Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 11:56, реферат
Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами.
Введение
1. Значимость молодежи в России
2. Принципы в формировании государственной молодёжной политики
3. Три критерия управляющей системы
4. Элементы системы управления молодежной политики
5. Проблемы современной молодежи
Вывод
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Оглавление
Введение
1. Значимость молодежи в России
2. Принципы в формировании государственной молодёжной политики
3. Три критерия управляющей системы
4. Элементы системы управления молодежной политики
5. Проблемы современной молодежи
Вывод
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система.
К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т. е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений.
В этом смысле найти адекватные способы управления молодежной политикой — актуальная задача для современного российского общества. Одновременно это и актуальная научная задача, которую ставит практика перед социологией управления.
Результаты анализируемого исторического материала начала 1990-х – середины 2000-х гг. позволяют выделить следующие факторы, обусловливающие необходимость и правомерность выделения молодёжных вопросов в самостоятельную часть государственной политики.
1. Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет составляет более 25% населения страны, поэтому государство и общество обязаны строить общую политику с учётом потребностей молодого поколения.
2. Молодёжь призвана осуществить важнейшую социальную задачу общества – перейти от детства с патернализмом государства к взрослому состоянию с самостоятельной жизнедеятельностью. При этом молодые люди, особенно при рыночных отношениях, нуждаются в помощи и поддержке государства.
3. Законодатель, с учётом особенностей молодёжи и подростков, вынужден дифференцированно подходить к нормативам во всех сферах общественной жизни. Особенности молодёжи специально оговариваются в законах о труде, образовании, здравоохранении и других документах.
4. Молодёжь – это та часть населения, которая определяет будущее общества, нации, народа.
5. На молодые годы приходится важнейший период – создание семьи и рождение детей. Молодая семья нуждается в особой заботе, помощи государства.
6. Многие государственные и общественные сферы деятельности напрямую выходят на молодёжь. Это образование, воспитание, вопросы досуга, культура, спорт – вопросы государственной политики, решение которых должно проводиться объединёнными усилиями государства и общества.
7. Проблемами молодёжи занимаются самые различные государственные ведомства. При этом средства, отводимые на финансирование молодёжных программ, нередко направляются на решение других вопросов. Данные факторы свидетельствуют о необходимости расширения понятия «государственная молодёжная политика». В Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» целостная молодёжная политика представляется как одно из направлений социально-экономической политики государства, причём приоритетных направлений».
Принято считать, что само понятие «молодёжная политика» обозначает деятельность государства (равно как и других политических институтов, осуществляющих собственную политику в отношениях с молодым поколением), направленную на создание необходимых экономических, политико-правовых, социальных, организационных и других предпосылок для социализации молодых граждан, реализации их творческого, инновационного потенциала в интересах общественного прогресса. В условиях демократизации общества, в ходе формирования молодёжной политики государственные структуры руководствуются определёнными принципами, целями и задачами.
В связи с этим можно выделить ряд основополагающих принципов, которые должны стать приоритетными в формировании государственной молодёжной политики на ближайшие годы.
Во-первых, принцип признания всей полноты прав молодёжи в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности общества, их соответствие международным нормам о правах человека и гарантия их реализации конституционными, федеральными и иными законами.
Во-вторых, признание интересов и потребностей молодых граждан как особой общественной группы населения с учётом общенациональных интересов формирования разносторонне развитого, физически здорового молодого поколения нации.
В-третьих, обеспечение социальной защищённости молодёжи, особенно при вступлении молодых людей в самостоятельную трудовую жизнь, государственное стимулирование и кредитование молодых людей в получении образования, приобретении профессиональной квалификации, первоначальной трудовой деятельности, создании бытовых условий.
В-четвертых, приоритетная поддержка общественно значимых институтов молодых людей, их организаций и движений, содействие их общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития, создание социальных условий для добровольного и свободного выбора общественно целесообразных и значимых форм деятельности.
В-пятых, содействие становлению молодёжи, стремящейся утвердиться в жизни собственными усилиями, трудом, раз-витию самостоятельности молодых людей.
В-шестых, уважение политической, экономической, организационной самостоятельности молодёжных организаций и движений, невмешательство в их внутреннюю жизнь со стороны государства, его органов, других частей политической системы, частичное или полное субсидирование общественно значимых программ в деятельности молодёжных организаций.
В-седьмых, привлечение молодых граждан, как непосредственно, так и посредством их общественных организаций, к формированию и реализации государственной молодёжной политики, программ, касающихся молодёжи и общества в целом.
Одним из основных условий становления ответственности молодёжи за будущее страны является её патриотическое воспитание, расширение участия молодёжи в демократическом развитии общества, искоренение нищеты и углубляющейся социальной дифференциации, расширение прав молодых граждан в политической и экономической областях и обеспечение их представительства на всех уровнях при нятия решений, оказание поддержки информатизации, прозрачности в вопросах управления, а также при принятии государственных решений по экономическим и социальным вопросам.
