Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:41, курсовая работа
Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.
Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.
Введение ------------------------------------------------------------------- 2
Стратегия государственной молодежной политики в
Российской Федерации ------------------------------------------- 4
Поддержка и развитие молодежного предпринимательства
в научно-технической, инновационной и производственной сферах ----------------------------------------- 9
Организация и развитие системы научно-
исследовательской работы студентов ----------------------- 11
Заключение -------------------------------------------------------------- 14
Список литературы---------------------------------------------------- 16
В этой связи приоритетными направлениями настоящей Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях.
Условия, необходимые для реализации стратегии для достижения целей и решения задач, определяемых Стратегией, требуется создание организационно-правовых и материально-финансовых условий.
Для реализации Стратегии необходимо формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций.
В целях обеспечения эффективной реализации мер государственной молодежной политики необходимо установить систему критериев и показателей оценки ее результативности, которая должна показывать взаимосвязь между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Разработка такой системы потребует модернизацию государственной статистики в области государственной молодежной политики, в частности - разработку и пересмотр сложившихся требований и параметров информации, характеризующей положение молодежи в основных сферах социально-экономической жизни России.
Мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться из следующих основных источников:
- федеральный бюджет;
- бюджет субъекта Российской Федерации;
- внебюджетные средства.
Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.
К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.
В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
2. Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах
За последние годы происходят благоприятные изменения в экономике и социальной сфере. Улучшается инвестиционный климат, успешно формируется потенциал внутренних ресурсов, создаются условия для эффективной работы малого предпринимательства, которое за последнее десятилетие сформировалось как сфера экономики и в настоящее время играет важную роль в социально-экономическом развитии.
Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоёмким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствование управления путём нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.
Созданы значительные предпосылки для развития инновационной деятельности: страна обладает многопрофильными научными, научно-производственными, научно-образовательными комплексами, которые состоят из отраслевых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, малых научно-производственных предприятий. На их базе создаётся огромное количество собственных научно-исследовательских разработок.
Перспектива устойчивого экономического роста неразрывно связана с развитием малого предпринимательства. В целях развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства создаются «центры развития предпринимательства».
В целях объединения науки и малого предпринимательства создаются «Инновационно-технологические центры». Основная цель «ИТЦ» - развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на основе программ и механизмов, реализуемых правительством, интеграции высшего образования, науки, промышленности, предпринимательства для осуществления комплексного подхода к развитию малого и среднего бизнеса. Главная задача, которая стоит перед Центрами - развитие инновационной деятельности регионов на основе научно-технических разработок. Здесь предоставляются возможности для молодежи реализовать свои идеи.
Создаются Центры нанотехнологий, которые будут обеспечивать предприятия промышленности новейшими разработками в сфере нанотехнологий.
Есть идея создания Центра интеллектуальной собственности, в подразделениях которого будут и патентование, и банк данных талантливых людей. Начать работу в этом направлении необходимо с создания банка данных талантливых школьников - победителей олимпиад.
В качестве главного результата реформ можно считать то, что в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. В деятельности Центров появится новое направление - инновационная деятельность, в рамках которой создается банк изобретений, экспертная группа по направлениям для отбора изобретений, экспериментальная площадка для изготовления опытных образцов и проведения экспертизы изобретений, банк заказов предприятий и организаций на усовершенствование и разработку новых технологий на производствах.
В последнее время государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, развитию малого наукоёмкого бизнеса особое внимание уделяет ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными предприятиями и большой наукой, и с этой целью отдает предпочтение таким проектам, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах. В рамках программы «Интеграция академической науки и высшей школы» Фонд начал финансировать те проекты, в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные предприятия.
Начаты и успешно развиваются интеграционные программы с РАН и РАМН, в результате которых институты государственных академий получают на крайне выгодных для себя условиях выпускаемые малыми инновационными предприятиями новейшие научные и диагностические приборы, многие из которых не уступают мировому уровню.
С 2004 года в соответствии с решением наблюдательного совета Фонд начал реализацию новой программы «СТАРТ» - по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование. Основная цель программы - содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований. При этом предполагается, что для реализации этой задачи 6удет образована наукоемкая компания, или новые товары и услуги создадут новую нишу высокотехнологичного производства существующего малого предприятия.
Одна из характерных особенностей малых инновационных предприятий при университетах и академических институтах - это небольшое число работников на постоянной основе по сравнению с числом привлекаемых по трудовым контрактам студентов, аспирантов.
3.Организация и развитие системы
научно-исследовательской работы студентов
Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.
Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:
- обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
- осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному труду;
- создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;
- расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;
- отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;
- формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;
- формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях любых организационно-правовых форм; приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;
- подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;
- повышение массовости и эффективности НИРС путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;
- поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;
- развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.
В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:
- повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;
- участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;
- подержание и развитие научных школ вузов в русле преемственности поколений;
- предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;
- привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;
- расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;
- повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;
- содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;
- активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС.
Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:
- учебно-исследовательская работа по учебным планам;
- включение элементов НИР в учебные занятия;
- дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
- индивидуальные научно-исследовательские
работы студентов, т.е. участие студентов
в разработке определенной проблемы под
руководством конкретного научного руководителя
из числа профессорско-
- выполнение НИР на практиках;
- подготовка научного реферата на заданную тему;
- студенческие научные кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические отряды, студенческие конструкторские бюро;
- проведение студентами грамотного патентного поиска;
- получение студентами патентов и авторских свидетельств;
- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
- привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты);
- участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня, стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;
- организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
- научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих вузов.
Хочется надеяться, что предоставление финансово-экономической самостоятельности государственным образовательным учреждениям среднего и профессионального образования будет ставить перед их руководством цели и задачи, позволяющие на качественно ином уровне решать проблемы привлечения молодого поколения к участию в инновационных проектах, тем самым способствовать возрождению и дальнейшему развитию творческой, инновационной активности российской молодежи.
Информация о работе Молодежь как инновационный потенциал Российского государства