Методы социального моделирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение моделей и качественного метода моделирования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: рассмотреть виды моделей и их взаимосвязь; охарактеризовать качественные методы моделирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…2
1. Типология моделей и схема их взаимосвязи……….....………………..…4
2. Визуализация и качественные методы моделирования.……...……..10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников и литературы ………………..…………18
Приложение………………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

контрольная - неправильная.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

Нельзя  полагаться только на силу своего интеллекта, проигрывая проблемную ситуацию в уме. Психологи утверждают, что кратковременная память человека позволяет одновременно оперировать одновременно не более чем с 7±2 факторами. Если значения этих факторов взаимосвязано изменяются, то следить за их динамикой еще сложнее. В этой ситуации единственным выходом остается визуализация представлений и их дальнейший анализ на качественном уровне.

На  традиционные формы представления  и анализа информации во второй половине XX века все более заметное влияние оказывает научно-технический прогресс. Появление новых информационных технологий постепенно, но все более явственно меняет привычные когнитивные навыки. В некоторых сферах заметна явная когнитивная деградация. Но в сфере визуализации имеются неограниченные возможности развития когнитивных способностей человека, опирающиеся на прогресс информационных технологий в области обработки и хранения текстовой и графической информации.

Модернизируется и наиболее распространенная форма  представления информации — текст. Все больше нареканий вызывает его однонаправленная, повествовательная структура, свойственная линейным средствам коммуникации. Последние годы все шире используются гипертекстовые технологии, обеспечивающие нелинейную, сетевую организацию текста, под которой понимается наличие в тексте большого количества взаимных ссылок (примерно, как в энциклопедических словарях). Читатель гипертекста получает возможность работать не с одним, а с несколькими оглавлениями, по-разному структурирующими данный материал. У читателя появляется возможность не только выбирать средства "навигации" по тексту, но и дополнять текст, создавать собственное оглавление.6

Основным  достоинством гипертекстовой технологии является возможность структурированного представления информации, что активно используется в различных методах качественного анализа данных. Не менее важную роль в качественном анализе играет графическая форма представления информации в виде рисунков, графиков, карт, диаграмм, чертежей. Чисто вербальная форма далеко не всегда позволяет с достаточной полнотой отразить интуитивное понимание проблемы. Здесь главная роль принадлежит образному мышлению. В этой связи представляется весьма перспективной идея Чек Ленда использовать образные диаграммы, отражающие, насколько это возможно, все богатство и разнообразие проблемной ситуации.

Флад  и Карсон рекомендуют использовать подобные диаграммы для решения широкого класса социальных, экономических и производственных проблем. По их мнению, карикатурность рисунков подчеркивает наиболее существенные элементы рассматриваемой модели, что помогает сконцентрировать внимание на узловых точках проблемы. Оказалось, что даже отсутствие какой бы то ни было стандартизации элементов рисунка практически не создает коммуникативных затруднений для участников обсуждений. Из этого не следует, что все графические представления эквивалентны.

Табличная форма представления информации. Одной из наиболее удобных форм структуризации текстовой и цифровой информации являются таблицы. Конструкция таблицы позволяет в компактной форме сосредоточить вместе ряд связанных между собой элементов. Информацию, содержащуюся в смежных клетках таблицы, удобно сопоставлять, противопоставлять, сравнивать, двигаясь как по горизонтальным строкам, так и по вертикальным столбцам. Табличная форма удобна для классификации данных, в ней легко заметить отсутствие необходимой информации. Большинство методов системного анализа данных использует табличную форму в качестве основного или вспомогательного средства представления информации. Хорошим примером структурирующей и дисциплинирующей роли таблиц является методология Ульриха.

Специалисты по методам качественного анализа  М.Майлс и А.Губерман используют в своей методике так называемую таблицу эффектов, предназначенную для оценки последствий планируемых нововведений.7 Рассматриваются воздействия нововведений на структуру социальной системы, ее функционирование, а также на поведение сотрудников (строки таблицы). Столбцы таблицы соответствуют трем типам эффектов:

• непосредственным, первичным результатам нововведений;

• долговременным последствиям;

• побочным эффектам нововведений.

Для каждого типа эффектов в таблице  выделено два столбца, в которых  учитываются позитивные и негативные последствия нововведений. В отдельной таблице эксперт приводит краткие объяснения своих оценок, которые, по мнению авторов, помогают формированию цепи доказательств и способствуют сравнению различных точек зрения.

Однако  далеко не все концептуальные связи  удается представить в двумерной табличной форме. В более сложных случаях необходим многомерный способ представления и анализа данных, который на плоскости изображается в виде сети.

Сети  причинно-следственных связей. В наибольшей степени созидающая сила визуализации проявляется при конструировании причинно-следственных моделей в виде сетей. Вершины сети содержат блоки информации, распределенные на листе бумаги или экране монитора так, что взаимоотношение вершин позволяет, с одной стороны, охватить целое, а с другой стороны, наглядно представить структуру локальных взаимоотношений элементов модели.

Сам процесс конструирования сети вынуждает  исследователя четко выделять ключевые элементы модели. Построение сетевой  модели базируется на идеях центральности, связности, упорядоченности, иерархии и переструктурирования. В сетевой форме удобно представлять сценарии — распространенную форму причинного анализа последовательности событий.

Опыт  показывает, что построенная сеть причинно-следственных связей не всегда точно отражает когнитивную модель индивида. Однако в процессе визуализации когнитивная модель становится более четкой, системной, взвешенной. Анализ когнитивной карты позволяет оценить входы и выходы модели, составить перечень неконтролируемых факторов.

