Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:19, контрольная работа
Молодежь – это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков, являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.
1. Молодежь как
специфическая социально-
Молодежь – это специфическая социально-демографическая
группа в структуре общества, выделяемая
на основе определенных, присущих только
ей характерных однородных признаков,
являющаяся активным участником социальных
взаимоотношений и на определенных этапах
своего становления являющаяся объектом
или субъектом общественного воздействия.
Молодёжь как особая социально-демографическая
группа является наиболее динамичной
частью общества и характеризуется специфической
ролью и местом в системе общественных
отношений. От того, каковы позиции молодого
поколения, каков его облик, зависит социальное
развитие общества в целом, энергия, мировоззрение;
нравственное здоровье молодых определяет
судьбу, будущее народа. Проблема социального
выбора молодежи всегда остро стояла в
переломные моменты истории отдельных
государств и народов.
Молодежный возраст большинство социологов
определяет с 16 до 29 лет включительно.
С.И. Иконникова и В.Т. Лисовский, рассматривая
молодежь как поколение, считают, что существенным
признаком поколения является не только
возраст, но единство убеждений, целей,
общность переживания и отношения к жизни.
С возрастом поколение не утрачивает социальных
черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений,
интересов, ценностей, стремлений, симпатий
– важный показатель позиции молодежи
в обществе.
Для молодежи характерно: физиологическое
взросление; завершение формирования
личности; вступление на полноправной
основе в основные сферы общественной
жизни (экономику, политику, семейные отношения).
Молодежь принято делить на четыре возрастные
группы:
1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения
полового созревания, параллельно которому
происходит становление других биологических
систем организма. Для этого возраста
характерны максимальные диспропорции
в уровне и темпах физиологического и
психологического развития. Это в основном
учащиеся средних школ и профессиональных
учебных заведений, находящиеся, как правило,
на иждивении родителей или государства.
-
2. 17-19 лет - юношество. Биологически это
период завершения физического созревания,
возраст самоопределения - начала самостоятельно
профессиональной деятельности или выбора
и осуществления качественно новой профессиональной
учебы. Начинается разделение жизненных
путей юношей и девушек, что в последующем
приводит к более глубокой экономической,
политической и культурной дифференциации
среди них. В этом возрасте начинается
процесс социализации – становления личности,
обучения, усвоения ценностей, норм, установок
образцов поведения, принятых в данном
обществе. Происходит приобретение почти
всей полноты гражданских прав, а вместе
с тем расширяется диапазон общественно-политических
ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек
в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом
отношении, продолжает процесс социализации.
Эту возрастную группу, прежде всего, составляют
студенты и молодые люди, завершающие
основную профессиональную подготовку,
вступающие в производственную деятельность
и создающие собственные семьи.
4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте
на основе личного опыта производственной
и семейной жизни, а также участия молодежи
в политических отношениях завершается
процесс формирования зрелой личности.
Молодые люди этого возраста играют роль
родителей в собственных семьях. Они уже
нашли свой путь в жизни.
Молодое поколение выполняет особые социальные
функции, которые никто другой выполнить
не может. Порой они бывают неоднозначны
и противоречивы.
Во-первых, молодёжь наследует достигнутый
уровень развития общества и государства
и уже сегодня формирует в себе образ будущего,
несёт функцию социального воспроизводства,
преемственности развития общества.
Во-вторых, как и любая социальная группа,
молодёжь имеет собственные цели и интересы,
которые не всегда полностью совпадают
с целями и интересами всего общества.
В-третьих, в силу объективных причин молодёжь
отличает несформированность ценностных,
духовно-нравственных ориентиров и недостаток
жизненного -
опыта, что увеличивает вероятность ошибочного
выбора при принятии ответственных решений.
С другой стороны, вступая в трудовую и
общественную жизнь, молодёжь является
главным объектом и субъектом образования,
социализации, воспитания и адаптации.
В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь
является главным участником социальной
мобильности и экономической инициативы,
с другой стороны ей присуще неполное
включение в существующие социально-экономические
и политические отношения.
В-пятых, молодёжь - это социальный слой
общества, который с одной стороны является
источником социально-экономического
и духовного возрождения, а с другой - источником
пополнения криминала, наркомании, социальной
напряжённости.
В зависимости от качества реализации
этих функций, молодёжь может явиться
фактором как ускорения, так и торможения
общественного развития.
