Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа
1. Определение молодежи как социально-демографической группы
2. Подходы к исследованию проблем развития молодежи
3. Направления изучения молодежи
В 20-30-е годы создаются оригинальные марксистские концепции, которые выходят за рамки классового анализа процессов, происходящих в молодежной среде.
Теория Льва Семеновича Выготского (1896-1934) представляет собой культурно-историческую концепцию.
Основные положения: исходит из идеи развития при анализе различных этапов взросления. Пора юношества (14-18 лет) - это <окончательное установление отношений со средой>.
Каждый возраст производит революцию - скачок к качественно новому состоянию. Юношеский возраст - это переход к новой эпохе, <возраст, обращенный вперед>.
Ряд авторов (В.А. Луков), характеризуя вклад Выготского в изучение молодежи, подчеркивает, что его концепция лишена догматизма классового подхода.
В 60-70-е годы XX века складывается
система теоретических
Понятие<молодежь> наполняется
социологическим значением (
Владимир Ильич Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального развития. Работа - <Проблемы социального развития молодежи> (1985).
4. Социальное развитие молодежи
Социальное развитие молодежи - объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса.
Внимание сосредотачивается на процессе становления новых поколений и на формировании статусных характеристик молодежи в связи с особенностями социальной структуры, социальной дифференциации.
Социальное развитие - непрерывный процесс, цель которого - преемственность молодыми социального опыта, его качественное обновление и передача обновленного опыта последующим поколениям.
Определил основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, инновационную, трансляционную.
Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог. В своих работах <Социально-профессиональная ориентация молодежи> (1982), <Молодое поколение> (1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения молодежи. Трактует сущность молодежи через ее интеграцию в общество путем самоопределения. <Формой интеграции молодого поколения в общественную жизнь является его самоопределение>.
Общество предоставляет
молодому человеку возможность самому
определить свою жизнь и решить основные
жизненные проблемы. Свобода выбора
жизненного пути ограничивается достигнутым
уровнем общественного
Концепции Мирослава Карвата (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности молодежи. Основные теоретические положения: - <молодежь является социальной группой культурного характера>; особенность молодежи не в возрасте, а в характере группы, которая одновременно является и объектом, и субъектом социализации; - молодежь - <поколенческая и культурная группа>; обладает всеми атрибутами больших социальных групп, в то же время не имеет статуса, присущего основным социальным группам общества (классам, прослойкам…); - специфичность молодежи как социальной группы заключается в социальной неоднородности, стадии подготовки (ее отличает бытовая несостоятельность и неполная готовность к общественной практике); - ядро концепции - проблема социальных потребностей молодежи и общественных условий их реализации. С этой позиции определяется суть молодежного движения (выразитель и представитель потребностей молодежи); - на первый план выводится субъектность молодежи (<способность к самореализации в результате собственной активности - сознательной, рациональной, самодеятельной>).
Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве.
В своей работе <Диагноз нашего времени> (1943) развивает положение о том, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его <историко-культурное пространство>.
Жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен.
В центре внимания
Манхейма оказалась проблема установления
социологической функции
Выводы, к которым приходит Манхейм:
1. Динамичные
общества опираются на связь
с молодежью. Функция молодежи:
она - <оживляющий посредник,
своего рода резерв, выступающий
на передний план, когда такое
оживление становится необходим
2. Молодежь выполняет
функцию оживляющего
3. <Молодежь
ни прогрессивна, ни консервативна
по своей природе, она
Значение концепции Манхейма: его идеи стали источником для целого ряда новых концепций молодежи. Специалисты, изучающие историю социологии молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают его вклад в развитие социологии немарксистской ориентации с вкладом Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши в марксистскую социологию. Хотя различие позиций Маркса и Манхейма при анализе молодежных проблем обнаруживается <в узкой зоне некоторых исходных философских принципов>.
Однако Манхейм более широко ставил вопросы о соотношении поколений, функциональности молодежи в общественной системе. Положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации приобрело концептуальный характер.
Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В работе <Восстание молодежи> Новые аспекты социологии молодежи> (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход).
<Социология
должна изучать расхождение
<Молодежь - с
точки зрения социологии - является
не только социальной
Розенмайер
дает следующие определения
1. Молодежь указывает,
с одной стороны, фазу в
2. В части
общественной нижняя граница
молодежного возраста
3. Такая дифференциация статуса молодежи предполагает уточнение границы молодежи <сверху> через выделение понятий<молодой>и<молодой взрослый>: <молодой взрослый> уже достиг определенных социальных позиций, которые <молодому> еще не доступны. Однако и для <молодого взрослого> определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы. <Молодежь с учетом разделения <молодого> и <молодого взрослого> является в этом смысле понятием статуса>.
Розенмайер исходит из самостоятельного значения специфических статусных черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность.
Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В его работе <Введение в ювентологию> (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие.
Центральное звено его концепции составляет понятие<Статус-Роль>(С-Р) молодежи. С-Р - <это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни>.
Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; С-Р представляет собой интегральную модель молодежи (<Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта - молодежи - к другим субъектам и обществу в целом).
Достоинство концепции: <ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов>.
Игорь Михайлович Ильинский (род. 1936), ф исследователь проблем молодежи, молодежных организаций, государственной молодежной политики. Концептуальные подходы отражены в докладе ООН (1991 г.) <Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы>, на русском языке в полном виде работа издана в 1999 году.
Суть концепции составляет положение о том, что<молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое>. Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо <политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы>. Основные положения:
<Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа>. <Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству…>. <Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации>. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Специфические проблемы молодежи (связаны с возрастом):
- <в любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости>;
- взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли;
- <в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии>;
- молодые люди решают проблему своих жизненных планов, нравственного и духовного самоопределения, выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос о том, сколько детей иметь в семье.
Вводит новый аспект в рассмотрение межпоколенческих проблем: выход за рамки отношения поколений как таковых; применяет для анализа сразу два основания - смена поколений и смена социального строя. В российском обществе налицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы нового экономического, общественно-политического строя.
В целом все
социологические теории молодежи, несмотря
на различия и противодействие, объединены
стремлением представить
Информация о работе Молодежь как социально-демографическая группа