Модели и методы принятия и реализации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение моделей и методов принятия и реализации управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
Изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
Определить критерии эффективности управленческих решений.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по методологии.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

В состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены

  • своевременность представления проекта решения;
  • степень научной обоснованности решений;
  • многовариантность расчетов;
  • применение технических средств;
  • ориентация на изучение и использование прогрессивного отечественного и зарубежного опыта;
  • расходы, связанные с разработкой проектов решений;
  • численность занятых в разработке решений;
  • стоимость и сроки реализации проекта;
  • количество соисполнителей на этапе разработки решений;

     — использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов решений;

     — степень риска в реализации решений и др. [9, c. 121]

Отмеченное относится, прежде всего, к управленческим решениям перспективного характера, связанным с кардинальными изменениями в организации.

Количественная оценка эффективности управленческих решений во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, которые заключаются в следующем

  • управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;
  • фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;
  • реализация решений сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;
  • результаты реализации решений проявляются опосредованно через деятельность коллектива организации в целом, в котором можно выделить долю затрат труда управленческого. Таким образом, отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которые направлено управленческое воздействие;
  • из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказывающих влияние в прошлом, хотя в будущем они могу не проявиться;
  • затрудняет оценку эффективности решений и временной фактору поскольку их реализация может быть как оперативной, так и развернутой во времени. Динамизм хозяйственной жизни может привносить нюанс в совокупности искажающие величину ожидаемой результативное: решений;
  • затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действия и взаимодействия отдельных работников.

При расчете экономической эффективности УР методологически трудно достоверно определить стоимость прибавочного продукта, полученного в результате реализации УР.

Реализованное в виде информации УР непосредственно не выражается в материально-вещественной форме, поэтому для измерения (оценки экономической эффективности используется несколько косвенных методов).

 

Заключение

Деятельность  любой организации состоит из двух неразделимых процессов: процесса управления, который заключается в реализации функций планирования, организации деятельности, мотивации, контроля, и управляемого процесса, который состоит из множества взаимосвязанных операций, направленных на достижение целей организации.

Процесс управления — это деятельность руководителей и административного аппарата, состоящая в реализации функций управления организацией с целью обеспечения максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса. Управляемый процесс— это совокупность функциональных процессов (производство, маркетинг, финансы, работа с персоналом, исследования и разработки), связанных с производством продукции или оказанием услуг организации.

Цель  управления состоит в обеспечении  максимальной или требуемой эффективности управляемого процесса и достигается путем выработки и осуществления управляющих воздействий, которые представляют собой действия руководителей, направленные на изменение управляемых факторов внешней и внутренней среды организации.

Управляющие воздействия суть реализация управленческих решений, которые рассматриваются как выбор руководителем цели управления и выбор значений управляемых факторов, обеспечивающих достижение этой цели. К управляемым относятся такие факторы, значения которых руководитель может изменять по своему усмотрению. Они формируются из трех групп факторов, влияющих на эффективность операций: качество ресурсов, способы применения ресурсов и условия применения ресурсов организации.

Существуют  различные основания для построения типологии управленческих решений. Так, по степени разработки выделяют запрограммированные и незапрограммированные решения. По степени обоснования управленческие решения можно разделить на интуитивные, логические (или основанные на суждениях) и рациональные. В зависимости от возможности реализации выделяют два типа решений — допустимые и недопустимые. И наконец, по степени достижения цели любое решение можно рассматривать как неразумное, удовлетворительное или оптимальное.

Процесс принятия управленческих решений находится  под влиянием большого числа факторов, которые можно разделить на две  большие группы: личностные (субъективные) и ситуационные (объективные) факторы. Личностные факторы условно разделяют на три уровня: психические процессы, психические состояния и психические свойства (общие и индивидуальные). В структуре индивидуальных свойств можно выделить два фактора, играющих специфическую роль именно в процессах принятия решений, — система предпочтений и уровень притязаний личности. К числу ситуационных относятся факторы внешней и внутренней среды организации, которые выступают в роли ограничений, переменных (параметров) или возмущающих воздействий, влияющих на принятие управленческих решений.

Подавляющее большинство управленческих решений  принимается в условиях неопределенности, которая служит причиной риска в деятельности организаций. Неопределенность в процессе принятия решений понимается как наличие нескольких возможных исходов альтернатив и возникает в силу влияния неопределенных факторов, которые различаются по двум основным признакам. По источнику неопределенности можно выделить факторы личностной неопределенности и факторы неопределенности среды, включающей поведенческую и природную неопределенность. По природе неопределенности выделяют случайные и неслучайные факторы. 

Список  использованной литературы

1. Смирнов  Э.А. Управленческие решения / ЭА Управленческие решения. –  Москва: ИНФРА М, 2001. – 264с.

2. Мескон  А. Основы менеджмента: перевод с англ. / А. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва: Дело, 1992. - с.702.

3. Бусыгин  А.В. Эффективный менеджмент / А.В.  Бусыгин. – Москва: Финпресс, 2000. –1056 с.

4. Кузнецов  Ю.В. Основы менеджмента / Ю.В.  Кузнецов, В.И. Подлесных. – Санкт-Петербург: ОЛБИС, 1997. –192 с.

5. Кабушкин  Н.И. Основы менеджмента / Н.И.  Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2004. – 336 с.

6. Брасс  А. А. Основы менеджмента / А.А.  Брасс. – Минск, 2000.-250 с.

7. Фатхутдинов  Р.А. Разработка управленческого решения/ Р.А. Фатхутдинов. - Москва, 1997.- 200 с.

8. Карданская  Н.Л. Основы принятия управленческих  решений/ НЛ Карданская. – Москва: Русская деловая литература, 1998.- 200 с.

9. Цычичко  В.Н. Руководителю – о принятии решений / В.Н. Цычичко. - Москва, 1996 - 356 с.

Информация о работе Модели и методы принятия и реализации управленческих решений