Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:51, доклад
Под миграцией населения1 (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Согласно определению, данному видным ученым-географом В.В. Покшишевским (1978), под миграциями населения «следует понимать любые его перемещения, связанные с переменой места проживания (изменение государства, области или населенного пункта, в котором живет то или иное лицо, семья или другая более обширная общность людей)». Таким образом, в качестве главного признака миграционной подвижности населения выступает территориальный, а следствием миграций является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к миграциям правомерно относить и широко распространенные в крупных городских агломерациях так называемые «маятниковые миграции», связанные с ежедневными поездками на работу и домой из пригородов в города и обратно. Эти поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывают существенное влияние на формирование местных систем расселения.
К другим признакам миграции относят функциональный, по которому ее можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (то есть связанную с туризмом и отдыхом), служебные командировки.
По временно’му признаку выделяются вре’менная, или возвратная (маятниковая, сезонная), и постоянная, или безвозвратная (переселение), миграции. По направлению миграционных потоков их делят на внешние (межконтинентальные и межгосударственные) и внутренние (межрайонные, внутрирайонные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также реэмиграция, или репатриация (возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город (и обратно), из одного региона (субъекта Российской Федерации) в другой. Внутренние сезонные миграции, как правило, усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень), когда повышается спрос на рабочую силу в сельской местности, или во время летних отпусков. В последние годы заметно возросло также число российских граждан, выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция населения делится на организованную, то есть осуществляемую при участии и с помощью государства, и неорганизованную (самодеятельную). Организованная миграция широко использовалась в практике хозяйственного строительства в СССР. Так, в 50—60-е годы ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше 1,5 млн человек) были направлены на освоение целинных и залежных земель в регионах Северного Казахстана и Южной Сибири. В плановом порядке осуществлялась мобилизация рабочей силы для крупнейших строек страны — сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа, других промышленных объектов, возводимых в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Одновременно формировались миграционные потоки из РСФСР в республики Средней Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных кадров для работы на действующих промышленных предприятиях. Такая миграционная политика наряду с положительными имела и отрицательные последствия, поскольку из-за недостаточной приживаемости мигрантов увеличивался отток части населения из районов нового освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают принудительные миграции, связанные с насильственным переселением людей в период сталинских репрессий 30—50-х годов и c депортацией целых народов из мест их постоянного проживания главным образом в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке подверглись сотни тысяч раскулаченных крестьян, в период Великой Отечественной войны с родных мест было переселено более 1 млн немцев, а в конце войны насильственному выселению подверглись калмыки, народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы, карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы, другие народы. В последующем многие из них были возвращены на свою историческую родину, однако полностью восстановить ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало ряд межнациональных конфликтов.
По причинам переезда на новое место жительства миграции условно можно подразделить на экономические, или трудовые, связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни, политические, вызванные изменением государственных границ, дискриминацией отдельных групп населения, религиозные, семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового выезда населения из страны по политическим мотивам является эмиграция в годы Гражданской войны (1917—1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов, выехавших из бывшего СССР по разным причинам (в том числе политическим, семейным и др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона о миграции вводит также понятия вынужденная миграция — перемещение людей с целью поиска убежища — и незаконная миграция, под которой понимается въезд в Российскую Федерацию, транзитный проезд через страну, пребывание в ней и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением дейст
На сером фоне —
численность мигрантов в
По данным Госкомстата
России
Таблица 3
Коэффициенты
миграционного прироста
по федеральным округам Российской Федерации
(миграционный прирост за год на 10 тыс.
населения)
|
По данным Госкомстата России
Наибольший отток
населения наблюдается из Дальневосточного
региона. За 90-е годы он превысил 840 тыс.
человек (11% всех жителей). Из Северного
экономического района за тот же период
выехало более 300 тыс. человек (5%), из Восточной
Сибири — свыше 180 тыс. человек (2%).
Среди субъектов Российской Федерации
наиболее быстрыми темпами за счет миграционного
оттока сокращается число жителей Чукотского
автономного округа и Магаданской области,
которые уже потеряли почти половину своего
населения; Камчатской области (около
1/5 всех жителей); Сахалинской
и Мурманской областей, Республики Коми
(свыше 1/10 населения).
