Программа – главный стратегический
документ социологического исследования.
Ее цель представить общую
схему или план исследования,
изложить его концепцию. Разработка
программы является необходимым
элементом любого вида социологического
исследования. Она предваряет все другие
процедуры исследования и составляет
их методологическую основу. Приступать
сразу к разработке инструментария
(анкеты, плана, интервью, дневника наблюдения
и др.) без отработки программных положений
недопустимо. Представления начинающих
исследователей о том, что без программы
можно обойтись, т.к. главное в социологическом
исследовании хорошая анкета, оборачиваются,
в конечном счете, потерей времени и провалом
замыслов. Конструирование вопросов анкеты
– весьма интересное и увлекательное
занятие, но без определенного плана, цели
и выдвинутых заранее гипотез заводит
обычно в тупик, либо превращается в бесконечное
творчество по придумыванию все новых
и новых вопросов. Хорошо разработанная
программа имеет не только определенный
план действий, но и задает логический
ход и границы наших замыслов. Её главная
методологическая функция в определении
научной и практической значимости изучаемой
проблемы, формулировке цели и определении
средств ее достижения. Методическая функция
программы содержит общий логический
план исследования, на основе которого
осуществляется переход от теоретических
положений к сбору эмпирических данных.
Анализ полученных данных позволяет зафиксировать
устойчивые социальные связи (социальные
факты) и на их основе дать теоретические
обощения и практические рекомендации.
Рассмотрение основных функций программы
позволяет подразделить ее на две части.
Программа состоит из методологического
и методического разделов:
Структура
программы социологического исследования
Разделы |
Методологический: |
Методический: |
1. Постановка
проблемы |
1. Обоснование
и построение выборки |
2. Определение
объекта и предмета |
2. Обоснование
методов сбора данных |
3. Определение
цели и постановка задач |
3. Описание структуры
инструментария (схема выборки, анкета) |
4. Выделение
и интерпретация ключевых понятий |
4. Обоснование
схемы обработки и анализа
данных |
5. Выдвижение
гипотез |
5. Рабочий план
исследования |
Предлагаемая
последовательность
действий исследователя
при разработке методологического
раздела программы
1.
Постановка проблемы.
Прежде всего, не следует путать
проблему исследования с его
темой. Эти понятия неидентичные.
Тема всегда шире, чем проблема
и содержит, как правило, указания
на объект и проблему, но не
описывает специфичности исследуемой
проблемы. Следует также знать, что беспроблемных
исследований не бывает. В противном случае
речь может идти об обследованиях, когда
главным является объект (как правило,
социальные группы) и строго регламентируемый
стандартными процедурами процесс его
изучения с целью максимально достоверной
диагностики состояния (так как, к примеру,
это делается врачами в медицинских учреждениях
или статистиками при обследовании бюджетов
использования времени домохозяйств).
Однако, несмотря на, казалось бы, видимое
невооруженным взглядом множество окружающих
нас проблем, их формулировка в научном
исследовании дело весьма непростое. Можно
выделить три основных этапа разработки
проблемы исследования:
1) описание
проблемной ситуации
2) постановка
проблемы
3) формулировка
исследовательских вопросов или проблемного
противоречия
Носителем социальной проблемы
всегда является объект исследования,
поэтому описание проблемной
ситуации предполагает раскрытие
состояния в его функционировании
и развитии, характеризующееся, как
правило, неустойчивостью положения, отсутствием
должного знания и информированности,
возможностей изменения сложившегося
положения. В качестве проблемной ситуации
могут выступать: конфликтные ситуации,
противоречия в ценностных ориентациях,
трудности в достижении намеченных целей,
создании более эффективных норм взаимодействия
и др. Главное нужно понимать, что проблемная
ситуация является исходным пунктом при
проектировании социологического исследования.
