Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:46, творческая работа
Молодежное и детское движение в современной России представлено широко: в настоящее время насчитывается более 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций разного территориального уровня. Наиболее активно институализируются и проявляют себя общественные организации на базе школ и других учебных заведений. Общественные организации, объединяющие детей и юношество, функционируют не только в столичных городах и областных центрах, но и других регионах.
Введение
Глава 1. Молодежные общественные объединения, роль в общественной жизни
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности молодежных общественных объединений
1.2 Практические функции молодежных общественных движений и принципы их деятельности
Глава 2. Характерные черты детских движений и детских объединений, его значение
2.1 Детские общественные объединения и организации в современных условиях
2.2 Цели, задачи и функции детских движений
2.3 Скаутское движение как один из видов детских объединений
Заключение
Список литературы
Объединения представляют собой важный фактор воздействия на ребёнка, влияя на него двояким способом, с одной стороны для удовлетворения его потребностей, с другой стороны происходит внутренний отбор возможностей личности. Организации выполняют и защитные функции, охраняя достоинства и права, уникальность ребёнка. Процесс социализации в объединениях эффективен при общности интересов совместной деятельности детей и взрослых.
Соколов М.Р. Участие
в молодежной политической
1. включение детей
в социальную жизнь,
2. адаптацию детей к социальной среде;
3. удовлетворения их потребностей, интересов и запросов, а также защиту прав, достоинства, в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды.
Функции детских объединений
Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая (обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно- и личностно значимые цели), ориентационная (обеспечение условий для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей), компенсаторная (создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия).
Современное детское движение началось в середине 1980-х годов: параллельно с пионерской организацией стали появляться многочисленные детские объединения, как формальные, так и неформальные. Они представляют собой довольно пеструю картину.
Типы детских объединений
Объединения различаются по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в которых реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей по решению личных экономических проблем.
Досуговые объединения предполагают решение задачи развития способностей и склонностей детей, проблемы предоставления им возможностей для общения, самовыражения и самоутверждения. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вынужден занимать в классе. По содержанию различаются общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей.
По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возникают на базе школы, учреждений дополнительного образования, по месту жительства детей. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы и т. д.
К ситуативным относятся объединения детей, создаваемые для решения какой-либо задачи, не требующей много времени (участники акции помощи, слета и т. п.).
Клочкова Л.Т. Детское
движение в России: Воспитание
школьников. - 2004. - №5/6 - 357 с. - С. 86.По
характеру управления среди
2.3 Скаутское движение как один из видов детских объединений
Наиболее массовым и жизнеспособным из всего спектра молодёжных общественных организаций оказалось скаутское движение, пришедшее на смену Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.
Пожалуй, только о нём можно говорить как о по-настоящему реальном, единственном на середину 1996 г. в Петербурге массовом молодёжном и подростковом движении.
Именно в Санкт-Петербурге
скаутское движение носит
Почти семь лет назад скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание "...исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов..."
Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.
Скаутская группа, патруль - один из наиболее педагогически апробированных, традиционных "клубов общения" детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще "идеальная картинка" из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.
Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, нам на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится и мы рассчитываем только на свои силы, поддержку родителей скаутов.
Но истинные скауты должны быть "Всегда готовы!" пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.
Скаутинг - игра, игра в жизнь с объективными и придуманными нами, скаутами, правилами. Место этой игры - вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту "игру по особым правилам" - скаутингом.
Наглядный пример: группа
славных ребят-туристов с замечательным
опытным тренером-
Другая ситуация: молодежный клуб при Храме; ребята уделяют много внимания изучению истории религии и России, прекрасно поют в церковном хоре, ведут активную религиозно-просветительскую работу, помогают в Доме престарелых, это ли не скаутинг?
