Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:12, реферат
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос
Квантификация текстового материала получила в мире большое распространение и в 40-х годах для нее была разработана специальная процедура, названная “контент-анализом”.
Контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Х.Ласуэллом и Б.Берельсоном.
Основные процедуры контент-анализа.
Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:
а) Понятия, выраженные в словах и отдельных терминах. Это понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики: интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование, перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность, инициативность, нарушение законности и т.д.; научные: модель, система, космическое пространство и т.п.
Анализ
текста по содержанию понятий несет
немало социологической информации.
Например, по частоте употребления
понятий, связанных с наукой и
новой техникой, можно определить,
в какой мере источник ориентирован
на предмет ускорения научно-
б) Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.д.
По тематике можно более полно представить содержание документа, которое свидетельствует о определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.
в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, передовиков производства. Это говорит о влиянии чьих-то идей на общественное мнение и о престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.
г) целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай и т.п. несут определенный смысл и тоже могут быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения (например, борьба за трезвый образ жизни) - свидетельство его важности для общества.
Итак,
смысловые единицы анализа
Надежность информации, полученной контент-анализом, обеспечивается следующими способами:
а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц, предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.
ОПРОСЫ
Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.
Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.
Разновидности опросов
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1)
По содержанию беседы
2)
По технике проведения - делятся
на свободные,
Свободные
- длительная беседа (несколько часов)
без строгой детализации
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3)
В зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.
4)
Так называемые ненаправленные
интервью носят “
5)
Наконец, по способу
Опрос по анкете.
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация “раздаточного” анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.
Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.
Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими. Для того, чтобы анкетный опрос был более эффективным, надо соблюдать ряд правил, которые помогают правильно задавать ход анкетирования и уменьшить количество ошибок при исследовании.
Вопросы обращенные к респондентам, не изолированы - они звенья одной цепи, и как звенья, каждый из них связан с предыдущим и последующим (эту взаимосвязь Л.С.Выгодский назвал “влияние смыслов”). Анкета - не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или как удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.
В самом начале задаются простые вопросы, а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не обрушивать на отвечающего серьезные вопросы сразу, а дать ему освоиться с анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило воронки).
Список
литературы
1. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом”, Москва, 1989 год.
2. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии”, Москва, 1987 год.
3.
Ядов В.А. “Социологические