Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

А как узнать мнение общества? Каковы методы сбора социологической информации?
Ответ на этот вопрос и будет целью данной работы.
Для начала, опишу основные начальные процедуры социологического исследования (программа, цель исследования, выборки), а затем перейду к основному вопросу, т.е. методам сбора социологической информации (опрос, анкета, наблюдение).

Содержание

Введение. 3
Программа, цель, задачи исследования. 4
Методы сбора информации 5
2.1. Прямое наблюдение 5
2.2. Документальные источники 9
2.3. Опросы. 13
Заключение. 20
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования. Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации наблюдаемого.

Надежность, обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления. Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

ж) Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны” можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

2.2 Документальные источники.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на электронном носителе, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на электронном носителе. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф. Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста.

Эти документы называют целевыми. Другие – не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

Личные – документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.

Безличные – статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные.

Официальные – протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность.

Неофициальные – личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).

Особая группа документов – средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино.

По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. К вторичным – обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников.

Еще можно классифицировать документы по содержанию: например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.

Правила работы с документами.

1. “Золотое правило” - четко различать описание событий и их оценку. (Это правило применимо к любой информации). Факты безусловно лучше, чем мнение и оценка.

2. Анализировать намерения составителя документа. Например отчет сотрудника предприятия может быть составлен в более благоприятном свете, чем обстоят дела на самом деле. А если взять критику газеты, то можно говорить о придирчивом изложении фактов.

3. Важно знать метод получения данных для составления документа (из первых рук, факты, другие источники).

4. Если документ содержит статистические данные, то следует выяснить, на чем основана классификация.

5. Важно уяснить общую обстановку, при которой составлялся документ. Она влияет на объективность составителя независимо от его намерений.

Особую осторожность нужно соблюдать при работе с личными документами, такими как: автобиографии, дневники, мемуары, письма и т.д.

Проверка подлинности документов, анализ мотивов, побуждений, условий составления, целевой установки автора, ситуации в которой он действовал, характера его окружения – вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов.

Традиционный (классический) анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними или прочтения для приобретения нового знания – это именно метод исследования, которое, как всякое научное исследование, предполагает выдвижение определенных гипотез, тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Это интеллектуальный анализ, при котором исчерпывается все содержимое документа.

Огромную роль играет опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Приемы качественно-количественного анализа документов.

При качественно-количественном анализе документов необходимо перевести инфор-мацию целевых документов на язык исследования.

Качественный анализ – необходимое условие для всех количественных операций. Но не всегда целесообразна квантификация документов.

Не следует прибегать к количественному анализу, если документы уникальны, если описаны очень сложные явления, если данных недостаточно или они неполные (нерепрезентативны).

Количественный анализ уместен если:

а) требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных

б) достаточно много материала, чтобы оправдать усилия по его обработке и он репрезентирует области изучения

в) материала настолько много, что нельзя обойтись без суммарных оценок

г) изучаемые начальные характеристики появляются с достаточной частотой

Наиболее целесообразно использовать количественный анализ, если квантифицируемые тексты сопоставляются с иными, также количественными характеристиками. Например сопоставление мнений подписчиков о газете с ее тиражом.

Квантификация текстового материала получила в мире большое распространение и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная “контент-анализом”.

Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Х.Ласуэллом и Б.Берельсоном.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

а) Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах. Это понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики: интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование, перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность, инициативность, нарушение законности и т.д.; научные: модель, система, космическое пространство и т.п.

Анализ текста по содержанию понятий несет немало социологической информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно определить, в какой мере источник ориентирован на предмет ускорения научно-технического прогресса.

б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.д.

По тематике можно более полно представить содержание документа, которое свидетельствует о определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, передовиков производства.

Это говорит о влиянии чьих-то идей на общественное мнение и о престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.

г) целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай и т.п. несут определенный смысл и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения (например, борьба за трезвый образ жизни) - свидетельство его важности для общества.

Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.

Оценка метода документального анализа.

Документы нередко выступают в роли главного источника информации, дополненной опросом или прямым наблюдением. Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Пример: Советский демограф В.И.Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности своим родным языком. Оказалось, что эти пропорции совпадают почти идеально. Так интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке - 12,3%, для белорусов - соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья - 5% против 4,6%, народов Средней Азии - около 1% против 1,5%, для казахов - 4% против 1,6%, для народов Прибалтики - 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влияет на миграцию.

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.

Анализ документов – важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.

2.3 Опросы.

Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опрос – почти универсальный метод, при соблюдении надлежащих  предосторожностей, позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том, что нельзя увидеть или прочитать.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.

Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Информация о работе Методы сбора социологической информации