Это зависит от того, насколько молодёжь:
знает, разделяет и принимает цели и задачи
государственного и общественного развития,
связывает с ними свои жизненные перспективы;
обладает необходимыми качествами (физическими,
личностными, образовательными, профессиональными)
для решения стоящих задач;
обеспечена необходимыми ресурсами и
возможностями для активного включения
в решение задач повышения конкурентоспособности
страны.
Особую значимость данной проблеме придают
динамизм и противоречивость социально-экономических
процессов в нашем обществе в период его
реформирования. Наиболее уязвимой социальной
группой в этих процессах вновь оказывается
молодежь; именно она наименее экономически
самостоятельна, наименее консолидирована,
испытывает сильный прессинг со стороны
различных политических сил и движений,
не обладает четкими социальными ориентирами,
сама находится в ситуации жизненного
самоопределения. В тоже время, только
молодые поколения способны преодолеть
идеологические и психологические стереотипы,
сформировать новые системы ценностных
ориентаций, создать идеалы гражданского
общества будущего. Для этого у молодых
людей есть все объективные предпосылки:
творческий характер мышления и деятельности,
высокая социальная и экономическая мобильность,
психологическая гибкость, стремление
к поискам ответов на жизненные вопросы,
желание практически воплощать в жизнь
систему новых ценностей, открытость к
восприятию новых нетрадиционных массивов
знания и т.п.
Молодежь эмоциональна, интеллектуально
восприимчива, физически активна и подвижна,
склонна к игровой деятельности. Для нее
характерен альтруизм, что способствует
непринужденному вхождению в культурную
общественную среду: легкость сближения
со сверстниками, что становится важнейшим
«групповым» фактором. В окружении себе
подобных молодежь накапливает знания
о культурной жизни и к этим знаниям добавляет
свое понимание, уточняет свои предпочтения,
выявляет своих кумиров, постигает групповые
нравы, сравнивает и сопоставляет их с
нравами взрослых, с которыми они часто
бывают не согласны. При этом молодежь
формирует свои гипотезы, часто иллюзорные,
и, в соответствии с собственным пониманием
или непониманием совершает поступки,
строит свой образ и стиль жизни. Из этого
складывается то, что называется молодежной
культурой.
Как никому другому, молодым свойственна
потребность в самореализации. Лишь примеряя
на себя различные роли, моделируя систему
взаимоотношений с обществом, молодой
человек способен определить собственные
профессиональные и социально-культурные
ориентации, сформировать необходимые
личностные и профессиональные качества,
раскрыть и реализовать свой творческий
потенциал.
Основные стратегические задачи социализации
личности молодого человека заключаются
в:
усилении самодеятельных начал в деятельности
подростков и молодежи;
повышении политической культуры молодежи;
развитии творческого потенциала и активности
личности;
осуществлении индивидуального воздействия
на отдельную личность с учетом специфики
его интересов, потребностей и психологических
данных.
2 Основные подходы
к изучению развития молодежи
В современной научной литературе существует
множество подходов к исследованию развития
молодежи и, следовательно, масса различных
определении сущности понятия «молодежь».
Традиционным является стратификационный
подход, при котором молодежь определяется
как особая социально-демографическая
группа, ограниченная возрастными рамками,
со своими специфическими социальными
ролями, статусом и социальными позициями.
Близок к нему психофизиологический
анализ молодежи, основанный на понятии
«молодость» как обозначении периода
развития человеческой личности между
половым созреванием и полной зрелостью.
В качестве его дальнейшего развития в
социальной философии выделяют социально-
Отдельной группой представлены ролевой,
субкультурный и конфликтологический
подходы. Первый описывает «молодость»
как особую поведенческую фазу в жизни
каждого человека, когда человек не играет
больше роли ребенка и в тоже время не
является полноправным носителем ролей
взрослых людей. Конфликтологический
подход также опирается на понятие «молодость»
как период в жизни человека полный стрессов,
проблем, конфликтов с самим собой и обществом
и в этом плане чрезвычайно важный для
каждого человека. На этом фоне молодые
люди образуют особую социальную группу
со своим специфическим образом жизни,
стилем поведения, культурными нормами
и ценностями (субкультурный подход).
Непосредственно к этим подходам примыкает субъективный. Молодо
Каждый из перечисленных выше подходов
фиксирует особенности изучения молодежи
и феномена молодости в конкретных научных
дисциплинах, при решении конкретных исследовательских
задач.
Итак, одно из основных направлений –
это изучение молодежи как объекта
и субъекта процесса преемственности
и смены поколений. На первый план выходит социальная
функция молодежи (социологи марксистской
школы, К. Манхейм). Эта группа исследований
представлена преимущественно двумя направлениями,
которые получили название «линия Маркса» и «линия Манхейма».
Марксистская концепция
молодежи. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса
положили начало определению
молодежи с позиции классового подхода (за основу берется классовое
расслоение). Есть молодежь определенных
классов. Соответственно по-разному проявляются
специфические характеристики юности:
активность, критичность, бескомпромиссность.
В 20-30-е годы создаются оригинальные марксистские
концепции, которые выходят за рамки классового
анализа процессов, происходящих в молодежной
среде.
Теория Льва Семеновича
Выготского (1896-1934) представляет собой культурно-историческую
концепцию.
Основные положения: исходит из идеи
развития при анализе различных этапов
взросления. Пора юношества (14-18 лет) - это
«окончательное установление отношений
со средой».
Каждый возраст производит революцию
- скачок к качественно новому состоянию.
Юношеский возраст - это переход к новой
эпохе, «возраст, обращенный вперед».
Ряд авторов (В.А. Луков), характеризуя
вклад Высотского в изучение молодежи,
подчеркивает, что его концепция лишена
догматизма классового подхода.
В 60-70-е годы XX века складывается система
теоретических положений, получившая
название социальной концепции
молодежи. Границы ее содержания были
определены в работах Игоря Семеновича
Кона (род. 1928). Он соединил социологический
и психологический подходы к молодежи. Работы: «Юность как социальная
проблема» (1965), «Социология личности»
(1967), «Психология юношеского возраста»
(1979), «НТР и проблемы социализации молодежи»
(1987) и др.
Понятие «молодежь» наполняется
социологическим значением (обозначение свойств соответствующей
социально-демографической группы): важное
значение приобретают возрастные и социально-классовые
признаки.
Владимир Ильич Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального
развития. Работа – «Проблемы социального
развития молодежи» (1985).
Социальное развитие молодежи - «объективный
и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия
количественных и качественных изменений,
претерпеваемых молодым поколением по мере становления
субъектом общественного производства
и общественной жизни, отражающий основные цели социального
прогресса».
Внимание сосредотачивается на процессе
становления новых поколений и на формировании
статусных характеристик молодежи в связи
с особенностями социальной структуры,
социальной дифференциации.
Социальное развитие
– непрерывный процесс, цель которого – преемственность
молодыми социального опыта, его качественное
обновление и передача обновленного опыта
последующим поколениям.
Определил основные социальные функции
молодежи: воспроизводственную, инновационную,
трансляционную.
Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог.
В своих работах «Социально-профессиональная
ориентация молодежи» (1982), «Молодое поколение»
(1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения
молодежи. Трактует сущность молодежи
через ее интеграцию в общество путем
самоопределения. «Формой интеграции
молодого поколения в общественную жизнь
является его самоопределение».
Общество предоставляет молодому человеку
возможность самому определить свою жизнь
и решить основные жизненные проблемы.
Свобода выборажизненного пути ограничивается
достигнутым уровнем общественного развития.
Концепции Мирослава Карват (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности
молодежи.Основные теоретические положения:
- «молодежь является
социальной группой культурного характера»; особенность молодежи не в возрасте,
а в характере группы, которая одновременно
является и объектом, и субъектом социализации;
- молодежь - «поколенческая
и культурная группа»; обладает всеми атрибутами
больших социальных групп, в то же время
не имеет статуса, присущего основным
социальным группам общества (классам,
прослойкам...);
- специфичность молодежи как социальной
группы заключается в социальной неоднородности,
стадии подготовки (ее отличает бытовая
несостоятельность и неполная готовность
к общественной практике);
- ядро концепции - проблема социальных
потребностей молодежи и общественных условий их реализации.
С этой позиции определяется суть молодежного
движения (выразитель и представитель
потребностей молодежи);
- на первый план выводится субъектность молодежи («способность к самореализации
в результате собственной активности
- сознательной, рациональной, самодеятельной»).
Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую
направленность и отвергающие марксистское
понимание общества или направленные
против такого понимания. Основу этих
концепций составляет предложенная немецким
социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепци
В своей работе «Диагноз нашего времени»
(1943) развивает положение о том, что у каждого поколения
есть свое пространственно-временное
измерение, рассмотрение поколения способно
дать действительный результат, если оно
учитывает его «историко-культурное пространство».
Жизненный опыт каждого нового поколения
отличается от опыта других поколений
в силу изменения социальных условий,
в которых этот опыт был приобретен.
