Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:18, курсовая работа
Сейчас перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них - с другой. От этого зависит концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.
Введение_________________________________________________3
2. Возникновение социального прогнозирования________________3
3. В развитии прогнозирования можно выделить основные временные этапы_________________________________________________4
4. Основы социального прогнозирования_______________________4
5. Исследование будущего_____________________________________8
6. Теоретико-методологические основы методов социально-экономического прогнозирования__________________________________9
7. Методы социального прогнозирования______________________21
8. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования________________________________________________23
9.Традиционные методы социального прогнозирования_________24
10. XXI век: сценарий эволюции западной цивилизации__________27
8. Заключение_______________________________________________31
9. Список литературы________________________________________32
Сценарии № 2 и № 3 объединяет установка на глобальный тоталитаризм с тем различием, что в первом случае речь идет об опоре на высокие
технологии, а во втором имеется в виду отказ от научно-технического
прогресса. Оба проекта, несомненно, являются утопиями. К сожалению, это не исключает возможных попыток воплотить их в жизнь. Альтернативой обоим сценариям может стать раскол мирового сообщества, проявления которого могут быть весьма различны. Широкую известность получила идея конфликта цивилизаций, принадлежащая Хантингтону. Основанием для этой концепции служит группа противоречий между глобальной техносферой и окружающей средой, между Западом и остальной частью человечества, между типами сознания, присущими разным цивилизациям
Рафинированный "экорасизм". отстаиваемый сторонниками сценариев № 1 и № 2, может привести к перенапряжению сил западного сообщества, стремящегося поставить собственные интересы выше интересов остальной части человечества, и как следствие - к утрате его собственного единства. "Обездоленный мир, - пишет о результатах такой политики Панарин, - будет искать харизматических лидеров и пророков, обличающих новый Рим - процветающий Запад. На этом пути нас вряд ли ожидает единое планетарное сознание". В этом случае станет реальным развитие по сценарию № 4 с распадом мира на большое количество центров силы, построенных на различных принципах и находящихся друг с
другом в остроконфликтных отношениях
Пятый сценарий - глобальная экологическая катастрофа - не требует
специальных комментариев,
так как ему посвящено
Важно отметить, что в соответствии с теорией самоорганизующихся систем этот процесс может развиваться в режиме с обострением, когда принимать какие- либо превентивные меры будет уже поздно
Последний, шестой сценарий
культурные, образовательные, этические, социально-политические, религиозные и др. Теория ноосферогенеза развита пока недостаточно, но можно отметить, что тремя столпами этого процесса являются достижения фундаментальной науки, высокие технологии и глубокая реформа системы образования.
Переход к ноосфере - непростое дело для западной цивилизации, так как принципы ноосферизации резко расходятся с типичной для нее философией потребительства и индивидуализма. Кроме того, переход к ноосфере может состояться лишь в том случае, если будет носить глобальный, общечеловеческий характер
С точки зрения
Заключение
Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию».
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование.
Список литературы
1.
Курбатов В.И. Социальная
2.Основы
социальной работы: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений /
Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский
центр «Академия», 2004. - 288 с.
3.
Сафронова В.М.
4. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 668с.