Молодежные организации Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Работа содержит 1 файл

eeaaaiea.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

                              ВВЕДЕНИЕ. 

     Современная ситуация  в Республике Беларусь, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только  на основе объективных данных   о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

     И именно молодежь в сложившийся социально-экономической  обстановке является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида.

     На  сегодняшний день в Республике существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей  координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной  политики в республике через  анализ деятельности всех государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе молодого поколения.

        
 
 
 

     1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И  ОСНОВНЫЕ        НАПРАВЛЕНИЯ.  

     Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. 

     Общества  делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются  постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.

   В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью.  Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая  значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.

     Ошибочно  утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут  также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая  к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих  отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

       Задача молодежи внутри страны  может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису.  В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

     Исходя  из выше сказанного,  можно сказать, что главная задача молодежной политики - создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .    

     Теперь  мы можем определить значение термина  “молодежная политика”.

             Для начала обозначим  что входит в понятие молодежная политика.  Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

      Статья  1 -  с изменениями,  внесенными Законом  от 9  июля

         1997 г. N 56-З 

           Государственная   молодежная  политика   --  это  система

         социально-экономических,  политических,  организационных  и

         правовых  мер,  направленных  на  поддержку молодых граждан

         Республики  Беларусь в  возрасте  до  25 лет, осуществляемых

         государством для социального  становления, развития молодежи

         и  наиболее  полной  реализации  ее  потенциала в интересах

         всего общества.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).

       Цель  определяет две взаимосвязанные  задачи: создание объективных условий  для цивилизованного социального  становления и развития подрастающего  поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных  условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

       Говоря  о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.

       Можно утверждать, что государственная  молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ. 

      В настоящее время большое  внимание уделяется изучению  опыта ряда западных стран,  которые в этом вопросе достигли  поставленных целей. Поэтому анализ  молодежной политики в западных  странах играет также немаловажное  значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.

  Анализ  зарубежного опыта  позволяет сделать  следующие выводы:

  Молодежная  политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление  деятельности государства.

    Государство проводит молодежную  политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.

    Эффективность реализации программ  зависит от учета интересов,  потребностей, желаний молодежи, ее  постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

    Происходит переход от всеобъемлющих,  единых, централизованных общегосударственных  (национальных) программ для всей  молодежи к локальным, целевым,  гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика. 

3.СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  В БЕЛАРУСИ И ИХ РОЛЬ В  ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

     Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы формирование целостности и стабильности общественных отношений.             Если в начале пути основной груз проблем как в разработке стратегии формирования в Беларуси гражданского общества, так и практического реформирования в сферах экономики, политики и культуры брали на себя представители старшего и среднего поколений, то в XXI веке он ложится на плечи молодой когорты. Именно тем, кому сегодня 16-25, придется решать самые трудные задачи.                                                                                                     В условиях, когда основные потребности человека не могут быть удовлетворены, практика общественных отношений вырабатывает различные пути преодоления данного противоречия. Одним из таких способов является деятельность партий и движений, в том числе и молодежных. Их возникновение и распространение выражает неудовлетворенность значительной части населения — особенно молодежи — условиями своего материального и социально-политического жизнеустройства.                     Молодежь является и субъектом, и объектом общественных трансформаций: во-первых, сами молодые люди с целью повышения эффективности их влияния на жизнь общества стремятся объединяться, организоваться в общественные структуры, и, во-вторых, само общество проводит молодежную политику. Одним из действенных механизмов осуществления этих преобразований является молодежное движение, которое можно сравнить со своеобразной политической системой такой специфической категории общества, как молодежь. Оно, как и политическая система общества в целом, как минимум включает в себя следующие три подсистемы:

--институциональную или организационно-институциональную (это государственные и общественные структуры, которые решают проблемы молодежной политики);                                                                                                     --регулятивную или нормативную (это законодательство в части молодежного движения и программные и уставные документы самих организаций);                                                                                                                               --коммуникативную или информационную (это молодежные средства массовой информации, молодежные издания и т.д.).                                           Центром социологических и политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование "Специфика становления и развития молодежных движений в условиях переходного периода в Республике Беларусь". Объектом данного исследования является молодежь (население в возрасте от 16 до 29лет) Республики Беларусь и сами молодежные организации и движения, а предметом — особенности становления и развития молодежных движений, механизмы и способы социально-политической институциализации молодежи в современных условиях.                                                                         Всего в Беларуси ныне существует около 160 молодежных организаций и объединений, работающих по различным направлениям. Следует учитывать, что количество организаций постоянно меняется: образуются новые, некоторые прекращают свою деятельность, происходит разделение или объединение уже существующих.       В последнее время очень активно идет рост региональных структур молодежных объединений. И если республиканские организации имеют больше возможностей заявить о своей деятельности в СМИ, например, то в регионах молодые люди порой даже не догадываются, что рядом с ними в их провинциальном городе успешно работает несколько молодежных организаций и инициатив.         У молодежного движения Беларуси сегодня есть два варианта дальнейшего развития - элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и другой путь - когда молодежные организации будут идти в регионы, области и даже районы, организовывать программы, рассчитанные на широкий круг молодых людей.     Среди основных направлений деятельности молодежных организаций Беларуси можно выделить три наиболее развитых. Наибольшее количество организаций (20,8%) называют основным направлением своей деятельности образование, просвещение, воспитание, 16,8% занимаются социальной защитой и реабилитацией молодежи, и 13,3% - это организации, занимающиеся спортом, туризмом и отдыхом. Все эти направления - области, приоритетные для молодежи, а потому вполне объяснимо, что большинство организаций избрали их в качестве основных.  Данные исследования показывают, что, несмотря на ярко выраженную тенденцию увеличения числа молодежных организаций, молодежь не только не стремится войти в их ряды, но и, зачастую, не знает об их существовании.   В анкете респондентам был предложен вопрос: "Какие молодежные общественные организации Вы знаете?" Более трети респондентов (39,1%) не дали ответа, продемонстрировав, таким образом, свою полную неосведомленность. Тем не менее, полученные результаты позволили построить рейтинг молодежных организаций и движений страны.  
 
 
 
 

Информация о работе Молодежные организации Беларуси