Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:37, контрольная работа
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, всегда актуальной и заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные понятия и аспекты семьи………………………………
Семья как социальный институт……………………………………………
Функции семьи…………………………………………………………………
Семья как малая группа. Психологический климат семьи………………
ГлаваII. Современная семья и ее проблемы. Студенческая семья………………
2.1 Молодая семья……………………………………………………………………
2.2 Студенческая семья………………………………………………………………
Основные проблемы современного брака………………………………………
Заключение………………………………………………………...............................
Список используемой литературы…………………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Филиал
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный инженерно-
Контрольная работа по дисциплине: Социология
По теме: «Молодая семья, ее проблемы.
Студенческая семья».
Выполнил студент
I курса заочного отделения
Специальность «Бухгалтерский
анализ и аудит»
Абанина Юлия Николаевна
Группа Бс-11
Адрес: Вологодская область,
г. Тотьма, Малый переулок дом 12
Проверил работу преподователь:
Говорухина Ю.М.
Вологда
2011 г
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные
понятия и аспекты семьи………………………………
ГлаваII. Современная
семья и ее проблемы. Студенческая семья………………
2.1 Молодая
семья…………………………………………………………………
2.2 Студенческая
семья………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………………
Введение.
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, всегда актуальной и заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Целью
данной работы является изучение семьи
как объекта исследования с определением
на теоретическом уровне ее основных
проблем.
Глава
I. Основные понятия
и аспекты семьи
1.1
Семья как социальный
институт
Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей.
Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы.
Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали социальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.
С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это официально оформленные супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей, от того, что им заблагорассудится.
Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются:
1) вступление в брак – образование семьи;
2)
начало деторождения –
3)
окончание деторождения –
4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5)
прекращение существования
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандарты поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.
На
первых этапах развития общества отношения
между мужчиной и женщиной, старшими
и младшими поколениями регулировались
племенными и родовыми обычаями, базировавшиеся
на религиозных и нравственных представлениях.
С возникновением государства регулирование
семейной жизни приобрело правовой характер.
Юридическое оформление брака налагало
определенные обязанности не только на
супругов, но и на государство, санкционирующее
их союз. Отныне социальные контроль и
санкции осуществляло не только общественное
мнение, но и государственные органы.
1.2
Функции семьи
Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.
Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Чтобы население страны не уменьшилось в каждой семье должно быть не менее 3-х детей. К сожалению, в настоящее время население России ежегодно сокращается примерно на 1 млн. человек.
Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России не осуществляется даже простое воспроизводство населения.
Общественная ценность семьи состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье – большой ежедневный труд, и физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.
Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье супружеской и родительской любви.
К другим функциям семьи относятся:
1)
хозяйственно-бытовая –
2)
экономическая – получение
3)
сфера первичного социального
контроля – моральная
4) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
5)
социально-статусная –
6)
досуговая – организация
7) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Информация о работе Молодая семья, ее проблемы. Студенческая семья