На  заключительном этапе построения модели определяются знаки причинно-следственных связей (+ или -), отражающие представления индивида о механизме изучаемого социального явления.8

Наиболее  важным и ответственным этапом моделирования  является качественный анализ построенной модели. Чаще всего просматриваются цепочки причинно-следственных связей, реже выявляются циклы положительной и отрицательной обратной связи.

Известный экономист П.Самуэльсон еще в 1947 г. сформулировал тезис о фундаментальном различии между количественным и качественным исчислениями. Он утверждал, что даже в экономике редко удается применить количественное исчисление. Вместе с тем вполне возможен качественный анализ, т.е. определение алгебраического знака изменений (+, -).9

В последние  годы возникла еще одна возможность  — за качественное моделирование взялись когнитологи. Появляется все больше книг и компьютерных систем, в которых предлагаются средства для качественного моделирования — новой, бурно развивающейся ветви когнитологии [23].

Несмотря на сложность  прогнозирования причинно-следственные модели остаются весьма эффективным коммуникативным средством. Решение социальных проблем, как правило, затрагивает интересы множества людей. Естественно, что групповые решения не обязательно являются наилучшими, в процессе дискуссии правильные идеи и предложения могут быть отброшены (так называемый эффект огруппления мышления). Тем не менее, принцип участия (participation) предполагает не закрытость и кулуарность обсуждений, а совершенствование методов принятия решений, повышение компетентности коммуникаций. Именно в направлении коллективного моделирования развиваются методы системного анализа, диалоговые схемы качественного анализа социологической информации, системы поддержки принятия групповых решений.

В методиках качественного  анализа и, в частности, для построения когнитивных карт используются компьютерные программы, базирующиеся на гипертекстовой технологии: Hyper RESEARCH, ATLAS/ti, Metamorph, KANT, NUDIST, Meta Design, Гипердок. Разработаны системы, позволяющие строить когнитивные карты непосредственно на основе анализа текста интервью, статьи,— MEGA, Sem Net.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Моделирование давно  уже стало неотъемлемым элементом  экономического образа мышления. Любая модель является, в конечном счете, моделью объекта, фрагмента реальности.

Когнитивная модель объекта формируется на основе "картины мира" индивида — особенностей его восприятия, установок, ценностей, интересов.

Следующий этап моделирования — построение содержательной модели. По функциональному признаку содержательные модели подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические.

Концептуальной  моделью называется содержательная модель, при формулировке которой используются теоретические концепты и конструкты данной предметной области знания. Выделяют три вида концептуальных моделей: логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные.

В некоторых случаях модель удается формализовать до такой степени, что становится возможным построение и изучение формальной модели объекта. Формальные модели в свою очередь делятся на две группы: математические и компьютерные.

Завершающий этап формулирования содержательной модели называют постановкой задачи. После постановки задачи можно переходить к этапу исследования модели, проведению экспериментов, поиску необходимой информации и, наконец, к разработке возможных альтернатив, решений и выбору окончательного варианта действий.

Выделяют еще несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические, модели будущего – прогностические, модели желаемого, заданного состояния.

Наиболее распространенными  методами моделирования в социальной сфере являются разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей.

Качественные методы предназначены для анализа информации, заданной в словесной форме. Так как в содержательной модели информация, как правило, представлена в текстовом виде, то именно качественные методы могут оказать существенную помощь на всех этапах моделирования социальных процессов.

Модернизируется и наиболее распространенная форма  представления информации — текст. Одной из наиболее удобных форм структуризации текстовой и цифровой информации являются таблицы.

Специалисты по методам качественного анализа  М.Майлс и А.Губерман используют в своей методике так называемую таблицу эффектов, предназначенную для оценки последствий планируемых нововведений.

В более сложных  случаях необходим многомерный способ представления и анализа данных, который на плоскости изображается в виде сети.

На  заключительном этапе построения модели определяются знаки причинно-следственных связей (+ или -), отражающие представления индивида о механизме изучаемого социального явления.

Наиболее важным и ответственным этапом моделирования  является качественный анализ построенной модели. В методиках качественного анализа и, в частности, для построения когнитивных карт используются компьютерные программы.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М.: Аспект Пресс, 2006 – 354 с.;
  2. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 2008 – 233 с.;
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2008 – 244 с.;
  4. Гречко П.К. «Концептуальные модели истории» -   M .: Логос, 2006 – 217 с.;
  5. Грошева И.А. Социология: Курс лекций. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2007 – 186 с.;
  6. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 2007 – 331 с.;
  7. История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Отв. ред. С.Ю.Малков, Л.Е.Гринин, А.В.Коротаев. - М.: КомКнига, 2007 – 327 с;
  8. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. – М., 2009 – 250 с.;
  9. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006 – 164 с.;
  10. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2007 – 275 с.;
  11. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 – 323 с.;
  12.       Плотинский Ю.М. Визуализация информации. М., 2006 –

375 с.;

  1. Плотинский Ю.М. «Модели социальных процессов»: Учебное пособие для высших учебных заведений. - M.: Логос, 2007.-296 с.;
  2. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф.  В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков, 2006 – 354 с.;
  3. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2008 – 369 с.;
  4. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 2008 – 465 с.;
  5. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 240 с.;
  6. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.;
  7. Тихомиров Н.П. и др. Моделирование социальных процессов. М., 2007 – 286 с.;
  8. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М., 2007 – 221 с.;
  9. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. – СПб., 2008 – 302 с.;
  10. Яковлев И.П. Социология: Учебное пособие.  – СПб., 2007 – 344 с.

Информация о работе Методы социального моделирования