Методы исследования в социологии

Автор: Виктория Бойцова, 03 Ноября 2010 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Моя контрольная работа посвящена вопросу: Методы исследования в социологии, но прежде чем говорить об этом вопросе, нужно расширить представления о социологии: что же такое социология?
Социология – это наука об обществе, как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, закономерностях массового поведения людей.
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Цель моей контрольной работы – расширить и уточнить представления о теоретических и эмпирических методах исследования в социологии.
Задачей моей контрольной работы является рассказать какие методы входят в теоретические исследования и какие методы входят в эмпирические исследования, что они собой представляют и для чего нужны.

Содержание

Введение стр.3
Теоретические методы исследования стр.4-5
Методы эмпирического социологического исследования стр.5-11
Заключение. стр.12-13
Список литературы стр.14

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 35.09 Кб (Скачать)

  В  зависимости  от  источника  первичной   социологической   информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом  опросе  основным источником информации выступают представители  различных  социальных  групп, деятельность  которых  непосредственно  не  связана  с  предметом   анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный  источник информации – компетентные лица,  чьи  профессиональные  или  теоретические  знания,   жизненный   опыт позволяет делать авторитетные заключения. По  сути  дела  участниками  таких опросов  являются  эксперты,   способные   делать   взвешенную   оценку   по интересующим   исследователя    вопросам.    Отсюда    еще    одно    широко распространенное в социологии название таких  опросов  –  экспертные  опросы или оценки. Качество оценок  самих  результатов  зависит  от  концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.

  В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляется автором исследования и реализует  цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает  ответы респоденат и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкцией.

  Почти  во  всех  индустриальных  странах  проводились  и   проводятся социологические  эксперименты,  доставляющие   эмпирическую   информацию   с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный  эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых  и  управляемых условиях  исследования  социальных  объектов.  При  этом  социологи  создают специфическую экспериментальную ситуацию  с  направленно  воздействующим  на нее особым фактором,  не  характерным  для  обычного  течения  событий.  Под влиянием  такого  фактора  (или  ряда  факторов)   происходят   определенные изменения  в  деятельности  исследуемых  социальных  объектов,   фиксируемые экспериментаторами.  Чтобы  правильно  выбрать   такой   фактор, названный независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный  объект теоретически, так как он может привести к  всестороннему  изменению  объекта или «раствориться» в  многочисленных  связях   и  не  оказать  существенного влияния на него. 

  
  1. Контент - анализ

  Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Контен – анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста или записи на какой – либо физический носитель. Задачи, решаемые методом контент – анализа, укладываются в достаточно простую схему: «Кто сказал,что, кому, как, с какой целью и с каким результатом». Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений), которые бы отражали определенные существенные стороны его содержания. Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.

  Обычно  контент – анализ использует выборочный метод изучения, и лишь единицы анализа и единицы отбора разные. В контент – анализе единица отбора – слова, фразы, отдельные статьи, а в выборочных опросах – люди.

  Контент – анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых  массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями автора текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых  для массовых аудиторий газетами, радио, телевидением и прочим.

  Следует отметить, что в практике социологических  и особенно социально – психологических исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа. 
 
 
 
 

  Заключение.

  Общая  социологическая теория представляет собой ядро, концептуальную и категориально  – понятийную основу социологической  науки в целом, в том числе  отраслевых дисциплин, а также эмпирической социологии. Без развитой самостоятельной  общей теории, в которой зафиксированы  основополагающие моменты социального  бытия людей, функционирования и  развития общества в целом, не может  быть полноценной и полноправной науки социологии. В ней концентрируется сущность именно социологического подхода к изучению общества, который имеет свою специфику, свое содержание, свою логику и не может быть отождествлен с философским, экономическим, историческим, политическим и иными подходами.

  Общая социологическая теория не может  быть данной однажды и на все времена. Она изменяется, варьируются ее акценты  в зависимости от состояния самой  социальной реальности, развития методов, накопленных эмпирических знаний и  социальных позиций познающего субъекта.

  Моя контрольная работа охватывает большую  и интересную темы: методы исследования в социологии. Раскрывались две подтемы:

  1. Теоретические методы исследования, где рассказывалось, что качестве инструмента теоретических исследований в социологии, как и в философии, используется рефлексия – процесс осмысления чего – либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно – функциональный, синтетический, методы логической интерпритации, моделирования и ряд других. Рассказала что представляет собой структурно – функциональный метод и сравнительный метод.
  2. Эмпирические методы исследования. Наряду с теоретическими методами, социология использует эмпирические методы. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

  Эмпирические  методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые  методы имеют свои разновидности, как  в количественном, так в качественном подходе. К числу количественных методов сбора социологической  информации относятся, в первую очередь:

  1. Опросные методы
  2. Анализ документов
  3. Наблюдение
  4. Социологический эксперимент

  Термин  «количественный подход» в социологическом  исследовании подчеркивает специфику  его формы – прежде всего математической формы представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные  социологом в соответствии с целями и задачами исследования. Более широко были рассмотренные такие методы, как опрос, интервью, выборочный метод, наблюдение, контент – анализ и  многое другое.

  Поставленные  цели и задачи были выполнены в  полном объеме. 
 
 
 

  Список  литературы:

1. Тощенко Ж. Г.    Социология. Общий курс. 2-ое издание

2.Социология. Основы общей теории: учебник/  отв. Ред. Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичев.  – 2-е изд., исправленное и дополненное  М.: Норма, 2008.

3. Социология. Курс лекций/ Под ред.  В.И.Бегинина. Саратов: Издательство  Сарат. Ун-та, 2001

4. Социология. Курс лекций: Радугин  А.А., Радугин К.А., М.: Центр, 2003.

5. Социология. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. М.: Гардарики, 2002.

Информация о работе Методы исследования в социологии