Молодежь как специфическая социально-демократическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 33.08 Кб (Скачать)

1. Молодежь как  специфическая социально-демократическая  категория 
 
Молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.  
 
Молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. 
 
Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.  
 
Для молодежи характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения). 
 
Молодежь принято делить на четыре возрастные группы: 
 
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства. 
 

 
2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельно профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. 
 
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. 
 
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни. 
 
Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы. 
 
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. 
 
Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. 
 
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного - 
 
опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. 
 
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. 
 
В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости. 
 
В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития. 
 
Это зависит от того, насколько молодёжь: 
знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы; 
 
обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач; 
 
обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны. 
 
Особую значимость данной проблеме придают динамизм и противоречивость социально-экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на жизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п. 
 
Молодежь эмоциональна, интеллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду: легкость сближения со сверстниками, что становится важнейшим «групповым» фактором. В окружении себе подобных молодежь накапливает знания о культурной жизни и к этим знаниям добавляет свое понимание, уточняет свои предпочтения, выявляет своих кумиров, постигает групповые нравы, сравнивает и сопоставляет их с нравами взрослых, с которыми они часто бывают не согласны. При этом молодежь формирует свои гипотезы, часто иллюзорные, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой образ и стиль жизни. Из этого складывается то, что называется молодежной культурой.  
 
Как никому другому, молодым свойственна потребность в самореализации. Лишь примеряя на себя различные роли, моделируя систему взаимоотношений с обществом, молодой человек способен определить собственные профессиональные и социально-культурные ориентации, сформировать необходимые личностные и профессиональные качества, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.  
 
Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:  
 
усилении самодеятельных начал в деятельности подростков и молодежи;  
 
повышении политической культуры молодежи;  
 
развитии творческого потенциала и активности личности; 
 
осуществлении индивидуального воздействия на отдельную личность с учетом специфики его интересов, потребностей и психологических данных. 
 
 
 
2 Основные подходы к изучению развития молодежи 
 
В современной научной литературе существует множество подходов к исследованию развития молодежи и, следовательно, масса различных определении сущности понятия «молодежь». 
 
Традиционным является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями. 
 
Близок к нему психофизиологический анализ молодежи, основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход, описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями. 
 
Отдельной группой представлены ролевой, субкультурный и конфликтологический подходы. Первый описывает «молодость» как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным носителем ролей взрослых людей. Конфликтологический подход также опирается на понятие «молодость» как период в жизни человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход). 
 
Непосредственно к этим подходам примыкает субъективный. Молодость это особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельность и интеракционистский подход – молодость это одно из состояний души, которое проявляется в спонтанном поведении, в непосредственности, нестандартности реакций. 
 
 
Каждый из перечисленных выше подходов фиксирует особенности изучения молодежи и феномена молодости в конкретных научных дисциплинах, при решении конкретных исследовательских задач. 
 
Итак, одно из основных направлений – это изучение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений. На первый план выходит социальная функция молодежи (социологи марксистской школы, К. Манхейм). Эта группа исследований представлена преимущественно двумя направлениями, которые получили название «линия Маркса» и «линия Манхейма». 
 
Марксистская концепция молодежи. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало определению молодежи с позиции классового подхода (за основу берется классовое расслоение). Есть молодежь определенных классов. Соответственно по-разному проявляются специфические характеристики юности: активность, критичность, бескомпромиссность.  
 
В 20-30-е годы создаются оригинальные марксистские концепции, которые выходят за рамки классового анализа процессов, происходящих в молодежной среде. 
 
 Теория Льва Семеновича Выготского (1896-1934) представляет собой культурно-историческую концепцию. 
 
Основные положения: исходит из идеи развития при анализе различных этапов взросления. Пора юношества (14-18 лет) - это «окончательное установление отношений со средой». 
 
Каждый возраст производит революцию - скачок к качественно новому состоянию. Юношеский возраст - это переход к новой эпохе, «возраст, обращенный вперед». 
 
Ряд авторов (В.А. Луков), характеризуя вклад Высотского в изучение молодежи, подчеркивает, что его концепция лишена догматизма классового подхода. 
 
В 60-70-е годы XX века складывается система теоретических положений, получившая название социальной концепции молодежи. Границы ее содержания были определены в работах Игоря Семеновича Кона (род. 1928). Он соединил социологический и психологический подходы к молодежи. Работы: «Юность как социальная проблема» (1965), «Социология личности» (1967), «Психология юношеского возраста» (1979), «НТР и проблемы социализации молодежи» (1987) и др. 
 
Понятие «молодежь» наполняется социологическим значением (обозначение свойств соответствующей социально-демографической группы): важное значение приобретают возрастные и социально-классовые признаки. 
 
Владимир Ильич Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального развития. Работа – «Проблемы социального развития молодежи» (1985). 
 
Социальное развитие молодежи - «объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса». 
 
Внимание сосредотачивается на процессе становления новых поколений и на формировании статусных характеристик молодежи в связи с особенностями социальной структуры, социальной дифференциации. 
 
 Социальное развитие – непрерывный процесс, цель которого – преемственность молодыми социального опыта, его качественное обновление и передача обновленного опыта последующим поколениям. 
 
Определил основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, инновационную, трансляционную. 
 
 Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог. В своих работах «Социально-профессиональная ориентация молодежи» (1982), «Молодое поколение» (1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения молодежи. Трактует сущность молодежи через ее интеграцию в общество путем самоопределения. «Формой интеграции молодого поколения в общественную жизнь является его самоопределение». 
 
Общество предоставляет молодому человеку возможность самому определить свою жизнь и решить основные жизненные проблемы. Свобода выборажизненного пути ограничивается достигнутым уровнем общественного развития. 
 
Концепции  Мирослава Карват (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности молодежи.Основные теоретические положения: 
 
-   «молодежь является социальной группой культурного характера»; особенность молодежи не в возрасте, а в характере группы, которая одновременно является и объектом, и субъектом социализации; 
 
-    молодежь - «поколенческая и культурная группа»; обладает всеми атрибутами больших социальных групп, в то же время не имеет статуса, присущего основным социальным группам общества (классам, прослойкам...); 
 
-    специфичность молодежи как социальной группы заключается в социальной неоднородности, стадии подготовки (ее отличает бытовая несостоятельность и неполная готовность к общественной практике); 
 
-     ядро концепции - проблема социальных потребностей молодежи и общественных условий их реализации. С этой позиции определяется суть молодежного движения (выразитель и представитель потребностей молодежи); 
 
-    на первый план выводится субъектность молодежи («способность к самореализации в результате собственной активности - сознательной, рациональной, самодеятельной»). 
 
 Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве. 
 
В своей работе «Диагноз нашего времени» (1943) развивает положение о том, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство». 
 
Жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен. 
 
 
В центре внимания Манхейма оказалась проблема установления социологической функции молодежи в обществе. На вопрос «стабильно ли значение молодежи в обществе?» он дает отрицательный ответ: «...всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность». 
 
Выводы, к которым приходит Манхейм: 
 
1. Динамичные общества опираются на связь с молодежью. Функция молодежи: она - «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам». Динамичные общества «рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их» (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются). 
 
2. Молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом («помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени») неполную включенность в статус общества. «Ключ к пониманию молодежи надо искать не только в развитии». Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что «в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок». 
 
3. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». 
 Значение концепции Манхейма: его идеи стали источником для целого ряда новых концепций молодежи. Специалисты, изучающие историю социологии молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают его вклад в развитие социологии немарксистской ориентации с вкладом Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши в марксистскую социологию. Хотя различие позиций Маркса и Манхейма при анализе -молодежных проблем обнаруживается «в узкой зоне некоторых исходных философских принципов». 
 
Однако Манхейм более широко ставил вопросы о соотношении поколений, функциональности молодежи в общественной системе. Положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации приобрело концептуальный характер. 
 
 Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В работе «Восстание молодежи» Новые аспекты социологии молодежи» (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход). 
 
«Социология должна изучать расхождение между условиями, предоставляемыми молодежи обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций». 
 
«Молодежь - с точки зрения социологии - является не только социальной общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются на основе новых социальных сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость». 
 
Розенмайер дает следующие определения молодежи. 
 
1. Молодежь указывает, с одной стороны, фазу в индивидуальной биографии, с другой - обозначает часть общества, выделение которой зависит, по меньшей мере, от нескольких критериев возраста. 
 
2. В части общественной нижняя граница молодежного возраста повсеместно определяется в современных исследованиях «календарно нечетко» - началом полового созревания. Но это недостаточно убедительно, поскольку даже дети в 11-12 лет еще до начала периода половой зрелости демонстрируют отношения, характерные для тинэйджеров. Отнесение к молодежи может возникнуть, когда еще нет биологической предпосылки, но оно основывается на эмпирически накопленных отношениях, гипотетически выступающих как важные дифференцирующие измерения, определяемые, с одной стороны, примерно очерченной разницей -в возрасте, а с другой - еще неполным распоряжением правами и недостаточностью социально-экономических позиций. 
 
3. Такая дифференциация статуса молодежи предполагает уточнение границы молодежи «сверху» через выделение понятий «молодой» и «молодой взрослый»: «молодой взрослый» уже достиг определенных социальных позиций, которые «молодому» еще не доступны. Однако и для «молодого взрослого» определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы. «Молодежь с учетом разделения «молодого» и «молодого взрослого» является в этом смысле понятием статуса».  
 
Розенмайер исходит из самостоятельного значения специфических статусных черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность. 
 
Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В его работе «Введение в ювентологию» (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие. 
 
Центральное звено его концепции составляет понятие «Статус-Роль» молодежи. Статус-Роль – «это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни». 
 
Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; С-Р представляет собой интегральную модель молодежи («Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта – молодежи – к другим субъектам и обществу в целом). 
 
 Достоинство концепции: «ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов». 
 
Игорь Михайлович Ильинский (род. 1936), российский исследователь проблем молодежи, молодежных организаций, государственной молодежной политики. Концептуальные подходы отражены в докладе ООН (1991 г.) «Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы», на русском языке в полном виде работа издана в 1999 году. 
 
Суть концепции составляет положение о том, что «молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо «политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы». Основные положения: 
 
«Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа». «Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству...». «Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации». Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Специфические проблемы молодежи (связаны с возрастом): 
 
«в любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости»; 
 
взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли; 
 
«в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии»; 
 
молодые люди решают проблему своих жизненных планов, нравственного и духовного самоопределения, выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос о том, сколько детей иметь в семье. 
 
Вводит новый аспект в рассмотрение межпоколенческих проблем: выход за рамки отношения поколений как таковых; применяет для анализа сразу два основания - смена поколений и смена социального строя. В российском обществе на-лицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы нового экономического, общественно-политического строя. 
 
В целом все социологические теории молодежи, несмотря на различия и противодействие, объединены стремлением представить молодежь через характеристики ее социальности. Линия Маркса и линия Манхейма по многим аспектам совпадают: в их задачу входит выявление социальной детерминации смены поколений, субъектности молодежи. В ходе ряда глубоких перемен во всех сферах жизни общества у каждого последующего поколения возникает что-то качественно новое, своеобразное в восприятии реальной действительности. Молодежь - это, как правило, носитель огромного интеллектуального потенциала. 
 
Итак, с одной стороны, как субъект смены поколений, будучи способной к самореализации в результате собственной сознательной, рациональной активности, молодежь перенимает социальный опыт, обновляет его и передает последующим поколениям. С другой стороны, молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, именно поэтому динамичные общества опираются на связь с молодежью. Молодежь играет роль «оживляющего посредника», который просто необходим для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. 
 
 

 

 

 

            

       

 Список использованных  источников 
 
1 Иконникова С.Н. Молодежь как социальная категория. /С.Н. Иконникова, И.Р. Кон - М., 1970. 
 
2 В.С.Шамраев, Т.А.Лукьянова Отцы и дети //Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 125-127.  
 
3 Интернет-источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog


Информация о работе Молодежь как специфическая социально-демократическая категория