование данной проблемы для определения уровня культуры среди студентов, их культурной самоидентификации. Исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе культурного конфликта поколений.
Понятие
«молодежная субкультура»
Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Молодежная
субкультура – это эзотерическая, эскапистская,
урбанистическая культура, созданная
молодыми людьми для себя; это культура,
нацеленная на включение молодых людей
в общество; это – частичная культурная
подсистема внутри системы «официальной»,
базовой культуры общества, определяющая
стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет
ее носителей [8, стр.152].
Социально-исторические
предпосылки появления
молодежной субкультуры
Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.
Стремительное,
непрерывное ускорение и
Наблюдались
два взаимосвязанных процесса: люди,
желая соответствовать
1) усиленное «промывание мозгов» различными средствами массовой информации;
2) навязывание посредством рекламы, моды, эталонов престижности жизненных стандартов, стереотипов, шаблонов;
3)
внедрение посредством поточно-
Формирование массового общества совпало с началом НТР и пришлось на 50-е годы XX века. В это же время началось и оформление молодежной субкультуры [9].
С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном стремлении привлечь к себе внимание оборачивается симбиозом эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры.
Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Основными чертами постмодернизма являются плюрализм, множественность, неопределенность, фрагментарность, изменчивость, эклектизм. Эти же черты характерны и для молодежной субкультуры. Она тоже:
1) плюралистична, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;
2) множественна, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;
3) неопределенна, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;
4) фрагментарна, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;
5) изменчива, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;
6)
эклектична, так как вбирает в себя абсолютно
несовместимые элементы, которые мирно
сосуществуют и даже взаимно дополняют
друг друга.
Влияние внутренних
и внешних факторов
на развитие процессов
в молодежной субкультуре
Молодежная субкультура, как и любая культура, в процессе своего развития реагирует на меняющиеся внутренние и внешние условия своего существования.
Изменения
молодежной субкультуры от внешнего
политического фактора
Зависимость от внешних экономических факторов следующая: колебаниям экономическим волн соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Всплеск «гуманитарной» молодежной субкультуры (хиппи, ролевики, рейверы) – показатель экономического благополучия общества: как только жизнь без лишений превращается в норму, общество сталкивается с тоской будней, «сытые» молодые люди начинают искать себе применение посредством молодежной субкультуры. Волны экономического спада, напротив, приводят к стремительному росту «криминогенного» типа молодежной субкультуры (панки, гопники, скинхеды). В основе этого феномена лежат две причины. Во-первых, в периоды экономического спада происходит обнищание и понижение жизненного уровня населения, увеличение количества бедных семей. Во-вторых, в периоды экономического спада возрастает безработица. Это приводит к появлению большого количества физически здоровых и сильных, не знающих, как себя занять, молодых людей. Решить проблемы «криминогенных» субкультур мы сможем лишь после того, как страна войдет в период экономического благополучия.
Молодежная
субкультура, будучи культурой в
культуре, не существует вне базовой
культуры индустриально развитого
общества. Базовая культура и молодежная
субкультура тесно
Молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.
Вот
так и молодежная субкультура 60-х
– 70-х гг. ХХ века почти незаметно растворилась
в сегодняшней реальности. 30 – 40 лет назад
круг идей 60-х – 70-х годов воспринимался
как социальный вывих, граничащий с духовной
болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий
и деструктивный дух представителей молодежных
субкультур того времени, они влились
в общий идеологический поток.
Неформальные
молодежные объединения
Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения.
Неформальные молодежные объединения – это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.
Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:
- в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);
- в формальной группе: не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;
-
в результате участия в