Методы сбора социологической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:12, реферат

Описание работы

Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос

Работа содержит 1 файл

Методы сбора социологической информации - 180.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

    Квантификация текстового материала получила в  мире большое распространение и  в 40-х годах для нее была разработана  специальная процедура, названная  “контент-анализом”.

    Контент-анализ - перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами Х.Ласуэллом и Б.Берельсоном.

    Основные  процедуры контент-анализа.

    Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют:

    а) Понятия, выраженные в словах и отдельных  терминах. Это понятия из области экономики: интенсификация, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления и др.; из политики: интернационализм, демократия, разрядка, мирное сосуществование, перестройка; нравственные или правовые символы: почин, активность, инициативность, нарушение законности и т.д.; научные: модель, система, космическое пространство и т.п.

    Анализ  текста по содержанию понятий несет  немало социологической информации. Например, по частоте употребления понятий, связанных с наукой и  новой техникой, можно определить, в какой мере источник ориентирован на предмет ускорения научно-технического прогресса.

    б) Тема, выраженная в целых смысловых  абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.д.

    По  тематике можно более полно представить  содержание документа, которое свидетельствует  о определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности.

    в) Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, передовиков производства. Это говорит о влиянии чьих-то идей на общественное мнение и о престижности той или иной концепции. Сюда же можно отнести упоминание организаций, учреждений, общественных институтов.

    г) целостное общественное событие, документ, факт, произведение, случай и т.п. несут  определенный смысл и тоже могут  быть приняты за единицу анализа. Частота и длительность (во времени) упоминания общественного события или государственного решения (например, борьба за трезвый образ жизни) - свидетельство его важности для общества.

    Итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими  посылками программы.

    Надежность  информации, полученной контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

    а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц, предложенное В.Н.Каюровой, может быть доказано следующим образом.

    ОПРОСЫ

    Опросы - незаменимый прием получения  информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

    Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих  предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.

    Впервые официальные опросы появились в  Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

    Искусство использования этого метода состоит  в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы  и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

    Для исследователя надо в первую очередь  уяснить, что в опросе участвует  не “средний респондент”, а живой, реальный человек одаренный сознанием  и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.

    Респонденты не беспристрастные регистраторы своих  знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

    Разновидности опросов

    Существуют  два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

    Интервью - проводимая по определенному плану  беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

    Имеется множество разновидностей интервью.

    1) По содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со  специалистами-экспертами, причем организация  и структура интервью со специалистами  существенно отличается от обычной  системы опроса.

    2) По технике проведения - делятся  на свободные, нестандартизованные и формализованные ( а также полустандартизованные) интервью.

    Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель  интервью”). Такие интервью уместны  на стадии разведки в формулятивном плане исследования.

    Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

    3) В зависимости от особенностей  процедуры интервью может быть  интенсивным (“клиническим” т.е.  глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление  достаточно узкого круга реакций  опрашиваемого. Цель клинического  интервью - получить информацию о  внутренних мотивах, побуждениях,  склонностях опрашиваемого, а  фокусированного - извлечь информацию  о реакциях субъекта на заданное  воздействие. С его помощью  изучают, например, в какой мере  человек реагирует на отдельные  компоненты информации (из массовой  печати, лекции и т.п.). Причем текст  информации предварительно обрабатывают  контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

    4) Так называемые ненаправленные  интервью носят “терапевтический”  характер. Инициатива течения беседы  принадлежит здесь самому респонденту,  интервьюер лишь помогает ему  “излить душу”.

    5) Наконец, по способу организации  интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.

    Опрос по анкете.

    Этот  метод предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту. Организация “раздаточного” анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

    Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные  с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

    При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с  этими факторами, любую разновидность  опросных методов следует проводить  в сжатые сроки. Нельзя растягивать  опрос на долгое время, так как  к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто  позже попадет в состав респондентов.

    Независимо  от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство  проблем, связанных с надежностью  информации, оказываются для них  общими. Для того, чтобы анкетный опрос был более эффективным, надо соблюдать ряд правил, которые помогают правильно задавать ход анкетирования и уменьшить количество ошибок при исследовании.

    Вопросы обращенные к респондентам, не изолированы - они звенья одной цепи, и как звенья, каждый из них связан с предыдущим и последующим (эту взаимосвязь Л.С.Выгодский назвал “влияние смыслов”). Анкета - не механическая последовательность вопросов, которые могут размещаться в ней как угодно или как удобно исследователю, а особое целое. Она обладает собственными свойствами, не сводимыми к простой сумме свойств отдельных составляющих ее вопросов.

    В самом начале задаются простые вопросы, а не по логике исследователя содержащейся в программе, чтобы не обрушивать на отвечающего серьезные вопросы  сразу, а дать ему освоиться с  анкетой и постепенно переходить от простого к более сложному (правило воронки).

 

    Список  литературы 

    1.  Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом”, Москва, 1989 год.

    2. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии”, Москва, 1987 год.

    3. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”,  Москва, 1987 год.

Информация о работе Методы сбора социологической информации