Молодежь как особая социальная группа

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Молодёжь на рынке труда России — один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда во многом зависит и благополучие общества и собственное благополучие молодёжи.

Содержание

1. Современная российская молодежь на рынке труда……………….3
2. Социальный портрет современного студенчества………………….4
3. Молодежная субкультура как социальный феномен……………….6
4. Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций……………………………………………….7
5. Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление…11
6. Основы молодежной политики за рубежом и в России: опыт и проблемы…………………………………………………………………17
7. специфика молодежной политики в Пермском крае………………….24
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Классификация неформальных групп так же не однозначна. Это свидетельствует о том, что неформальные группы молодежи разноплановые и у каждой есть своя особенность и структура.

 

 

4        Молодежь в условиях формирования рыночных отношений: изменение ценностных ориентаций.

 

Исследование теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностей студенческой молодежи показало, что на формирование ценностных ориентаций студенчества в современных условиях оказывает ряд факторов: наличие в обществе социально-экономических противоречий, ослабление государственного, политического и идеологического прессинга, расширение социальной самостоятельности и инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предыдущих поколений, формируются новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.

Если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предыдущих поколений, то сейчас в обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих естественных ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он касается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия приемникам почти отсутствует».

Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в новой исторической ситуации во многом утратили свое практическое значение и в силу этого почти не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, они непригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения.

Студенты двух последних десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия – им приходится самим решать, что ценнее: обогащение любыми способами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительных функций прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка, в соответствии с новыми ориентирами общества, основанными на критериях нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.

В современной России идет процесс трансформации прежних ценностных ориентаций, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию анемии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность испытала регресс, но другая еще не успела развиться достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного.

Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и политических ценностей.

Особый национальный менталитет оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи, в частности: уважение к старшим, ответственное отношение к семье и т.д. все эти компоненты должны быть характерными чертами в воспитании осетинской молодежи.

В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сегодня, на наш взгляд, можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для себя и других объектов, а не для того чтобы снискать с его помощью общественное призвание и послужить этому обществу». Исследования показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студентов нуждаются в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказалась более устойчивой. И это – при всех издержках – позитивный момент».

Заключение. В современной среде, в том числе и в студенческой, выявлен ряд новых, не характерных для предыдущих поколений, явлений и процессов: ухудшение по многим позициям социального положения молодого поколения, существенно расширяющее зону конфликта молодежи с обществом; нарушение процесса передачи жизненного опыта от поколения к поколению, что ставит молодых людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта предыдущих поколений;

изменение механизмов социализации молодежи, появление в этом процессе новых социальных посредников, характерных для рыночных отношений в экономике.

 

 

 

 

5        Самодеятельные объединения молодежи как социальное явление.

 

Неформальные объединения молодёжи как социальное явление наряду с детскими общественными объединениями    и организациями в нашем обществе функционируют и так называемые «неформальные объединения детей, подростков и молодёжи».

Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей,  существующее на протяжении нескольких десятилетий,  часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения,  неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного  (со стороны взрослых)  общения.  Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры,  носить характер нездоровой эпидемии,  иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных.  Различные

неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию,  специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п.

Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

Неформальная группа –  группа,  деятельность,  которой определяется,  прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей,  подростков и молодежи,  удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности:  дают возможность узнать то,  о чем не так просто поговорить со взрослыми,  обеспечивают психологический комфорт,  учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов,  чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры,  тем больше он стремится в  «свою компанию»,  что говорит о потребности в развивающих контактах,  признании ценности своей личности.  Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы

ее членов.  Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров.  Основной формой деятельности является общение членов группы,  которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.

Как правило, школьники общаются в небольших контактных группах в 5-10 человек, часто относят себя к сторонникам того или иного течения,  которые характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью.

Так, по направленности группы бывают просоциальными, асоциальными, антисоциальными.

Для просоциальных групп характерна социально одобряемая деятельность,  например,  участие в решении экологических проблем, охране памятников и т.д.  Асоциальные группы    стоят в стороне от общественных проблем.  Для них характерно наличие более или менее четко выраженного мотива сбора:  употребить спиртное,  выяснить отношения с соседней группировкой и т. п.

