Молодая семья в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Ее социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует.

Работа содержит 1 файл

Реферат молодая семья в соц.работе.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
>      - общее взаимодействие отдельных видов служб семьи при необходимости в конкретных случаях [2, с.128-130].

      Подобная  многосторонность деятельности служб  отражает специфику проблем молодой  семьи, а также насущную потребность  и  необходимость в ней практически каждого человека, заинтересованных в постоянстве благоприятных семейных, супружеских отношений. 

      Основными ведущими направлениями в развитии службы семьи в целом становятся социально-психологические виды семейных служб. В учебнике «Помощь молодой семье» выделяют следующие службы:

      - социальной, нравственной, психологической,  педагогической, санитарно-гигиенической и интимно-личностной подготовки молодежи к браку;

      - психологической и педагогической  помощи уже сложившейся семье,  куда входят консультации по  вопросам психологических отношений  между супругами;

      - индивидуальные медико-сексологические и психотерапевтические консультации;

      - повышение коммуникабельности; умение  сотрудничества, взаимодействия, культуры  общения [2, с.152].

      Таким образом, служба семьи становится новым  каналом, или источником информации, с помощью которого передается актуальный и прогрессивный опыт решения семейных проблем, развитие и совершенствование внутрисемейных взаимоотношений.

      Также, оказать помощь и поддержку молодой  семье в решении многочисленных проблем может социальный работник. Для того чтобы молодая семья могла полноценно реализовать предписываемые обществом функции, социальная работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию социализирующего потенциала.

     Конкретное  содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными  особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, Басов Н.Ф. выделяет три основных направления социальн6ой работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое [5, с.62].

     1. Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем.

     Диагностика семьи – трудный и ответственный  процесс, который требует от социального  работника соблюдения следующих  принципов:

     - объективность, взаимодополняемость  и проверка получаемой информации;

     - клиентоцентризм (отношение к  проблеме в соответствии с  интересами клиента);

      - конфиденциальность, адекватность  методов и методик;

     - соблюдение права клиента на  невмешательство в частную жизнь  и умение предвидеть возможные  варианты его реакции на предлагаемые действия [5, с.62].

     Таким образом, социальная работа в молодой  семье направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Также одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

 

      Заключение

     Изучив  данную проблему, проанализировав и  сравнив точки зрения исследователей и авторов различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:

     1. Семья является компонентом социальной структуры любого общества, выполняющим многие социальные функции и играет важную роль в общественном развитии, а также является одним из тех социальных формирований, которое оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех ее сферах: от экономики до духовной культуры. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. Поэтому сейчас, в первую очередь, огромное внимание уделяется становлению и развитию молодой семьи.

     2. На своем жизненном пути молодой семье приходится сталкиваться с различными трудностями в повседневной жизни. Даже при самых хороших отношениях между супругами могут возникать ссоры и конфликты, поэтому они должны овладеть культурой спора и разрешения конфликтов. Супруги не должны забывать об уважении друг к другу, им необходимо научиться слушать и понимать друг друга, а также уметь уступить и пойти на компромисс. Но бывают такие жизненные ситуации, с которыми молодая семья не в состоянии справиться самостоятельно, в такие моменты она нуждается в посторонней помощи. Необходимую помощь молодая семья может получить от социального работника, работа которого направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни. Также существуют различные службы семьи, которые регулируют брачно-семейные отношения в рамках социальной работы с семьей, обеспечивают оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

 

Список  литературы

     1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н.Гуров. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 320с.

     2. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). – М.: Мысль, 1987. – 203с.

     3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2002. – 416с.

     4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.

     5. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.:  Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.

     6. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

     7.Технология социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 400с.

     8. Энциклопедия молодой семьи / Белорус. Сов. Энцикл.; Редкол.: Г.И. Герасимович и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БелСЭ, 1991. – 703с.

Информация о работе Молодая семья в социальной работе