Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 07:17, контрольная работа
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
Введение………………………………………………………..…..………3
1.Социально – демократический портрет молодежи………………….…4
2. Молодежные субкультуры………………………………………..…….8
3. Вредные привычки………………………………………….………….16
3.1 Употребление спиртного……………………………………..……16
3.2 Курение……………………………………………………………17
3.3 Наркотики…………………………………………………..………18
4. Ценностные ориентации современной молодежи……………………19
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи…….19
4.2 Молодежь и образование………………………………………..…21
Заключение………………………………………………………..………25
Список литературы………………………………………….……………27
Существует
распространенное мнение, что, в отличие
от потребления спиртного и
3.3 Наркотики
Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении, — «желание получить удовольствие».
Отмечается устойчивая тенденция к переходу от «традиционных», легко доступных психоактивных веществ (транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли) к дорогостоящим, «престижным» и более разрушительным для здоровья – кокаину, героину, «экстази». Самыми распространенными наркотиками и у подростков, и у взрослых являются различные производные конопли (характерно, что среди пациентов наркологической клиники многие вообще не считают анашу наркотиком) и, в несколько меньшей степени, опийные препараты. Возраст первой пробы у мальчиков и девочек одинаков, но обстоятельства в некоторых моментах существенно различаются.
Подростки обычно приобщаются к потреблению наркотиков в хорошо им знакомых компаниях сверстников или более старших, опытных потребителей наркотиков. Как правило, это знакомые, живущие по соседству. Это чаще всего мужские компании, реже смешанные.
Известно, что социальные последствия наркомании тяжелы. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической, социальной деградации личности. Наркомания не минуемо поражает целый веер явлений чуждых обществу. Сюда относят трудно излечимые психофизиологические болезни человека и теневую экономику, обусловленную закономерным, возрастающим спросом на наркотики и нелегальными способами его удовлетворения в корыстных целях и преступность, насилия над личностью, связанные с распространением наркотиков и незаконным обогащением. Специфической чертой наркомании общества является формирование групп или сообществ наркоманов. Их возникновение связано с особыми условиями приобретения и употребления наркотиков. Испытывание затруднения в добывании не только средств на наркотики, но и самих наркотических средств. Наркоман вынужден поддерживать связь с теми кто первоначально приобщил его к потреблению наркотиков. Для наркомана весьма характерно стремление приобщить к пороку свое ближайшее окружение.
4. Ценностные ориентации современной молодежи
Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.
Усваивая
поведенческие стандарты
Культ моды, вещивизма и потребления овладевает сознанием молодежи и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Также становится безразличными для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город».
Продолжается
тенденция дальнейшей дегуманизации
и деморализации
В социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские ориентации. В результате этого «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима». Народная культура (традиции, обычаи, обряды, и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование у подрастающего поколения любви к Отечеству, знания истории и традиций своего народа.
На данный момент существует серьезная опасность, что молодые люди (в особенности подростки), занимающиеся перепродажей различных товаров на улицах, видя в этом один из основных источников быстрого обогащения, при наступлении нормальных рыночных отношений могут оказаться без образования и без профессии, что приведет к серьезным социальным последствиям в будущем. Психологи бьют тревогу: «Прогностически неблагоприятно влияет рыночная, вульгарно-гедонистическая реклама, которая назойливо бомбардирует мозговые центры плотских удовольствий детей и взрослых, разрыхляет ценностный смысл этических и эстетических понятий. Нынешнее поколение 15-16-летних еще может не поверить, что "истинное счастье" состоит в обладании той иной "сладкой" продукцией, а доблесть и мужество не определяются предпочитаемой маркой сигарет».
Многие из обследованных учащихся начальной школы считают сбор бутылок, «работу» вокруг торговых ларьков более перспективным делом, чем учеба. Образ «бизнесмена», с которым было принято связывать такие черты, как индивидуализм, накопительство, мещанство, бесчеловечность и другие, «чуждые социалистическому образу жизни», становятся своеобразным фетишем. Причем и реализуется он в тех же искаженных формах, которые были надуманно созданы старой моралью.
Исследования,
проведенные петербургским
Значительно снизился интерес к техническим профессиям и увеличился к профессиям гуманитарного направления.
Объединяя все сказанное выше можно сделать вывод, что образование на данный момент теряет свои позиции, как отрасль, влияющая на умы и мировоззрение подрастающего поколения. Подростки делают выбор профессии на основе заработной платы, которую они будут там получать, а то что может их ждать в выбранной ими сфере, даже не интересует их.
В последние
годы появились реальные новые возможности
самоутверждения личности, где не
требуется высокого уровня образования.
Для многих молодых людей эти
пути кажутся достаточно привлекательными,
хотя, как правило, они не ведут
к настоящему успеху и негативно
сказываются на раскрытии творческого
потенциала личности. С каждым годом
усиливается ощущение духовной пустоты,
бессмысленности, бесперспективности,
временности всего
Тревожным
симптомом обесценивания знаний
является понижение профессионального
уровня работающего населения, а
также падение культурного
Среди этих
проблем можно указать на резко
возросшую необходимость для
каждого человека более адекватного
представления о себе и своем
месте в обществе в кризисной
ситуации. Новая ситуация такова, что
она не просто заставляет людей переучиваться,
но часто требует изменения
Многие вузы, другие учебные заведения идут по пути коммерциализации, заметно снижая уровень подготовки кадров. Все эти и ряд других причин ставят проблему кризиса в системе образования.
Однако наряду с указанными тенденциями отмечаются и некоторые позитивные перемены. К ним можно отнести появление гибкости в системе государственного образования, которая прежде всего сказалась в изменении содержания дисциплин, появлении новой парадигмы в отношениях вуз - преподаватель - студент, возникновении новых педагогических технологий, спектра методов и приемов обучения.
Следует отметить и появление совершенно новых для нашей социальной жизни феноменов - альтернативных, негосударственных форм образования, уже сегодня охвативших все виды образования от самых низких (дошкольных) до вузовского и поствузовского обучения. Это явление уже реально создало рынок образовательных услуг, который включает, по сути, самые разнообразные формы образования, создавая между ними реальные конкурентные отношения, особенно по наиболее популярным специальностям (экономика, юриспруденция, менеджмент и т.п.). Эти явления, разумеется, носят не только позитивный характер. Их существование, очевидно, породило новые черты в системе образования, они побуждают его к саморазвитию, освобождению от тех окостеневших черт, которые сдерживали развитие образования ранее.
Изменение системы образования повлекло за собой, с одной стороны позитивные, а с другой негативные результаты. К позитивным результатам относится появление новых методов в образовании, новых материалов, доступность актуальной и правдивой информации, для тех кто учится. Негативные черты – это недоступность высшего образования большинству молодых людей, так как образование сейчас стоит больших денег, а бесплатных мест с каждым годом остается все меньше и меньше. В связи с невыплатой заработной платы начался отток кадров из сферы образования, что, безусловно, скажется на качестве образования получаемого учащимися и студентами.
Проблема образования особенно важна на данный момент, так как России необходимы квалифицированные кадры для выхода из сложившегося положения.
Заключение
В условиях
социально-экономических и
Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.
В силу этого,
внимание к молодежи, ее социальным
проблемам должно быть резко усилено.
Определение средств, форм и методов
работы с молодежью находится
в прямой зависимости от знания экономических,
возрастных, психологических и социальных
особенностей данной группы населения,
ее социального статуса, проблем
и основных тенденций развития молодежной
субкультуры в современных