Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:51, контрольная работа
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам
Введение
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня
ученые определяют молодежь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и
1) Молодежь как социально-демографическая группа
Молодежь
характеризуется как социально-
Под молодежью
в настоящее время в
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:
1. 14-16
лет - подростки. Это возраст продолжения
полового созревания,
параллельно которому происходит становление
других биологических систем организма.
Для этого возраста характерны
максимальные диспропорции в уровне
и темпах физиологического
и психологического развития.
Это в основном учащиеся средних
школ и профессиональных учебных заведений,
находящиеся, как правило, на иждивении
родителей или государства.
2. 17-19
лет - юношество. Биологически
это период завершения
физического созревания, возраст самоопределения
- начала самостоятельной
профессиональной деятельности или
выбора и осуществления качественно
новой профессиональной учебы.
Начинается разделение жизненных
путей юношей и девушек,
что в последующем
приводит к более глубокой
экономической, политической и
культурной дифференциации среди них.
В этом возрасте начинается процесс социализации
- происходит приобретение почти всей
полноты гражданских прав, а вместе с тем
расширяется диапазон общественно-политических
ролей и связанных
с ними интересов
и ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
4. 25-30
лет - старшая молодежь. В этом возрасте
на основе личного
опыта производственной и семейной
жизни, а также участия молодежи
в
политических отношениях
завершается процесс
формирования зрелой личности.
Молодые люди этого возраста играют роль
родителей в собственных семьях. Они уже
нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь:
- знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
-
обладает необходимыми
качествами (физическими,
личностными,
образовательными, профессиональными)
для решения стоящих задач;
- обеспечена
необходимыми ресурсами и возможностями
для активного
включения в решение задач повышения конкурентоспособности
страны.
2)Место и роль молодежи в социальной структуре общества.
Молодёжь
– социально-демографическая группа,
которая характеризуется
специфическими половозрастными, социально-психологическими
и
физиологическими особенностями2.
Сущностные
черты и особенности различных половозрастных
и
профессиональных групп молодёжи формируются
под воздействием
природной, производственной и социальной
среды, духовных и материальных условий
жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая
группа общества отражает сложившиеся
общественные отношения во всех областях
жизни – экономике, политике и культуре.
В то же время она является субъектом деятельности,
может проявлять различную степень производственно-трудовой,
общественно-политической, культурно-познавательной
и семейно-бытовой активности, социальную
мобильность в зависимости от реальных
условий, потребностей, интересов и ценностных
ориентаций.
Молодёжь достаточно неоднородная социальная
общность. Социальные
позиции занимает не молодёжь в целом,
а те или иные группы молодёжи,
различающиеся по своему возрасту, образованию,
социальному
происхождению.
Дифференциация молодых людей по возрасту
позволяет выделить три
основные группы:
·
16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодёжи,
материально
зависящая от родителей и стоящая перед
выбором профессии;
·
20 – 24 года (молодёжь в узком смысле слова)
– молодёжная группа,
интегрирующаяся в социально-профессиональную
структуру общества,
приобретающая материальную и социальную
самостоятельность;
·
25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая
группа,
заканчивающая обретение полного набора
социальных статусов и
ролей, ставшая субъектом социального
воспроизводства.
В качестве структурных элементов также
можно выделить следующие
группы молодёжи:
·
демографические (пол, возраст, семейное
положение);·
национально-этнические;
·
целевые и контактные (например, все молодые
люди, стремящиеся·
поступить в высшие учебные заведения;
все молодые люди, работающие в данной
организации);
·
по уровню знаний (закончившие только
среднюю школу, имеющие
среднее специальное образование, получившие
диплом вуза);
по месту жительства (городская и сельская
молодёжь);
·
по степени общественно-политической
активности (например,
молодые люди, являющиеся членами каких-либо
политических партий
или общественных организаций);
·
по роду любительских занятий (например,
молодые люди,
занимающиеся спортом, поклонники различных
музыкальных стилей,
занимающиеся художественным творчеством);
· по профессиональной принадлежности.
Применение
этих и других типологических критериев
позволяет построить
многомерное личное пространство молодёжи.
Таким
образом, правильнее будет говорить не
о молодёжи вообще, а об
учащейся, студенческой или работающей
молодёжи; молодёжи крупных
центральных городов, провинциальных
городов или молодёжи из сельской
местности и т.д. Отсюда следует, что при
определении социальных позиций
молодёжи, её различных групп необходимо
исследование качественных
социальных характеристик молодёжи: социального
состава и происхождения, материального
положения родителей, мировоззрения и
религиозной принадлежности, образования
и профессиональной деятельности, политических
взглядов и т.п.
Специфические
проблемы молодёжи как социально-демографической
группы определяются тем местом в социальной
структуре, которое она
занимает в системе воспроизводства и
развития общества. Функционирование
и развитие молодёжи как большой общественной
группы отражает становление субъекта
общественного производства и общественной
жизни.
Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном
процессе определяет
способность воспроизводить сложившуюся
на момент его становления структуру общественных
отношений. Молодёжь может восполнить
уходящие поколения в социально-профессиональной
структуре общества, только унаследовав
социальный опыт и традиции, накопленные
предшествующими поколениями. Только
так может осуществляться воспроизводство
социальной структуры любого общества.
Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя
социальный опыт, пополняет его новациями.
Место молодёжи в воспроизводственном
процессе детерминирует её
основные социальные функции – воспроизводственную,
инновационную,
трансляционную. Тем самым развитие молодёжи
выступает существенным
фактором стабильного воспроизводства
социальных структур, процессов и
отношений в рамках целого общества3.
Однако
в разных обществах социальное развитие
молодёжи, или процесс
воспроизводства социальных структур,
протекает по-разному. В социально-
стабильных обществах процесс интеграции
молодёжи в социально-
профессиональную структуру достаточно
прогнозируем. В кризисных
обществах накопление нового опыта всегда
сопряжено с конфликтом, с
отрицанием устаревшего и процесс вхождения
нового поколения в
сложившуюся социальную структуру затруднён.
Таким образом, в условиях
социальной нестабильности воспроизводственная
функция усложняется,
порождая множество молодёжных проблем.