Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, доклад

Описание работы

Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. Сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике.

Работа содержит 1 файл

конфликты межнациональные.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения

   Исторический  опыт показывает, что отношения между  народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. Сегодня  стало очевидным, что прежние  варианты решения национальных проблем  себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике.

   Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального  равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Не случайно именно со второй половины ХХ века национальный вопрос обозначился там, где он, казалось бы, уже решен (Квебек в Канаде, Шотландия и Уэльс в Великобритании, Корсика во Франции и т. д.).

   Бурный рост потенциала международной конфликтности в начале 90-х годов застал мир врасплох. Сообщество наций, 45 лет ориентировавшееся на сдерживание ядерных вызовов и достигшее в этом неоспоримых результатов, оказалось плохо подготовленным к адекватному ответу на новую глобальную угрозу.

   Непосредственная  причина возникновения межнациональных  конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных  отношений (национально-государственных  образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

   Межнациональный конфликт — одна из форм отношений  между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

   За  каждым этническим, национальным конфликтом — трагедия человеческих судеб, драма  народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с ее древнейших времен.

   Следует отметить, что общепринятого определения  межэтнического конфликта в научной  литературе не сложилось. Одни авторы считают, что любое противоречие между этносами следует считать конфликтом. Другие специалисты полагают, что межэтнические конфликты — это лишь иллюзия или амальгама, под тонким слоем которой скрыты обычные социальные интересы и притязания — интересы экономических групп, политических сил и криминальных объединений.

   Межэтнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем  мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов  были межэтническими. В нашей стране распад СССР также сопровождался острыми межнациональными, межэтническими противоречиями и конфликтами.

   До 80-х годов прошлого столетия о  межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нашей стране национальный вопрос решен окончательно. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали межнациональные антипатии и трения, а также совершались преступления на этой почве. Однако последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

   Конфликт  возникает тогда, когда объективно, а нередко и субъективно, тот  или иной народ чувствует себя в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, когда решение многих проблем  он видит лишь в национальном самоутверждении.

   При возникновении межнационального конфликта  внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между северными осетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии — в конфликте между грузинами и южными осетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации, в конечном счете, втягивались и российские власти в Чечне.

   При всей сложности вычленения главных  мотивов межнационального конфликта  коренным является мировоззрение национал-экстремизма — идеологии и практики национального превосходства (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку.

   Толчком к межнациональному конфликту могут  стать как общие, так и совершенно конкретные, «ситуативные» причины, восходящие к особенностям того или  иного региона. Противоестественно и разуму, и человеческой природе  видеть хотя бы малейший источник межнационального конфликта как заложенный изначально, «генетически» в тот или иной этнос, как его сущность.

   Анализируя  этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации  конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.

   Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты.

   Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.

   Первый  фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.

   Второй  фактор заключается в наличии  в обществе «критической» массы  социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.

   Третий  фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

   Межнациональные конфликты свидетельствуют о  том, что социальная напряженность  достигла определенного критического предела, а существующие политико-правовые институты не способны разрешить объективные противоречия.

   Мировой опыт, в том числе наша практика, показывает, что межэтнические конфликты  могут быть решены только мирным путем.

   Так, в России Татарстан продемонстрировал мирный вариант решения сложного конституционного конфликта. Как известно, Конституция, принятая в республике в 1992 году, зафиксировала ее независимость и ассоциированное членство в Федерации. Федеративный договор республика тогда не подписала.

   В феврале 1994 года после серии переговоров  договор между гoсударственными органами Российской Федерации и  Республики Татарстан был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы. С тех пор  развитие отношений на основе подписанного договора стало называться «Моделью Татарстана».

   Элементы  институционального конфликта имели  место и в Башкортостане. Эта  республика подписала федеративный договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после  подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром.

   Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с  помощью системы мер, которые  позволяют отсечь (например, путем  дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или  группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

   Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта  позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. В  результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

   Урегулирование  конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.

   Изучение  межнациональных конфликтов в различных  странах мира, включая Россию, позволяет  предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание  институционального и инструментального  подходов.

   Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.

   Инструментальный  подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия  на межэтнический конфликт. Среди  них выделяют тактические, оперативные  и стратегические решения.

   Тактические решения направлены на регулирование  конфликтов путем силового, в том  числе и экономического, давления на его участников или посредством  налаживания переговорного процесса.

   Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т. п.).

   Стратегические  решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических  и социально-психологических уровней  безболезненного решения проблем.

Информация о работе Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения