Молодежь как специфическая социально-демократическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:11, реферат

Описание работы

Молодёжь как особая социально-демографическая группа является наиболее динамичной частью общества и характеризуется специфической ролью и местом в системе общественных отношений. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа. Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов.

Работа содержит 1 файл

Социология молодежи.docx

— 39.81 Кб (Скачать)

Общество предоставляет молодому человеку возможность самому определить свою жизнь и решить основные жизненные проблемы. Свобода выбора жизненного пути ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Концепции Мирослава Карвата (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности молодежи. Основные теоретические положения:

-   «молодежь является социальной группой культурного характера»; особенность молодежи не в возрасте, а в характере группы, которая одновременно является и объектом, и субъектом социализации;

-    молодежь - «поколенческая и культурная группа»; обладает всеми атрибутами больших социальных групп, в то же время не имеет статуса, присущего основным социальным группам общества (классам, прослойкам...);

-    специфичность молодежи как социальной группы заключается в социальной неоднородности, стадии подготовки (ее отличает бытовая несостоятельность и неполная готовность к общественной практике);

-     ядро концепции - проблема социальных потребностей молодежи и общественных условий их реализации. С этой позиции определяется суть молодежного движения (выразитель и представитель потребностей молодежи);

-    на первый план выводится субъектность молодежи («способность к самореализации в результате собственной активности - сознательной, рациональной, самодеятельной»).

Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве.

В своей работе «Диагноз нашего времени» (1943) развивает положение о том, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».

Жизненный опыт каждого нового поколения  отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен.

В центре внимания Манхейма оказалась проблема установления социологической функции молодежи в обществе. На вопрос «стабильно ли значение молодежи в обществе?» он дает отрицательный ответ: «...всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность».

Выводы, к которым приходит Манхейм:

1. Динамичные общества опираются на связь с молодежью. Функция молодежи: она - «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам». Динамичные общества «рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их» (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

2. Молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом («помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени») неполную включенность в статус общества. «Ключ к пониманию молодежи надо искать не только в развитии». Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что «в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок».

3. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию».

Значение концепции  Манхейма: его идеи стали источником для целого ряда новых концепций молодежи. Специалисты, изучающие историю социологии молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают его вклад в развитие социологии немарксистской ориентации с вкладом Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши в марксистскую социологию. Хотя различие позиций Маркса и Манхейма при анализе молодежных проблем обнаруживается «в узкой зоне некоторых исходных философских принципов».

Однако Манхейм более широко ставил вопросы о соотношении поколений, функциональности молодежи в общественной системе. Положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации приобрело концептуальный характер.

Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В работе «Восстание молодежи» Новые аспекты социологии молодежи» (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход).

«Социология должна изучать расхождение между условиями, предоставляемыми молодежи обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций».

«Молодежь - с точки зрения социологии - является не только социальной общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются на основе новых социальных сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость».

Розенмайер дает следующие определения  молодежи.

1. Молодежь указывает, с одной  стороны, фазу в индивидуальной  биографии, с другой - обозначает часть общества, выделение которой зависит, по меньшей мере, от нескольких критериев возраста.

2. В части общественной нижняя  граница молодежного возраста  повсеместно определяется в современных исследованиях «календарно нечетко» - началом полового созревания. Но это недостаточно убедительно, поскольку даже дети в 11-12 лет еще до начала периода половой зрелости демонстрируют отношения, характерные для тинэйджеров. Отнесение к молодежи может возникнуть, когда еще нет биологической предпосылки, но оно основывается на эмпирически накопленных отношениях, гипотетически выступающих как важные дифференцирующие измерения, определяемые, с одной стороны, примерно очерченной разницей в возрасте, а с другой - еще неполным распоряжением правами и недостаточностью социально-экономических позиций.

3. Такая дифференциация статуса  молодежи предполагает уточнение  границы молодежи «сверху» через выделение понятий «молодой» и «молодой взрослый»: «молодой взрослый» уже достиг определенных социальных позиций, которые «молодому» еще не доступны. Однако и для «молодого взрослого» определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы. «Молодежь с учетом разделения «молодого» и «молодого взрослого» является в этом смысле понятием статуса».

Розенмайер исходит из самостоятельного значения специфических статусных черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность.

Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В его работе «Введение в ювентологию» (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие.

Центральное звено его концепции  составляет понятие «Статус-Роль» молодежи. Статус-Роль – «это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни».

Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; С-Р представляет собой интегральную модель молодежи («Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта – молодежи – к другим субъектам и обществу в целом).

Достоинство концепции: «ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов».

Игорь Михайлович Ильинский (род. 1936), российский исследователь проблем молодежи, молодежных организаций, государственной молодежной политики. Концептуальные подходы отражены в докладе ООН (1991 г.) «Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы», на русском языке в полном виде работа издана в 1999 году.

Суть концепции составляет положение  о том, что «молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо «политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы». Основные положения:

  • «Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа». «Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству...». «Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации». Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Специфические проблемы молодежи (связаны с возрастом):
  • «в любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости»;
  • взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли;
  • «в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии»;
  • молодые люди решают проблему своих жизненных планов, нравственного и духовного самоопределения, выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос о том, сколько детей иметь в семье.

Вводит новый аспект в рассмотрение межпоколенческих проблем: выход за рамки отношения поколений как  таковых; применяет для анализа  сразу два основания - смена поколений и смена социального строя. В российском обществе налицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы нового экономического, общественно-политического строя.

В целом все социологические  теории молодежи, несмотря на различия и противодействие, объединены стремлением представить молодежь через характеристики ее социальности. Линия Маркса и линия Манхейма по многим аспектам совпадают: в их задачу входит выявление социальной детерминации смены поколений, субъектности молодежи. В ходе ряда глубоких перемен во всех сферах жизни общества у каждого последующего поколения возникает что-то качественно новое, своеобразное в восприятии реальной действительности. Молодежь - это, как правило, носитель огромного интеллектуального потенциала.

Итак, с одной стороны, как субъект  смены поколений, будучи способной  к самореализации в результате собственной  сознательной, рациональной активности, молодежь перенимает социальный опыт, обновляет его и передает последующим поколениям. С другой стороны, молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, именно поэтому динамичные общества опираются на связь с молодежью. Молодежь играет роль «оживляющего посредника», который просто необходим для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

 

Список использованных источников

1 Иконникова С.Н. Молодежь как  социальная категория. /С.Н. Иконникова, И.Р. Кон - М., 1970.

2 В.С.Шамраев, Т.А.Лукьянова  Отцы и дети //Социологические исследования. 1996.  № 4. С. 125-127. 

3 Интернет-источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog

 


Информация о работе Молодежь как специфическая социально-демократическая категория