Приток населения на российском Севере
в отдельные годы имели лишь Ямало-Ненецкий
и Ханты-Мансийский автономные округа
в Западной Сибири, где получил развитие
мощный нефтегазовый комплекс.
Главным ареалом притяжения мигрантов
вот уже много лет остается Центральный
район. За последнее десятилетие миграционный
прирост здесь составил 1,2 млн человек
(4% численности проживавшего в районе
на начало 1991 г. населения). Прирост населения
за счет мигрантов на Северном Кавказе
за тот же период превысил 900 тыс. человек
(5,5%), в Поволжье — 800 тыс. человек (5%), в Центрально-Черноземном
районе — 550 тыс. человек (7%).
Начиная со второй половины 90-х годов Москва
становится наиболее заметным центром
притяжения мигрантов из всех регионов
страны. Только в 1996—2000 гг. миграционный
прирост в столице превысил 200 тыс. человек,
что составило половину миграционного
прироста по всему Центральному федеральному
округу. На 2/5 этот прирост
был обеспечен за счет переселенцев из
других субъектов федерации, входящих
в этот округ. Из Южного федерального округа
прибыли в Москву 17% мигрантов, из Приволжского
— 12, из остальных — по 7—8%. Столичный
регион (Москва и Московская область) сегодня
и на перспективу остается самым привлекательным
в миграционном отношении благодаря своему
социально-экономическому потенциалу
и более широким по сравнению с другими
территориями страны возможностям трудоустройства.
Среди других обозначившихся центров
притяжения мигрантов можно выделить
Санкт-Петербург, некоторые области Центрального
и Центрально-Черноземного районов, в
частности Ярославскую, Орловскую, Липецкую,
Воронежскую; Республику Татарстан и Самарскую
область в Поволжье; регионы равнинного
Предкавказья — Краснодарский и Ставропольский
края; Новосибирскую область на юге Западной
Сибири.
Значительные подвижки населения происходят
и внутри самих регионов. Как видно из
таблицы 2, до 4/5 мигрантов
— жителей Центрального, Приволжского
и Сибирского федеральных округов,
3/4 мигрантов Южного, свыше
2/3 Северо-Западного и Уральского
и почти 3/5 мигрантов Дальневосточного
федеральных округов перемещаются в пределах
тех же округов, выбирая при этом более
благоприятные (с точки зрения природно-климатических
и социально-экономических условий проживания)
территории.
Внутри- и межрегиональные миграционные
потоки формируются под влиянием различных
факторов. Переход к рынку и изменение
экономических отношений привели, в частности,
к утрате стимулирующего значения установленных
ранее государством в районах Крайнего
Севера и на приравненных к ним территориях
льгот и надбавок к заработной плате, которые
на протяжении многих лет применялись
для привлечения сюда кадров. Заметно
ухудшились в этих регионах и социальные
условия жизни людей. Спад производства
в сырьевых отраслях, имевших преимущественное
развитие на севере страны, привел к сокращению
рабочих мест и к росту безработицы. Все
это вместе взятое и обусловило увеличение
миграционного оттока с северных территорий.
Следствием затянувшегося военного конфликта
в Чечне, обострившихся межэтнических
отношений на Северном Кавказе стала потеря
миграционной привлекательности этого
региона и снижение притока сюда мигрантов
из других районов страны. Коэффициент
миграционного прироста здесь существенно
сократился (табл. 3).
В то же время приток населения в регионы
запада и юга России можно объяснить тем,
что наряду с экономическими стимулами
все более заметную роль начинают играть
такие внеэкономические факторы, как климат,
политическая стабильность, этническая
однородность, географическое положение.
Поэтому данные о миграциях говорят о
реальных межрайонных различиях качества
жизни гораздо больше, чем статистика
денежных доходов населения.
