Молодежь как социально-демографическая группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

1. Определение молодежи как социально-демографической группы
2. Подходы к исследованию проблем развития молодежи
3. Направления изучения молодежи

Работа содержит 1 файл

социология Microsoft Word.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

В 20-30-е годы создаются  оригинальные марксистские концепции, которые выходят за рамки классового анализа процессов, происходящих в  молодежной среде.

Теория Льва Семеновича Выготского (1896-1934) представляет собой культурно-историческую концепцию.

Основные положения: исходит  из идеи развития при анализе различных  этапов взросления. Пора юношества (14-18 лет) - это <окончательное установление отношений со средой>.

Каждый возраст производит революцию - скачок к качественно новому состоянию. Юношеский возраст - это переход к новой эпохе, <возраст, обращенный вперед>.

Ряд авторов (В.А. Луков), характеризуя вклад Выготского в изучение молодежи, подчеркивает, что его концепция лишена догматизма классового подхода.

В 60-70-е годы XX века складывается система теоретических положений, получившая название социальной концепции  молодежи. Границы ее содержания были определены в работах Игоря Семеновича Кона (род. 1928). Он соединил социологический  и психологический подходы к молодежи. Работы: <Юность как социальная проблема> (1965), <Социология личности> (1967), <Психология юношеского возраста> (1979), <НТР и проблемы социализации молодежи> (1987) и др.

Понятие<молодежь> наполняется  социологическим значением (обозначение свойств соответствующей социально-демографической группы): важное значение приобретают возрастные и социально-классовые признаки.

Владимир Ильич Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального  развития. Работа - <Проблемы социального  развития молодежи> (1985).

4. Социальное развитие молодежи

Социальное  развитие молодежи - объективный и  вместе с тем регулируемый процесс  взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса.

Внимание сосредотачивается  на процессе становления новых поколений  и на формировании статусных характеристик молодежи в связи с особенностями социальной структуры, социальной дифференциации.

Социальное  развитие - непрерывный процесс, цель которого - преемственность молодыми социального опыта, его качественное обновление и передача обновленного опыта последующим поколениям.

Определил основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, инновационную, трансляционную.

Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог. В своих  работах <Социально-профессиональная ориентация молодежи> (1982), <Молодое поколение> (1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения молодежи. Трактует сущность молодежи через ее интеграцию в общество путем самоопределения. <Формой интеграции молодого поколения в общественную жизнь является его самоопределение>.

Общество предоставляет  молодому человеку возможность самому определить свою жизнь и решить основные жизненные проблемы. Свобода выбора жизненного пути ограничивается достигнутым  уровнем общественного развития.

Концепции Мирослава  Карвата (род. 1944) и Влодзимежа Миляновского (род. 1947) исходили из мотива социальной субъектности молодежи. Основные теоретические положения: - <молодежь является социальной группой культурного характера>; особенность молодежи не в возрасте, а в характере группы, которая одновременно является и объектом, и субъектом социализации; - молодежь - <поколенческая и культурная группа>; обладает всеми атрибутами больших социальных групп, в то же время не имеет статуса, присущего основным социальным группам общества (классам, прослойкам…); - специфичность молодежи как социальной группы заключается в социальной неоднородности, стадии подготовки (ее отличает бытовая несостоятельность и неполная готовность к общественной практике); - ядро концепции - проблема социальных потребностей молодежи и общественных условий их реализации. С этой позиции определяется суть молодежного движения (выразитель и представитель потребностей молодежи); - на первый план выводится субъектность молодежи (<способность к самореализации в результате собственной активности - сознательной, рациональной, самодеятельной>).

Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую  направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве.

В своей работе <Диагноз нашего времени> (1943) развивает  положение о том, что у каждого  поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его <историко-культурное пространство>.

Жизненный опыт каждого нового поколения отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен.

В центре внимания Манхейма оказалась проблема установления социологической функции молодежи в обществе. На вопрос <стабильно  ли значение молодежи в обществе?> он дает отрицательный ответ: <…всегда  есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность>.

Выводы, к которым  приходит Манхейм:

1. Динамичные  общества опираются на связь  с молодежью. Функция молодежи: она - <оживляющий посредник,  своего рода резерв, выступающий  на передний план, когда такое  оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам>. Динамичные общества <рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их> (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

2. Молодежь выполняет  функцию оживляющего посредника  социальной жизни; эта функция  имеет своим важным элементом  (<помимо духа авантюризма, которым  молодежь обладает в большей  степени>) неполную включенность  в статус общества. <Ключ к  пониманию молодежи надо искать не только в развитии>. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что <в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок>.

