Методы сбора эмпирической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Социологическое исследование - исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение (существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог).

Содержание

Введение……………………………………………….……….3
1. Опрос и его разновидности
Социологическое исследование и социологическая информация……………………………………………….……4
Метод опроса………………………………………………..….5
- Анкетирование………………………………………...…..6
- Интервьюирование………………………………………..8
2. Качественные методы : case study, фокус-групп
case study……………………………………………………….10
фокус-групп………………………………………………...….11
Определение документа…………………………………...….12
Методы анализа документов………………………………....13
Наблюдение…………………………………………………....14
3. Представьте себе, что вы подыскиваете на работу социолога. Перед вами несколько вариантов………….….…17
Заключение………………………………………………….....18
Список литературы…………………………………………....19

Работа содержит 1 файл

распечатать!!!.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОУ ВПО

 

ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ –  ВСЕРОССИЙСКОГО ЗАОЧНОГО ФИНОНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ГОРОДЕ ОМСКЕ  
 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ И ПРАВА 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  

по дисциплине «Социология» 
 

на тему 

«Методы сбора эмпирической информации» 

Вариант № 28

                                     
 
 
 

                                                                         Специальность:  Бухгалтерский учет,

                                                                                                                   анализ и аудит

                                                                 Студентка:         Филиппова Д.С.

                                                                                                                   №08УБД12456 

                                  3 курс, вечер

                                                                  Руководитель:     Тимофеев А.Ф. 

                               
 
 

Омск 2011

Содержание 

                Введение……………………………………………….……….3

    1. Опрос и его разновидности  
      Социологическое исследование и социологическая информация……………………………………………….……4 
      Метод опроса………………………………………………..….5 
           - Анкетирование………………………………………...…..6

          - Интервьюирование………………………………………..8

    1. Качественные методы : case study, фокус-групп

      case study……………………………………………………….10

      фокус-групп………………………………………………...….11 
      Определение документа…………………………………...….12 
      Методы анализа документов………………………………....13 
      Наблюдение…………………………………………………....14

    1. Представьте себе, что вы подыскиваете на работу социолога. Перед вами несколько вариантов………….….…17 
      Заключение………………………………………………….....18 
      Список литературы…………………………………………....19 
         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     После того как определены цели социологического исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого, говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования. Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.

     В ходе полевого этапа исследования для  сбора социологической информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности, предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надо овладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этих вопросов и посвящена эта контрольная.

     Каждый  человек в своей жизни в той или иной степени соприкасается с эмпирическими (описательными) социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и других видов литературы. Возможно и сам бывает вовлечён в такие исследования в качестве респондента, то есть источника исходной информации об изучаемых процессах и явлениях. Большую роль в эмпирическом социологическом исследовании играет именно методика сбора социологической информации.

     Существует  несколько методов сбора социологической информации:

  1. опрос: анкетирование, интервьюирование;
  2. case study, фокус-групп;
  3. наблюдение;
  4. анализа документов.
 
 

     1. Опрос и его разновидности

     Социологическое исследование и социологическая  информация.

     Социологическое исследование - исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение (существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог).

     Социологическая информация. Этот термин встречается в литературе, когда говорят о данных, с которыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная информация социологическая. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий. Характерная особенность этого вида информации состоит в том, что она получена в форме, не приспособленной для непосредственного ее использования. Под вторичной информацией социологической понимается информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и других результатов обработки первичной информации социологической. Вторичная информация социологическая это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.

     Содержанием социологической информации является взаимодействие людей как членов тех или иных общностей, определяющее их роль и положение в обществе, способы и виды их жизнедеятельности в данных конкретных условиях. 

     Социологическая информация включает результаты исследований, во-первых, сознательных и неосознанных элементов жизнедеятельности людей, во-вторых, проявлений социального и личного опыта, в-третьих, фактов целенаправленной и специально организованной мыслительной деятельности, событий эмоциональной сферы жизнедеятельности больших групп людей.

     Метод опроса

     Социологический опрос — это метод получения  информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

    Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения  информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

     Специфика метода состоит прежде всего в  том, что при его использовании  источником первичной социологической  информации является человек, респондент – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

     Анкетирование.

     Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

     Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

     При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

     Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов.

     Правила  построения вопросов

     1. вопрос не должен содержать  ожидаемый ответ или определенным образом стимулировать его  (изучение социологии расширяет кругозор человека?:  Да, Нет, Не знаю);

     2. вопрос не должен дискриминировать  респондента или его возможную позицию (человек не знающий социологию не может считаться культурным.  А Ваше мнение?: Да, Нет, Не знаю);

     3. вопросы должны формулироваться  с учетом предполагаемой компетентности  опрашиваемых и не должны содержать слов или выражений, которые могут быть не поняты респондентам (за исключением вопросов - «ловушек»);

     4. количество вариантов ответов  не должны превышать возможностей памяти опрашиваемого;

     5. вопрос  и предлагаемые варианты  ответов должны логически соответствовать друг другу (как часто Вы смотрите передачи? - по радио, - телевидению, - в газетах и журналах).

       При составлении анкет необходимо  учитывать, что вопрос должен  быть одинаково понятен различным  социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

     Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

     Закрытым  вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не альтернативные - нескольких вариантов ответов.

     Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не «навязывают» респонденту вариант  ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

     Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы  анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

     Интервьюирование.

     При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

     В прикладной социологии различают три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

     Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации