Методы анализа данных

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:06, контрольная работа

Описание работы

Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об исследуемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

Содержание

1. Сущность, виды и методика социологического исследования 3
2. Обработка и анализ результатов социологического исследования 6
3. Анализ эмпирических данных социологии 11
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Методы анализа данных_эмпирич социол.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     На  данной стадии, в развитии которой осуществляется переход к анализу взаимосвязей (3-я стадия), будут использоваться довольно сильные операции - факторный анализ, типологизация и подобные им. Очень важно дать необходимые промежуточные истолкования каждого из агрегируемых показателей, ибо это - новые свойства, нуждающиеся в осмыслении, построении соответствующих интерпретационных схем. Тем более нуждаются в построении интерпретационных схем новые емкие признаки, сгруппированные, типологизированные данные. Третья стадия анализа как бы вклинивается в предыдущую. Это - углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. Здесь главная опасность - подмена косвенных, опосредованных связей прямыми. Такая ошибка - самая распространенная и менее всего заметная со стороны.

     Итак, на данной стадии анализа должны быть получены основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые и для теоретического осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций.

     Заключительная четвертая стадия - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. Лучшим образом решению этой задачи отвечает повторное обследование. При невозможности осуществить повторные исследования на базе разового используют модели мысленного экспериментирования, регрессионные, детермннационные, стохастические и др. Полезно прибегнуть к оценкам экспертов в данном предмете, чтобы проверить надежность прогноза, являющегося результатом квазиэкспериментов.

     Общая логика анализа эмпирических данных может быть иллюстрирована ледующей схемой.

     Схема 1. Последовательность стадий анализа данных

Стадии  анализа Исследовательские задачи данной стадии анализа Основные приемы анализа
1 Выявление аномалий, ошибок и пропусков в исходных данных, коррекция выборки, описание простых распределений Качественное  осмысление сгруппированных данных; использование приемов описательной статистики; расчеты средних тенденций, вариаций, асимметрии
2-3 Уплотнение  исходной информации и ее описание в зарегистрированных показателях  с тем, чтобы избавиться от излишней детализации, избежать ошибок последующего анализа вследствие "провалов" в исходных распределениях, повысить уровень обобщения Приемы укрупнения исходных шкал, логические комбинации частных признаков, построение индексов, эмпирическая и теоретическая типологизация, факторный анализ
2-3 Выявление прямых и косвенных связей, интерпретация  и объяснение основных зависимостей и свойств изучаемых явлений, проверка, главных и второстепенных гипотез исследования Построение  двухмерных, многомерных таблиц, расчет корреляций, регрессий, энтропии и ассоциации распределений, использование корреляционных графов детерминационных моделей
4 Прогноз изучаемых  процессов и явлений на основе объяснительных гипотез Приемы мысленного и, если возможно, натурного экспериментирования, повторные и сравнительные исследования, контрольные опросы экспертов для проверки итоговых выводов, моделирование динамических процессов
 

     Не  все элементы приведенной схемы  должны быть реализованы в каждом исследовании, она иллюстрирует принципиальный порядок аналитических действий. Интерпретационная схема в конечном итоге обеспечивает убедительность и теоретико-практическую значимость результатов исследования. Основы интерпретации и объяснения заложены в исследовательской программе. Далее необходимо, следуя программным целям, дополнить и уточнить гипотезы, проверить их на материале полученных данных.

     Построение  интерпретационных моделей - творческая, неформализуемая операция. Здесь лидируют знания, теоретическая подготовка, практический опыт, лексика, интуиция, гражданская ответственность исследователя. Мы можем заключить: «установлена такая-то связь или закономерность», но мы можем сказать, что подтверждены ранее установленные факты и найдено объяснение тому, что ранее казалось противоречивым; мы можем написать, что выявленные связи имеют место при определенных условиях и в определенной ситуации, а можем и не сделать такой оговорки; сошлемся на другие данные, подкрепляющие нашу объяснительную схему, либо умышленно или по незнанию игнорируем их; сформулируем социальную проблему или не обратим на нее внимания; призовем к действиям или ограничимся констатацией фактов.

     Такоим  образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

     Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных  заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим  процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.

 

Литература

 
  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. - М.: Аспект Пресс, 1995.
  2. Голенкова, З.Т. Общая социология: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2005.
  3. Зборовский Т.Е. Прикладная социология: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2004.
  4. Нартов, Н.А. Социология: учеб. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  5. Татарова, Г.Г. Методология анализа данных (введение). M.: NOTA BENE, 1999.
  6. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.:ИНФРА-М, 1998.
  7. Ядов, В.А. Стратегия социальных исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – М.: Добросвет, 2000.

Информация о работе Методы анализа данных