Особое место уделяется общественной составляющей системы управления молодежной политикой. Молодежная политика должна основываться на единых принципах, подходах, следовать единым целям. Тем не менее, теоретически важно осознать, что у молодежной политики в России должны быть два крыла: государственное и общественное, и общественное крыло, формируя альтернативы государственной политике (не столько в смысле противопоставления государству, сколько используя иные ресурсы, подходы), призвано обеспечить устойчивое продвижение молодежной политике по пути социально продуктивных решений.
Исходя из этого, можно предпринять попытку выработать оптимальную для современных российских условий модель управления молодежной политикой. Управляющая система должна быть:
а) достаточно простой и гибкой по своим механизмам, чтобы справляться с разнородными задачами организованного взаимодействия с молодежью;
б) обеспечивать единство управленческих решений на всех уровнях такого взаимодействия и, соответственно, единство подходов к контролю их исполнения;
в) обладать способностью реагирования на изменение ситуации как в самой системе, так и в окружающей социальной среде.
Применительно к рассматриваемому в исследовании объекту исследования эти три установки могут выступать критериями управляемости.
Управление молодежной политикой выступает как проблема, требующая социологического обоснования. Его суть в конечном счете сводится к тому, что управляемость должна рассматриваться не как тотальный контроль над социализацией молодежи, осуществляемый государством, а как свойство системы органов и организаций, обеспечивающих проведение определенного курса в сфере социализации молодежи путем создания для этого благоприятных условий и постановки барьеров различным социальным девиациям.
Крайне важный элемент системы управления молодежной политикой — ее ресурсное обеспечение, наличие механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых направлений деятельности. Наличие федеральных целевых, межведомственных, ведомственных программ, объем их финансирования, эффективность использования выделяемых средств, привлечение внебюджетных источников, а также материально-техническое обеспечение в соответствии с нормами законодательства, как показывает анализ, зависели от моделей управления и их модификаций.
Немаловажная составляющая — наличие и эффективность механизмов межведомственной координации по вопросам реализации государственной молодежной политики. Наличие правительственной или межведомственной комиссии, совета при Президенте или Правительстве Российской Федерации является принципиальным звеном модели управления молодежной политикой.
Исследуются и такие немаловажные элементы модели управления молодежной политикой, как информационное, кадровое, научно-методическое обеспечение.
Особое место в исследовании моделей управления уделяется молодежному движению, которое является и одним из основных механизмов реализации государственной молодежной политики, и в какой-то мере ее целью.
молодежная политика социальный
Социальное положение большей части молодежи в Российской Федерации в настоящее время остается неудовлетворительным. Об этом свидетельствуют ухудшающаяся демографическая ситуация (численность детей и молодежи в России за последние 10 лет уменьшилась на 6,5 миллиона человек), высокая смертность в молодом возрасте, неблагоприятные характеристики состояния здоровья, проблемы в получении образования, отсутствие у значительной части молодых семей нормальных условий для жизни и осуществления репродуктивных функций, сохранение высокого уровня преступности в молодежной среде, увеличение числа молодых граждан, живущих за чертой бедности.
Резко обострились проблемы занятости молодежи. Каждый третий безработный в Российской Федерации - молодой человек.
Острой стала проблема распространения детской и юношеской наркомании. Наркотики регулярно употребляют более двух миллионов молодых россиян, четверть миллиона из них приобрели хроническую наркозависимость. С увеличением числа лиц, употребляющих наркотики, резко возрос уровень распространения ВИЧ-инфекции.
На моральный, нравственный, интеллектуальный потенциал молодого поколения крайне негативно влияет деятельность российских средств массовой информации. Следствием этого стало оскудение духовного мира вступающих в самостоятельную жизнь россиян, криминализация сознания молодых граждан, рост агрессивности в молодежной среде.
Крайне затруднен доступ молодежи в средства массовой информации для выражения своих интересов, культурных ориентаций и способностей в связи с их коммерциализацией.
Государственная политика в отношении молодежи оказалась сегодня в кризисном состоянии: отсутствует концептуальная база государственной молодежной политики, нет четкого определения ее целей и задач, отсутствуют глубокая научная обоснованность государственной молодежной политики, ее логическая скоординированность с другими сферами государственной политики, соответствующая потребностям инфраструктура учреждений по работе с молодежью, дезинтегрирована деятельность в данной сфере государственных органов управления, недостаточно высок уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики.
До настоящего времени не создана целостная нормативно-правовая база государственной молодежной политики. Не выработан единый подход к ее формированию. Остро стоят вопросы определения и концептуального закрепления стратегических направлений государственной молодежной политики и выделения приоритетов при ее реализации.