Наиболее тесные внешние миграционные связи сложились у России со странами СНГ. На них приходится свыше 4/5 миграционного обмена Российской Федерации с зарубежными странами (см. табл. 1). При этом преобладает въездной поток мигрантов в Россию. В 2000 г. сальдо миграционного обмена России со странами ближнего зарубежья достигло 267 тыс. человек, а в 2001 г., при общем сокращении миграционного потока почти в два раза, — 124 тыс. человек. Более 2/3 мигрантов, въехавших в Россию, составили выходцы из Казахстана, Украины и Узбекистана (табл. 4).
Таблица 4
Распределение
иммигрантов в Россию
из стран нового зарубежья
|
В этническом составе
мигрантов в Россию из стран ближнего
зарубежья преобладают русские,
хотя их доля постепенно сокращается (с
почти 80% в начале 90-х годов до 58% в 2001 г.).
Из государств Закавказья, Молдавии, Таджикистана
в Россию приезжают преимущественно представители
коренных этносов.
В географии выезда мигрантов из России
выделяются три основных направления
— Украина, Казахстан и Белоруссия. На
их долю приходится 4/5 всех
выезжающих из Российской Федерации в
страны ближнего зарубежья на постоянное
место жительства.
Эмиграция из России в страны дальнего
зарубежья за последнее десятилетие сократилась
с 88 тыс. в 1991 до 75 тыс. человек в 2001 г. (достигнув
максимума в 1993 г. — 114 тыс. человек). Среди
государств, принимающих российских граждан
на постоянное жительство, выделяются
Германия, Израиль и США, на долю которых
приходится 9/10 всех эмигрантов.
Постепенно растет доля других стран,
принимающих мигрантов из России, прежде
всего Финляндии и Канады.
Большая часть постоянных и временных
мигрантов, переезжающих из региона в
регион (из села в город и обратно) или
из страны в страну, относятся к трудоспособному
населению. Миграция рабочей силы, или,
как ее еще называют, трудовая миграция,
оказывает огромное влияние на развитие
общества.
Становление рыночных отношений в России
и ее интеграция в мировую экономику открывают
возможности для свободного передвижения
рабочей силы по территории страны и через
государственные границы. Временные трудовые
мигранты — это самый динамичный и, возможно,
самый большой миграционный поток в России.
Трудовые мигранты активно участвуют
в формировании рынка рабочей силы, в том
числе международного.
Иностранная рабочая сила прибывает в
Российскую Федерацию из более чем 100 государств,
однако главными ее экспортерами выступают
страны СНГ (прежде всего Украина, Молдавия),
Китай, Турция, Вьетнам, КНДР. В 2001 г. в России
было официально выдано разрешений для
осуществления трудовой деятельности
283 тыс. иностранных граждан; по экспертным
оценкам, в настоящее время в России трудятся,
в том числе нелегально, более 1,5 млн иностранных
граждан и лиц без гражданства3.
Основные сферы деятельности трудовых
иммигрантов — строительство (39%), промышленность
(13%), сельское и лесное хозяйство (10%). Стабильно
высокой остается доля торговли и коммерческой
деятельности (23%). Значительная часть
(почти 2/5) иностранных мигрантов
трудятся в Центральном экономическом
районе, в Западной Сибири (15%), в Дальневосточном
регионе (свыше 10%). Среди субъектов Российской
Федерации самым крупным потребителем
иностранной рабочей силы выступает Москва
— почти 30% от общего числа иностранных
рабочих.
В ближайшем будущем трудовая миграция
будет приобретать все большую значимость
для экономики России. Согласно прогнозу
Госкомстата РФ, к 2015 г. трудоспособное
население в стране сократится почти на
7,5 млн человек. В этой связи одним из приоритетных
направлений миграционной политики становится
содействие привлечению иностранной рабочей
силы в российские регионы для восполнения
ожидаемого дефицита трудовых ресурсов.
По экспертным оценкам, при тех тенденциях
рождаемости и смертности, которые прогнозируются
в будущем, потребность в дополнительной
рабочей силе за счет иммигрантов может
составить не менее 500—600 тыс. человек в
год.
