Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:45, реферат
Категорией «человечество» социология, философы, идеологи, политики пользуются уже достаточно давно. Но только к концу XXвека идея глобального сообщества и тенденция, которая приводит к созданию такого сообщества, а именно процесс глобализации, стали ведущими мотивами социологической теории. В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.
Мировая система и процессы глобализации
Категорией «человечество» социология, философы, идеологи, политики пользуются уже достаточно давно. Но только к концу XXвека идея глобального сообщества и тенденция, которая приводит к созданию такого сообщества, а именно процесс глобализации, стали ведущими мотивами социологической теории. В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, которое представляет собой единуюмировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Европейцы стали пионерами новой формы «исторической системы». Международная торговля превратилась в господствующий фактор развития. Вскоре и капитализм стали определять как экономическую ориентацию на мировой рынок в целях получения дохода. Сложилось понятие «мировая капиталистическая экономика» - единая мировая система, вовлеченная в производство для продажи и обмена в основном с целью увеличения прибыли, а не обеспечения народа. Теперь эта система регулирует направление развития отдельных стран. Мировая экономическая система - это совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Это понятие шире понятия «мировая капиталистическая экономика», поскольку включает в себя страны с капиталистическим и некапиталистическим хозяйством, но менее широко, чем понятие «мировая система». Мировая капиталистическая экономика - высшая и последняя форма мировой экономической системы, существующая почти 500 лет. К мировым экономическим системам следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60-80-е гг. XX в. входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. Между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках созданного в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В широком смыслемировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Итак, на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы -мировые империи(множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы(страны, развивающие сходную экономику, но политически не объединенные в одно государство). Глобализация мира - объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности, сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И, наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира. Понятие «глобализация» прочно вошло в лексикон не только ученых, но и в повседневный язык. Появились термины, родственные этому понятию, имеющие подчас юмористический или даже негативный, уничижительный подтекст: макдонализация, кока-колизация, американизация, вестернизация, культурный империализм. На рубеже XX-XXIвв. появляется движение антиглобализма, выражающее себя в формах протеста, иногда беспорядков и насилия в Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Давосе, Генуе. В настоящее время еще не проявились
в полной мере все аспекты глобализации,
не стали очевидными все последствия
этого сложного процесса. Можно говорить
лишь об определенных тенденциях: Формирование
единого информационного В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов. При этом сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами. Жители сельских областей, которые до сих пор не имели шансов изменить свое социальное окружение, сегодня могут найти партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. В связи с этим некоторые социологи говорят о феномене «глобальной деревни», имея в виду типично сельскую открытость и простоту общения участников подобных коммуникаций. Впрочем, другие социологи считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения «телеполиса». Массовое использование Значительные изменения Важнейшая тенденция
глобализации - усиление экономической интеграции,
развитие новых форм транснационального
бизнеса, контролирующего мировые финансовые
и информационные потоки. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры, на процессы создания, потребления и распространения культурных ценностей. С одной стороны, глобализация способствует ускорению «социодинамики культуры» (А. Моль). Время цикла производства и потребления культурных ценностей резко сокращается, что приводит увеличению объема информации, получаемой индивидом, расширению его кругозора. Благодаря новым информационным технологиям существуют виртуальные музеи, библиотеки, картинные галереи, концертные залы, которые дают возможность познакомиться с шедеврами культуры независимо от места, где находятся эти шедевры и сам человек. Глобализация ускорила интенсивность культурных обменов, сняла практически ограничения на перемещение из страны в страну выдающихся личностей, талантов, гениев, результаты творчества которых становятся достоянием всего человечества. Созданы предпосылки для выхода культуры за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований. Но с другой стороны, глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства. Сегодня по уровню образования, обеспеченности персональными компьютерами на душу населения, наличию личных библиотек, частоте посещений различных учреждений культуры, доле средств, выделяемых из бюджета, и т.