Антисоциальные –  это криминальные,  агрессивно-националистические группы.  Особую социальную опасность представляет явный рост националистических молодежно-подростковых организаций –  либо неформальных,  либо прячущихся за вывеской  «патриотической» деятельности. Принадлежность к той или иной неформальной группе –  часто обязательный элемент процесса социализации в подростковом возрасте.  Именно входя в ту или иную группу сверстников,  подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять»  на себя разнообразные социальные роли.  Общеизвестно,  что дети,  подростки и

молодежь,  в силу различного рода причин не имевшие возможности постоянного общения со сверстниками  (инвалидность, психологические особенности личности, жизнь в месте, отдаленном от людей и т.п.), в более позднем возрасте испытывают трудности в создании семьи, в отношениях

с сослуживцами,  внутриличностные проблемы и т.д. По замечанию В.Д.  Ермакова, большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения,  характеризуются зрелостью в социальном отношении.  Они менее подвержены юношескому инфантилизму,  самостоятельно определяют истинность общественныхценностей,  более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях,  обладают волевым характером.

Процесс вхождения подавляющего большинства подростков в ту или иную неформальную молодежную группу является процессом последовательного удовлетворения базовых потребностей человека:  потребностей в самоутверждении,  общении и самореализации.

Неформальная среда общения порой является для подростка  (особенно для подростка  «группы риска»)  единственной сферой социализации.  Нередко,  имея сложные взаимоотношения в семье или не посещая регулярно какое-либо внешкольное учреждение, подросток вынужден примыкать к той или иной группе  (группировке),  автоматически принимая систему ее норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтно значимой группой,  являются личностно значимыми,  причем эта значимость намного превосходит в сознании подростка  «семейные»  и  «школьные»  нормы и ценности.  Именно этим во многом объясняется низкая эффективность воздействия воспитательных мер на трудного подростка: в его сознании совершенное им негативное действие таковым не является, так как является одобряемым с точки зрения референтной группы (например, грубость по отношению к педагогу в школе расценивается им не как нарушение норм поведения, а 

как подвиг, который будет поддержан и одобрен сверстниками).

Неформальные объединения влияют на социализацию подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное − от меры значимости для того или иного их члена. И.П. Башкатов выделяет четыре вида неформальных объединений.

I  вид:  социально нейтральные  (озорные)  группы общения.  Основными типами этих групп являются самовозникающие  «озорные»  группы детей и подростков,  сформировавшиеся по домовому, дворовому или уличному принципу по месту жительства. Основная цель деятельности этих групп - удовлетворение потребности в интимно-личностном общении со сверстниками, чаще всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то,  что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы.  Внутригрупповой структуры тоже нет. Интересы,  нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер,  с тенденцией развиваться в асоциальном направлении.  Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка,  от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе,  то с уверенностью можно сказать,  что они будут развиваться по криминогенному пути.

II вид: предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей,  которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» – группы «металлистов»; технике – группы «ночных мотоциклистов-рокеров»;  политизированной моде –  группы  «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и  «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие.  Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон. Главное для подростков заключается в том,  чтобы их заметили,  выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и т.д.  Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер,  выражающийся в нарушении общественного порядка.  Отдельные члены групп могут совершать более серьезные преступления:  употребление,  сбыт и хранение наркотических веществ,  хищения личной и государственной собственности и т.д.  Но эти преступления не являются групповыми,  так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение,  асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том,  что эти группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер,  направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы. III  вид:  неустойчивые криминальные или антиобщественные группы.  Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др.  Утилитарные интересы и склонности,  низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем.  Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия,  то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы. IV  вид:  устойчивые криминальные или преступные группы.  Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура.  Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный.  Выделяется  «руководящий центр» –  лидер, предпочитаемые и исполнители.  В этих криминальных группах есть свои  «законы»,  нормы и ценности,  которые тщательно скрываются от окружающих.  Несоблюдение или нарушение этих «законов»  ведет к распаду группы,  поэтому нарушители преследуются и караются.  В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга,  круговая порука.  Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности,  за деятельностью которых невозможно проследить. Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное.

Информация о работе Молодежь как особая социальная группа