Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенно социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к с

Работа содержит 1 файл

Молодежная субкультура.docx

— 45.73 Кб (Скачать)

    В рамках субкультур анархо-нигилистического типа можно выделить также анархо-левацкую и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты, как известно, против любых выборов, якобы подавляющих меньшинства, и предлагают заменить выборы «консультациями». Тогда как приверженцы правоэкстремистской молодежной субкультуры бьют иностранцев.

    Наконец, криминальная молодежная субкультура («гопники», «группировочники», «мотальщики»). Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине 90-х гг. появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

    Такова  пестрая картина разнообразных  молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметом глубоких социологических исследований. 

РОК-МУЗЫКА — ЧАСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

    Анализируя  современную «массовую культуру», невозможно обойти вниманием такую ее разновидность, как рок-музыка, которая была табуирована на официальном уровне до конца 80-х гг., а позднее с такой же неумеренностью и необъективностью превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное явление». Безусловно, не следует отрицать рок-музыку как жанр, тем более ее разновидности, связанные с народными традициями, политической и авторской песней, но необходим объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки (например, так называемый «тяжелый металл» и панк-рок носят несомненный контркультурный, агрессивно-вандалистский характер).

    Анализ  текстов песен 25 питерских рок-групп свидетельствует о том, что в них полностью отсутствуют такие общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь и дружба, познание,

    В качестве ценностей чаще всего выступают  сама рок-музыка («металлический рай», «тяжелый нектар») и всевозможные виды забвений (алкоголь, наркотики, секс). Этот синдром можно назвать своеобразным синдромом «наркотического гедонизма».

    Второй  ведущий синдром в изученных рок-текстах обозначается как «агрессивная активность».

    Явственно выделяется синдром «пессимизма  и гибели» (мотивы смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, страха).

    Анализ  рок-текстов свидетельствует о присутствии в них психологического комплекса, близкого психологическому феномену некрофилии (любви к смерти), описанного американским социальным психологом Э. Фроммом (эгоизм, насилие, радикальный гедонизм, утрата смысла бытия).

    Наблюдения  показывают, что в общей тенденции 70 – 90-х гг. рок- и поп-музыка становилась все более дегуманизированной, превращая человека в демонический персонаж из комиксов в металлическом роке, в робота или марионетку в брейк-дансе, техно-роке и рэпе, в вещь среди множества других вещей в коммерческо-потребительских песенках. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хриппами и визгами, нарочито изломанными, глумливыми интонациями (неадекватное выражение иронии), подмены мужских голосов женоподобными и наоборот, а также за счет различных электронно-технических эффектов, машинизирующих голос. В принципе, это тот путь расчеловечивания, который уже предложен модернизмом, когда «грань между человеком и вещью как бы стирается», по выражению Томаса Манна. Рок-музыку в ее антигуманном вульгарном проявлении критикуют не только поборники народного и традиционного искусства, но и такие современные музыканты-новаторы, как Э. Денисов, Н. Каретников, М. Таривердиев, С. Белимов.

    Закономерно, что психофизические исследования западных и отечественных специалистов свидетельствуют об отрицательных эффектах воздействия современной рок- и поп-музыки на молодежь, сходных с воздействием наркотических и психотропных средств.

    В свою очередь, наблюдения на рок-концертах за поведением молодежи, превращенной в агрессивную толпу, проявляющую дикие стадные иснстинкты, авторитарное поведение солиста как вожака стаи, феномены массового гипнотического внушения и психического заражения, приводят к аналогичным выводам. Например, в Петербурге в последние годы рок-концерты неоднократно заканчивались массовым вандализмом и насилием, в частности, после выступлений группы «Алиса», работающей в вульгарно-инфернальном имидже неких исчадий ада.

    Но  будем надеяться, что рано или поздно защитные механизмы в жизнеспособном обществе придут в действие и будут воплощены в соответствующую культурную политику, которую любое цивилизованное государство так или иначе разрабатывает и приводит в жизнь.

    Отсутствие  у русской молодежи этнокультурной идентичности как раз приводит, с одной стороны, к более легкому проникновению в молодежное сознание вестернизованных ценностей, с другой же – к проявлениям этатического (державного) национализма.

    Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

    1. Молодежь, несмотря на определенную и вполне естественную генерационную замкнутость, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество – такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

    2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми подготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

    3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, – наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

    Молодежная  субкультура есть искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Информация о работе Молодежная субкультура