Нет, это не скаутинг. И даже если они будут одновременно и туристами из упомянутой тур. секции - они не скауты. Но они в расстоянии шага от скаутинга! Для этого уже есть многое, что отличает их от других детей: умение работать в группе, соизмерять и контролировать свои действия, высокие духовные идеалы, готовность воспринять скаутинг и стать частью Движения.
Скауты используют то, что стало для этих ребят специализацией, как одни из многих обязательных скаутских требований. И это не означает "верхоглядства" скаутов, а гибкость и приемлемость скаутского Метода к различным детям, широту интересов скаутов, универсальность скаутской педагогики.
Маслоу А.П. Мотивация и личность. - СПб., 2005. - 198 с. - С. 59.Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции всегда с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается с пребыванием в скаутинге. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста - "плохим" скаутом.
Очень часто приходиться видеть, как старый туристский, походный опыт, слегка приправленный скаутскими терминами, с легким налетом педагогики выдавался (и выдается) за скаутский Метод.
Отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем:
• система "специальностей";
в Русском Союзе Скаутов
• скаутский Закон, Обещание, Заповеди; то, что было придумано почти столетие назад Основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
• уникальный скаутский Метод, определенный как: прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
- ступенчатая система
подготовки от младшего скаута
до Скаутмастера; специальные методы
и системы тщательной
Заключение
Молодежное и детское движение в современной России представлено широко: в настоящее время насчитывается более 400 тыс. молодежных и детских общественных организаций разного территориального уровня. Наиболее активно институализируются и проявляют себя общественные организации на базе школ и других учебных заведений. Общественные организации, объединяющие детей и юношество, функционируют не только в столичных городах и областных центрах, но и других регионах.
Участие в работе общественных организаций предполагает не только удовлетворение индивидуальных интересов членов объединения в каком-то виде деятельности, но определенную долю ответственности каждого за свои поступки в процессе достижения общей цели и за результаты коллективных действий. Совместная организованная деятельность заставляет членов группы согласовывать свои интересы с общими, свою личную цель участия в работе организации с целями объединения в целом. Разумеется, это невозможно без некоторого самоограничения личных интересов и свободы. Не всякий из юных современников готов к этому.
Вместе с тем, «сутью организованного детского движения выступает социальное творчество». ДОО олицетворяют собой своеобразные ячейки гражданского общества в детской среде. Здесь дети, подростки приобретают опыт совместной деятельности, развивают организаторские и творческие задатки. Детские общественные формирования дают возможность каждому участнику проявить свою активность в социально значимых делах, что способствует формированию гражданских качеств у подрастающего поколения. Тем самым, закладываются «кирпичики» традиций «взрослого» гражданского общества, приумножается потенциал развития демократии в нашей стране. Общественные объединения учащихся определенным образом структурируют их социальное пространство и время, выступают «тренажером» обретения социального опыта, служат локализации риска кризисного социума.
Отношения учащейся молодежи к деятельности современных общественных организаций, участию в общественной жизни и реализуемым молодежным программам, мероприятиям, выявления резервов развития детского движения - важный фактор социализации подрастающего поколения.
Список литературы
Грибанов В.В. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - М., 2000.
Гришин В.А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. - М., 2003.
Детские организации // Учительская газета.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 2000.
Дубрович С. Перспективы детского и молодежного движения // Педагогика. - 2002. - №1-2.
Желязнова М. Молодежь как субъект культурных инноваций. // Молодежь в социальной сфере. - М., 2001.
Клочкова Л. Детское движение в России: программы и опыт// Воспитание школьников. - 2004. - №5/6.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2005.
Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ //«Социально-политический журнал» - 2001 - №1.
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000.
О роли молодёжи в демократическом обществе // Молодёжь: Цифры. Факты. Мнения. - СПб., 2003 - №1.
Соколов М. Участие в молодёжной политической организации: мотивационные и организационные факторы (пример либерально-демократического союза молодёжи) // Настоящее издание.
Социологические аспекты современного детства - М., 2002.
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 2005.
Информация о работе Молодежные и детские общественные объединения