3. <Молодежь  ни прогрессивна, ни консервативна  по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию>.

Значение концепции  Манхейма: его идеи стали источником для целого ряда новых концепций молодежи. Специалисты, изучающие историю социологии молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают его вклад в развитие социологии немарксистской ориентации с вкладом Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши в марксистскую социологию. Хотя различие позиций Маркса и Манхейма при анализе молодежных проблем обнаруживается <в узкой зоне некоторых исходных философских принципов>.

Однако Манхейм  более широко ставил вопросы о  соотношении поколений, функциональности молодежи в общественной системе. Положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации приобрело концептуальный характер.

Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В  работе <Восстание молодежи> Новые  аспекты социологии молодежи> (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход).

<Социология  должна изучать расхождение между  условиями, предоставляемыми молодежи  обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций>.

<Молодежь - с  точки зрения социологии - является  не только социальной общностью,  но и стадией жизненного цикла.  Проблемы этой стадии изменяются  на основе новых социальных  сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится  более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость>.

Розенмайер  дает следующие определения молодежи.

1. Молодежь указывает,  с одной стороны, фазу в индивидуальной  биографии, с другой - обозначает  часть общества, выделение которой  зависит, по меньшей мере, от нескольких критериев возраста.

2. В части  общественной нижняя граница  молодежного возраста повсеместно  определяется в современных исследованиях  <календарно нечетко> - началом  полового созревания. Но это недостаточно  убедительно, поскольку даже дети в 11-12 лет еще до начала периода половой зрелости демонстрируют отношения, характерные для тинэйджеров. Отнесение к молодежи может возникнуть, когда еще нет биологической предпосылки, но оно основывается на эмпирически накопленных отношениях, гипотетически выступающих как важные дифференцирующие измерения, определяемые, с одной стороны, примерно очерченной разницей в возрасте, а с другой - еще неполным распоряжением правами и недостаточностью социально-экономических позиций.

3. Такая дифференциация статуса молодежи предполагает уточнение границы молодежи <сверху> через выделение понятий<молодой>и<молодой взрослый>: <молодой взрослый> уже достиг определенных социальных позиций, которые <молодому> еще не доступны. Однако и для <молодого взрослого> определенные узаконенные статусы не вполне доступны или не могут быть в полной мере реализованы. <Молодежь с учетом разделения <молодого> и <молодого взрослого> является в этом смысле понятием статуса>.

Розенмайер  исходит из самостоятельного значения специфических статусных черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность.

Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В  его работе <Введение в ювентологию> (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие.

Центральное звено  его концепции составляет понятие<Статус-Роль>(С-Р) молодежи. С-Р - <это выражение определенной конкретно-исторической позиции и  социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни>.

Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; С-Р представляет собой интегральную модель молодежи (<Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта - молодежи - к другим субъектам и обществу в целом).

Достоинство концепции: <ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов>.

Игорь Михайлович Ильинский (род. 1936), ф исследователь  проблем молодежи, молодежных организаций, государственной молодежной политики. Концептуальные подходы отражены в докладе ООН (1991 г.) <Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы>, на русском языке в полном виде работа издана в 1999 году.

Суть концепции  составляет положение о том, что<молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое>. Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо <политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы>. Основные положения:

<Молодежь - это  объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа>. <Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству…>. <Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации>. Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Специфические проблемы молодежи (связаны с возрастом):

- <в любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости>;

- взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли;

- <в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии>;

- молодые люди решают проблему своих жизненных планов, нравственного и духовного самоопределения, выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос о том, сколько детей иметь в семье.

Вводит новый  аспект в рассмотрение межпоколенческих проблем: выход за рамки отношения  поколений как таковых; применяет для анализа сразу два основания - смена поколений и смена социального строя. В российском обществе налицо не конфликт, а разрыв поколений, который отражает перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы нового экономического, общественно-политического строя.

В целом все  социологические теории молодежи, несмотря на различия и противодействие, объединены стремлением представить молодежь через характеристики ее социальности. Линия Маркса и линия Манхейма по многим аспектам совпадают: в их задачу входит выявление социальной детерминации смены поколений, субъектности молодежи. В ходе ряда глубоких перемен во всех сферах жизни общества у каждого последующего поколения возникает что-то качественно новое, своеобразное в восприятии реальной действительности. Молодежь - это, как правило, носитель огромного интеллектуального потенциала.

Информация о работе Молодежь как социально-демографическая группа