д. страны «золотого миллиарда» на порядок опережают страны-аутсайдеры. В Африке большая часть населения не пользуется даже телефонами в силу неразвитости телефонных сетей. Интернетом в Африке пользуется один человек из 9 тыс., в России 8,2. млн (7% населения), в США – 240 млн. Практически ни одна из стран «третьего мира» (кроме Индии) не имеет собственного национального кинематографа, национального театра и т. д. Глобализация углубила различие и в темпах культурного развития между странами-лидерами и аутсайдерами. Если раньше показатели уровня человеческого потенциала постепенно сближались, что рождало определенный оптимизм у тех, кто принадлежал к «третьему миру», то теперь надежда на то, что страны-аутсайдеры в обозримой исторической перспективе смогут сблизиться со странами-лидерами, практически угасла. Глобализация реанимировала Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между народной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух культур, но и Культуры как таковой, которая сегодня воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода, а как средство, способствующее достижению жизненного успеха и материального благополучия. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества. Однако победа массовой культуры, этого уродливого детища XXв., это, по мнению Т. Адорно, победа безликости и ангажированности, Последствия этой победы могут быть серьезными, во многом непредсказуемыми и негативными. Массовая культура это некий эрзац, заменитель, рассчитанный на удовлетворение невзыскательных вкусов плохо образованной части населения. Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности. По мнению Н. Н. Федотовой, «даже экономические проблемы отходят на второй план в сравнении с невозможностью для представителей основных социальных групп найти приемлемый для себя ответ на вопрос «Кто мы такие» (Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации //Человек. – 2003. - № 6). Индивид перестает идентифицировать себя с цивилизацией, с культурой нации, с «малой Родиной», с исторической эпохой, что приводит к дестабилизации общественной системы, росту социальной напряженности, внешней и внутренней уязвимости, конфликтогенности, что не способствует сохранению суверенитета и территориальной целостности стран. Мир, возникающий в результате глобализации, это монокультурный мир, отличительной чертой которого является отсутствие развития, что таит в себе огромную опасность. Нанесен мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур. Глобализация ведет к В процессе глобализации исчезает многообразие
типов культурного Средствами, с помощью которых осуществляется культурная экспансия, выступают кино, телевидение, музыка, Интернет. Сегодня 85% наиболее посещаемых фильмов – американские (а в таких странах, как Великобритания, Бразилия, Египет, Аргентина, - 100%). Американское влияние распространяется благодаря господству в мировой науке. После обучения в США иностранные студенты (а их около 450 тыс.) становятся проводниками американских идей, образа жизни. Речь идет, и это не скрывают западные идеологи, об информационной войне, в ходе которой навязывание ценностей американской культуры осуществляется сознательно. Альтернативой культурной экспансии
США в какой-то мере, на наш взгляд,
может стать политика информационного
контрнаступления Китая. На фоне роста
экономической мощи и политического
влияния в КНР национальная культура
воспринимается как инструмент сохранения
национальной идентичности в условиях
глобализации. Китайские власти официально
провозгласили, что традиционная культура
становится частью национальной мощи
Китая, обеспечивающей стране не только
аргументы для внешней Кроме того, «китайский язык построен на иероглифике, а не на фонетике, и поэтому вытеснение родной лексики почерпнутыми из Интернета «англицизмами» вряд ли серьезно угрожают ему» (Кузык Б. Н., Титаренко М. Л. Китай – Россия – 2050: стратегия соразвития. - М., 2006. – С. 417.). Таким образом, многие социологи, философы,
политики отмечают противоречивыйхаракте В связи с этим некоторые эксперты и аналитики ставят вопрос о необходимости демократизации международных отношений, создания мировой системы сдержек и противовесов, развития сети негосударственных организаций, экологических и пацифистских движений как основы «глобального гражданского общества», «космополитической демократии». Подобные международные объединения граждан могли бы оказывать давление на институты транснационального бизнеса, требовать от корпораций соблюдения принципов социальной ответственности, спасения окружающей среды, решения других общечеловеческих проблем. |