Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Работа содержит 1 файл

Современное российское общество переживает ряд глубоких реформ во всех сферах жизни.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Введение

Полемика  между учеными по поводу определения  молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.

В отечественном  обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

В последние  годы с изменением общенаучного подхода  к решению ряда социальных проблем  возникла потребность в целостном  подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей  молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. 
 

1) Молодежь как социально-демографическая группа

Молодежь  характеризуется как социально-демографическая  группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. Рассматривая молодежь как поколение существенным признаком является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.

Под молодежью  в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами  РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов1. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Молодежь  принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, 
параллельно которому происходит становление   других биологических систем организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2. 17-19   лет   -   юношество.   Биологически   это   период   завершения 
физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной 
профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно 
новой  профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных  путей юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и ответственности.

3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного 
опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в 
политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

 Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.

     Во-первых, молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

     Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

     В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

     В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

     В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости  от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит  от того, насколько молодёжь:

-   знает,  разделяет и принимает цели  и задачи  государственного  и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает   необходимыми   качествами   (физическими,   личностными, 
образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного 
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2)Место и роль молодежи в социальной структуре общества.

Молодёжь – социально-демографическая группа, которая характеризуется 
специфическими половозрастными, социально-психологическими и 
физиологическими особенностями2.

Сущностные черты и особенности различных половозрастных и 
профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием 
природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всех областях жизни – экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой активности, социальную мобильность в зависимости от реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций. 
Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные 
позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, 
различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному 
происхождению. 
Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три 
основные группы:

· 16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодёжи, материально 
зависящая от родителей и стоящая перед выбором профессии; 
· 20 – 24 года (молодёжь в узком смысле слова) – молодёжная группа, 
интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, 
приобретающая материальную и социальную самостоятельность; 
· 25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая группа, 
заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и 
ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства. 
В качестве структурных элементов также можно выделить следующие 
группы молодёжи:

· демографические (пол, возраст, семейное положение);· 
национально-этнические;

· целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся· 
поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);

 · по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие 
среднее специальное образование, получившие диплом вуза); 
по месту жительства (городская и сельская молодёжь);

· по степени общественно-политической активности (например, 
молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий 
или общественных организаций);

· по роду любительских занятий (например, молодые люди, 
занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, 
занимающиеся художественным творчеством);

· по профессиональной принадлежности.

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить 
многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об 
учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных 
центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской 
местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций 
молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных 
социальных характеристик молодёжи: социального состава и происхождения, материального положения родителей, мировоззрения и религиозной принадлежности, образования и профессиональной деятельности, политических взглядов и т.п.

Специфические проблемы молодёжи как социально-демографической 
группы определяются тем местом в социальной структуре, которое она 
занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. 
Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет 
способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества, только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями. 
Место молодёжи в воспроизводственном процессе детерминирует её 
основные социальные функции – воспроизводственную, инновационную, 
трансляционную. Тем самым развитие молодёжи выступает существенным 
фактором стабильного воспроизводства социальных структур, процессов и 
отношений в рамках целого общества3.

Однако в разных обществах социальное развитие молодёжи, или процесс 
воспроизводства социальных структур, протекает по-разному. В социально- 
стабильных обществах процесс интеграции молодёжи в социально- 
профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных 
обществах накопление нового опыта всегда сопряжено с конфликтом, с 
отрицанием устаревшего и процесс вхождения нового поколения в 
сложившуюся социальную структуру затруднён. Таким образом, в условиях 
социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, 
порождая множество молодёжных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Молодежная субкультура