В центре внимания Манхейма оказалась проблема установления
социологической функции молодежи в обществе. На вопрос «стабильно ли значение
молодежи в обществе?» он дает отрицательный
ответ: «...всегда есть новое поколение
и молодежные возрастные группы, тем не
менее, вопрос их использования зависит
каждый раз от характера и социальной
структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых
ресурсов, которые имеются в каждом обществе
и от мобилизации которых зависит его
жизнеспособность».
Выводы, к которым приходит Манхейм:
1. Динамичные
общества опираются на связь с молодежью. Функция молодежи: она - «оживляющий
посредник, своего рода резерв, выступающий
на передний план, когда такое оживление
становится необходимым для приспособления
к быстро меняющимся или качественно новым
обстоятельствам». Динамичные общества
«рано или поздно должны активизировать
и даже организовывать
их» (ресурсы, которые в традиционном
обществе не мобилизуются и не интегрируются,
а часто подавляются).
2. Молодежь
выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция
имеет своим важным элементом («помимо
духа авантюризма, которым молодежь обладает
в большей степени») неполную включенность
в статус общества. «Ключ к пониманию молодежи
надо искать не только в развитии». Этот
параметр универсален и не ограничен ни
местом, ни временем. Решающим фактором,
который определяет возраст половой зрелости,
является то, что «в этом возрасте молодежь
вступает в общественную жизнь и в современном
обществе впервые сталкивается с хаосом
антагонистических оценок».
3. «Молодежь
ни прогрессивна, ни консервативна по
своей природе, она потенция, готовая к любому
начинанию».
Значение концепции
Манхейма: его идеи стали источником для
целого ряда новых концепций молодежи.
Специалисты, изучающие историю социологии
молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают
его вклад в развитие социологии немарксистской
ориентации с вкладом Маркса, Энгельса,
Ленина, Грамши в марксистскую социологию.
Хотя различие позиций Маркса и Манхейма
при анализе -молодежных проблем обнаруживается
«в узкой зоне некоторых исходных философских
принципов».
Однако Манхейм более широко ставил вопросы о соотношении поколений,
функциональности молодежи в общественной
системе. Положение о качествах молодежи
как социального ресурса и возможностях
его реализации приобрело концептуальный
характер.
Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог.
В работе «Восстание молодежи» Новые аспекты
социологии молодежи» (1971, совместно с
К. Аллербеком) развернул аргументированную
критику социологии молодежи (структурно-функциональный
подход).
«Социология должна изучать расхождение
между условиями, предоставляемыми молодежи
обществом, и вызовами политических, экономических
и социальных ситуаций».
«Молодежь - с точки зрения социологии
- является не только социальной
общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются
на основе новых социальных сочетаний.
Желание свободы возрастает, однако процесс
образования становится более длительным,
а вместе с этим сохраняется также и зависимость».
Розенмайер дает следующие определения
молодежи.
1. Молодежь указывает, с одной стороны,
фазу в индивидуальной биографии, с другой
- обозначает часть общества, выделение
которой зависит, по меньшей мере, от нескольких
критериев возраста.
2. В части общественной нижняя граница
молодежного возраста повсеместно определяется
в современных исследованиях «календарно
нечетко» - началом полового созревания.
Но это недостаточно убедительно, поскольку
даже дети в 11-12 лет еще до начала периода
половой зрелости демонстрируют отношения,
характерные для тинэйджеров. Отнесение к молодежи
может возникнуть, когда еще нет биологической
предпосылки, но оно основывается на эмпирически
накопленных отношениях, гипотетически
выступающих как важные дифференцирующие
измерения, определяемые, с одной стороны,
примерно очерченной разницей -в возрасте,
а с другой - еще неполным распоряжением
правами и недостаточностью социально-экономических
позиций.
3. Такая дифференциация статуса молодежи
предполагает уточнение границы молодежи
«сверху» через выделение понятий «молодой»
и «молодой взрослый»: «молодой взрослый»
уже достиг определенных социальных позиций,
которые «молодому» еще не доступны. Однако
и для «молодого взрослого» определенные
узаконенные статусы не вполне доступны
или не могут быть в полной мере реализованы.
«Молодежь с учетом разделения «молодого»
и «молодого взрослого» является в этом
смысле понятием статуса».
Розенмайер исходит из самостоятельного
значения специфических статусных черт
молодежи. Молодежь представляется им
как статусно-
Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь.
В его работе «Введение в ювентологию»
(1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о
статусно-ролевой специфике молодежи)
получили оригинальное развитие.
Центральное звено его концепции составляет
понятие «Статус-Роль» молодежи. Статус-Роль – «это
выражение определенной конкретно-исторической
позиции и социальных отношений молодежи
(соответственно ее различных групп), определяемое
ее отношением к классам и социальным
группам, позиций и отношений, которые
относятся, прежде всего, к ведущему способу
деятельности молодых людей, их способу
жизни».
Он поставил Статус-Роль в центр характеристики
сущности молодежи и определил через него
структуру молодости; С-Р представляет
собой интегральную модель молодежи («Статус-Роль
выражает позицию и отношения одного социально-исторического
коллективного субъекта – молодежи –
к другим субъектам и обществу в целом).
Достоинство
концепции: «ясное видение специфики молодежи
как особой общественной группы, обладающей
свойствами, не сводимыми к сумме качеств
составляющих ее индивидов».
Игорь Михайлович
Ильинский (род. 1936), российский исследователь
проблем молодежи, молодежных организаций,
государственной молодежной политики.
Концептуальные подходы отражены в докладе
ООН (1991 г.) «Молодежь планеты: глобальная
ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы»,
на русском языке в полном виде работа
издана в 1999 году.
Суть концепции составляет положение
о том, что «молодежь - это ценность особого
рода, это главная ценность общества, это
не только понятие демографическое, но
также экономическое, социальное, политическое».
Ставка на молодежь в настоящем, на будущие
поколения способна породить политику
общества и государства, которые будут
работать на опережение событий, на профилактику
явлений, на ускорение
развития вместо «политики запоздалой
реакции на уже развивающиеся противоречия
и проблемы». Основные положения:
«Молодежь – это объективное общественное
явление, выступающее всегда как большая
специфическая возрастная подгруппа».
«Молодежь – это носитель огромного интеллектуального
потенциала, особых способностей к творчеству...».
«Социальный статус молодежи во всех конкретных
обществах и во все времена в главном одинаков:
молодежь одновременно объект и субъект
социализации». Молодежные проблемы являются
проблемами всего общества. Специфические
проблемы молодежи (связаны с возрастом):
«в любом обществе молодость тесно
связана с идеей зависимости»;
взрослые по-прежнему
царствуют в обществе, и все другие
возрастные группы (дети, молодежь, старики)
полностью зависят от их воли;
«в любом обществе перед молодыми людьми
стоит проблема выбора сферы трудовой
деятельности, выбора профессии»;
молодые люди решают проблему своих жизненных
планов, нравственного и духовного самоопределения,
выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос
о том, сколько детей иметь в семье.
Вводит новый аспект в рассмотрение межпоколенческих
проблем: выход за рамки отношения поколений
как таковых; применяет для анализа сразу
два основания - смена поколений и смена
социального строя. В российском обществе
на-лицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического
развития, переход общества на рельсы
нового экономического, общественно-политического
строя.
В целом все социологические теории молодежи,
несмотря на различия и противодействие,
объединены стремлением представить молодежь
через характеристики ее социальности.
Линия Маркса и линия Манхейма по многим
аспектам совпадают: в их задачу входит
выявление социальной детерминации смены
поколений, субъектности молодежи. В ходе
ряда глубоких перемен во всех сферах
жизни общества у каждого последующего
поколения возникает что-то качественно
новое, своеобразное в восприятии реальной
действительности. Молодежь - это, как
правило, носитель огромного интеллектуального
потенциала.
Итак, с одной стороны, как субъект смены
поколений, будучи способной к самореализации
в результате собственной сознательной,
рациональной активности, молодежь перенимает
социальный опыт, обновляет его и передает
последующим поколениям. С другой стороны,
молодежь - это один из скрытых ресурсов,
которые имеются в каждом обществе и от
мобилизации которых зависит его жизнеспособность,
именно поэтому динамичные общества опираются
на связь с молодежью. Молодежь играет
роль «оживляющего посредника», который
просто необходим для приспособления
к быстро меняющимся или качественно новым
обстоятельствам.
Список использованных
источников
1 Иконникова С.Н. Молодежь как социальная
категория. /С.Н. Иконникова, И.Р. Кон - М.,
1970.
2 В.С.Шамраев, Т.А.Лукьянова Отцы и дети
//Социологические исследования. 1996. №
4. С. 125-127.
3 Интернет-источник: http://www.gumer.info/
Информация о работе Молодежь как специфическая социально-демократическая категория