Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 09:52, реферат
Актуальность исследования. Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.
Актуальность исследования. Современная ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, как следствие процесса реформирования, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.
Игнорирование социального аспекта на протяжении всего периода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, резкий рост заболеваемости «социальными болезнями», снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи. Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований.
Выход из данной ситуации видится в стремлении освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения.
Социальная
стандартизация становится новой сферой
регламентации важнейших
С учетом вышеизложенного тема исследования контрольной работы представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения.
В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в РФ», «О минимальном потребительском бюджете в РФ», «О минимальной заработной плате в РФ», «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как: уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д.
Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики.
Актуальность и неразработанность многих теоретико-методологических положений социальной стандартизации и их практическая значимость определили выбор темы моего исследования.
Информационная
база. Информационную базу работы составили
Конституция РФ, федеральные законы
и проекты федеральных законов,
статистические материалы ООН ИРЧП (Индекс
развития человеческого потенциала), работы
С.В. Калашникова и статьи, расположенные
в сети Интернет.
Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся различного рода индексы и стандарты. Количественные социальные показатели имеют не только сравнительное значение и несут функцию нормативов социальной политики, но и являются ориентирами качественного развития и задающими уровни структуры факторами.
Одним из наиболее используемых интегральных количественных показателей является принятый в системе ООН индекс развития человеческого потенциала.
Индекс
развития человеческого потенциала
(Human Development Report, ИРЧП) - индекс для сравнительной
оценки бедности, грамотности, образования,
средней продолжительности
При
подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
·
Средняя продолжительность предстоящей
жизни при рождении (СППЖР) - оценивает
долголетие.
·
Уровень грамотности взрослого
населения страны (2/3 индекса) и совокупная
доля учащихся (1/3 индекса).
·
Уровень жизни, оценённый через
ВВП на душу населения при паритете
покупательной способности (ППС) в долларах
США.
В настоящее время по данному индексу возможно сравнение большинства стран мира. В течение последних лет среди 174 стран мира Россия занимает 71 место (табл. 1, 2). В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 - 114, в 2004 - 57, в 2005 - 62 с индексом 0,795, в 2006 - 65 с индексом 0,797, в 2007 году - 67 место с индексом 0,802. (Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году на самом деле относятся к 2007).
Помимо
интегральных показателей качества
жизни, в практике социального управления
важное значение имеют конкретные индикаторы
развития отдельных составляющих социальной
сферы. К таким индикаторам прежде
всего следует отнести:
-
прожиточный минимум;
-
среднедушевой доход;
-
размеры социальных выплат, пенсий,
стипендий, заработной платы;
-
индекс потребительских цен;
-
уровень безработицы;
-
коэффициент Джини (
-
минимальная заработная плата;
-
первый разряд единой тарифной
сетки (ЕТС);
-
пенсионный возраст;
-
ставка единого социального
-
доля коммунальных платежей по
отношению к суммарным доходам.
Этот перечень можно было бы существенно расширить, поскольку, с одной стороны, каждое направление социальной политики может быть конкретизировано более частными нормативами, а с другой, существует тенденция, еще со времен СССР, подменять принципиальные, характеризующие реальную социальную политику, определяющие и позволяющие контролировать ответственность государства показатели на технические индикаторы.
Примечательно, что тактику подмены реальных социальных параметров среднестатистическими техническими показателями с начала 90-х годов и до сегодняшнего дня успешно использует Правительство Российской Федерации, всячески блокируя закон «О государственных минимальных социальных стандартах», внося в его проект в случае усиливающихся требований к его принятию чисто технические нормативы.
С
позиции социального
В первом случае отсутствуют реальные критерии успешности социальной политики и исчезают ориентиры социальной деятельности государства. Во втором случае социальная деятельность государства приобретает конкретную направленность и становится доступной для контроля со стороны общества.
Примером
технических социальных стандартов,
принятых еще Постановлением Госплана
СССР 1988 г. «О разработке социальных норм
и нормативов», могут быть:
-
количество коек в больничных
учреждениях на 10 тыс. жителей;
-
число жителей на одну аптеку;
-
число дошкольных учреждений
на 1000 детей дошкольного возраста;
-
наполняемость классов в
-
число мест в клубных
-
число экземпляров книг, газет,
журналов на одну семью;
-
обеспеченность населения
-
потребление населением
Реальный перечень технических социальных стандартов был огромен, поскольку каждые категории детализировались по позициям до отдельного предмета. Определялось, сколько должно приходиться на семью или человека сахара, картофеля, арбузов, носков, утюгов, телевизоров. И так по всем категориям товаров и услуг.
Нетрудно заметить, что при всей важности технических социальных стандартов они ни в коей мере не определяют содержание социальной политики. Можно и нужно бороться за количество коек в больнице, обеспеченность семей жильем и количеством библиотек на 10 тыс. населения, но сами эти показатели ничего не говорят о качестве медицинского обслуживания, реальной возможности получить жилье и реальной потребности людей к посещению библиотек.
По сути технические социальные показатели имеют только ограниченные задачи учета. Попытка считать их целями социальной политики является экономическим редукционизмом представлений о социальном или желанием уйти от решения реальных социальных проблем.
Социальные
стандарты являются ориентирами
при выработке социально-
В
установлении государственных социальных
стандартов существует два подхода, в
соответствии с которыми государственные
социальные нормативы разделяются на
две группы. Первая - это стандарты, ориентированные
на обеспечение минимальных социальных
гарантий. К ним относятся:
-
прожиточный минимум различных категорий
населения;
-
минимальный размер оплаты
-
ставка первого разряда единой
тарифной сетки;
-
минимальный размер пенсий;
-
минимальные значения ряда
-
нормы обеспечения бесплатными
образовательными и медицинскими услугами;
-
нормативы социального
Ко
второй группе относятся «рациональные»
или средние стандарты, являющиеся
индикаторами реально сложившейся социальной
ситуации и нормами социального благополучия.
К этой группе стандартов относятся, например:
-
средняя заработная плата;
-
средний размер пенсий;
-
средняя обеспеченность жильем;
-
среднедушевой доход;
-
средние значения показателей качества
жизни.
В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей.
Различия
между стандартами первой и второй
групп заключаются в их разном предназначении.
Минимальные
социальные стандарты являются государственными
гарантиями выживания людей. Закон
«О прожиточном минимуме в Российской
Федерации», принятый в 1997 г., определяет,
что прожиточный минимум
Информация о работе Минимальные социальные стандарты в мировой практике