Одновременно с увеличением импорта рабочей
силы в России растет и ее экспорт. Российская
Федерация вышла на мировой рынок рабочей
силы в начале 90-х годов. Ежегодно на работу
за рубеж выезжают 40—50 тыс. россиян. Большинство
трудовых мигрантов направляются в страны
Европы — Великобританию, Германию, Польшу,
Финляндию, Австрию, Грецию. Другая часть
российских граждан находят работу в США,
Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре,
Индии, Иране, нефтедобывающих странах
Ближнего Востока. Более 3/4 россиян, выезжающих
на работу за рубеж, имеют высшее и среднее
специальное образование. Основными побудительными
мотивами выезда российских специалистов
за рубеж являются невостребованность
их опыта и знаний, низкая заработная плата,
плохие материальные условия жизни. Потери,
которые несет Россия из-за «утечки мозгов»
за рубеж, оцениваются миллиардами долларов.
Мигранты на стройке в Москве |
Ухудшение демографической
ситуации в стране, еще во многом
стихийный характер миграционных процессов,
особенно в первой половине 90-х годов,
обусловили необходимость осуществления
в Российской Федерации целенаправленной
и долгосрочной миграционной политики,
подкрепление ее соответствующей законодательной
базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной
программы на период 2002—2005 гг. включают:
совершенствование действующего законодательства
Российской Федерации в области миграции,
приведение его в соответствие с нормами
международного права, для чего, в частности,
предусмотрено заключение межгосударственных
соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы
иммиграционного контроля, включая меры
по депортации (выдворению) незаконных
мигрантов; дифференцированную финансовую
поддержку вынужденных мигрантов за счет
средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации; создание
центров временного размещения вынужденных
переселенцев, компактных поселений, новых
рабочих мест и др.
Большое внимание уделяется дальнейшему
совершенствованию системы регулирования
миграционных процессов внутри страны.
Сегодня функции государственного управления
в области миграционной политики возложены
на Федеральную миграционную службу Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации она
представлена территориальными органами
— подразделениями по делам миграции,
находящимися в подчинении управлений
внутренних дел субъектов Российской
Федерации. Эта служба призвана не только
разрабатывать предложения по основным
направлениям государственной миграционной
политики, но и осуществлять координацию
деятельности всех федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
по ее реализации, а также осуществлять
контроль за пребыванием в России иностранных
граждан.
В заключение отметим, что статистика
и оценка миграционных процессов в стране
порой весьма противоречивы. Во многом
это объясняется сложностью и несовершенством
существующего механизма учета потоков
мигрантов, особенно нелегальных. Так,
в начале 2002 г. оценка общего количества
нелегальных мигрантов в России колебалась
в пределах от 1,5 до 10—12 млн человек, то
есть расходилась на порядок. Возможно,
некоторую ясность в количественные показатели
и географическую картину миграций внесут
данные последней Всероссийской переписи
населения. Хотя рассчитывать на сколько-нибудь
существенные коррективы не приходится,
пока не будет создана и отлажена более
эффективная система учета и контроля
за миграционными потоками, как внутренними,
так и внешними.
Вместе с тем многие специалисты сходятся
во мнении, что без разумной миграционной
политики, направленной на регулирование
внутренних потоков мигрантов и привлечение
в страну дополнительной рабочей силы,
вряд ли удастся решить те масштабные
социально-экономические задачи регионального
развития, которые намечаются на перспективу.
1 В научной
литературе термин миграция часто
используется во множественном числе
— миграции, поскольку отражает совокупность
многих миграционных процессов, сопровождающих,
по сути, все этапы развития человеческого
общества.
2 В настоящее время статус
вынужденного переселенца или беженца
регулируется федеральными законами «О
вынужденных переселенцах» от 20 декабря
1995 г. и «О беженцах» от 28 июня 1997 г. (оба
с последующими изменениями).
3 В целях урегулирования
с правовой точки зрения пребывания иностранных
граждан и лиц без гражданства на территории
России 25 июля 2002 г. принят федеральный
закон «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», который
вступил в силу с 1 ноября 2002 г.
4 В 1994 г. странами СНГ было
подписано Соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной
защиты трудящихся-мигрантов. В 1998 г. заключено
Соглашение о сотрудничестве государств-участников
СНГ в борьбе с незаконной миграцией.