При описании проблемной ситуации необходимо
раскрыть: а) характер и суть исследуемой
проблемы, б) общий контекст, в рамках которого
лежит проблема, в) хронологические рамки
и границы исследования. Лучше всего начать
с некоторой общей постановки вопроса
(ясной и хорошо воспринимаемой и понимаемой),
а затем уже к более детальной информации
о предполагаемых границах и хронологических
рамках.
Постановка проблемы – это
обоснование ее актуальности, научной
и прикладной значимости. Ответ
на вопрос: «почему именно эта
проблема заслуживает изучения»
требует тщательного изучения всего,
что было ранее написано по данной теме.
Проведение учебного исследования также
требует краткого обзора литературы, поскольку
без этого нельзя быть уверенным, что данная
проблема отличается новизной в постановке
исследовательских вопросов. Задача как
можно более точно разграничить проблематичное
(неизвестное) от непроблематичного (известного),
существенное от несущественного относится
к числу основных, формальных требований
к развертыванию проблемы. Этап постановки
проблемы можно считать завершенным, если
исследователь формулирует ряд конкретных
вопросов, изучение которых является актуальным.
Проблема исследования часто формулируется
в виде противоречия. Такое (гносеологическое)
понимание проблемы придает ей практический
смысл осознанного противоречия между
знанием о потребностях людей в каких-то
результативных практических или теоретических
действиях и незнанием путей средств,
методов, способов, приемов реализации
этих необходимых действий. В наиболее
кратком выражении проблема выступает
здесь как знание о незнании: «знаю, что
надо что-то сделать для улучшения положения
в том или ином процессе, состояния того
или иного объекта, но не знаю как это сделать».
И так, проектирование конкретного
социологического исследования
предполагает вычленение частных проблем
из общих, выделение такого количества
проблем, которое не ставит под сомнение
возможности их изучения в рамках данного
проекта, избегание расплывчатости и несфокусированности
при их формулировке, четкого определения
их значимости, избегание мнимых проблем.
При постановке проблем в социологических
исследованиях, в отличие от
исследований в естественных
и технических науках, определяющую
роль играет интерес самого
исследователя, а в нынешних
условиях полипарадигмальности социологии
еще и возможность использования любой
из парадигм либо целой группы парадигм.
Формулирование проблемы носит всегда
авторский характер. Дать строго регламентированный
набор рекомендации, выполнение которых
позволит идеально сформулировать проблему
исследования нельзя, можно лишь поделиться
некоторыми примерами в постановке проблемы
социологического исследования.
2.
Определение объекта
и предмета исследования.
Объект
– совокупность единиц исследования,
обладающих признаками, изучение
которых является непосредственной
целью (или предметом исследования). В
широком смысле объект – носитель социальной
проблемы. При выявлении объекта исследования
часто задается вопрос: «может ли один
и тот же объект быть предметом разных
исследований или каждый исследователь
должен выделить свой, специфический объект?
Ответ на этот вопрос положительный –
один и тот же объект в рамках конкретного
социологического исследования может
быть предметом множества исследований.
Окончательное
определение объекта исследования
основывается на двух взаимосвязанных
процессах:
- При анализе
изучаемой проблемы в качестве объекта
исследования вычленяют ту сферу социальной
действительности, которая содержит то
или иное социальное противоречие, выражающееся
в проблемной ситуации. Анализ изучаемой
проблемы вовсе не обязательно приводит
к выводу, что ее носителем выступают индивиды,
обладающие определенными свойствами.
Нередко объектом могут выступать группы,
организации, территориальные общности,
ситуации, события, письменные материалы,
документы. Из малых групп чаще всего объектом
является семья, первичный трудовой коллектив,
студенческая группа. Но все же чаще всего
объектами социологических исследований
выступают люди, а не вещи и процессы. Это
делается, прежде всего, по соображениям
доступности и соотносимости отбираемых
объектов с их генеральной совокупностью.
Объект легко выделяется, когда используются
социально-демографические признаки (пол,
возраст, образование и др.), трудно – когда
явное выделение объекта невозможно без
разрешения теоретических проблем. К примеру,
выделение в качестве объектов исследования
элиты, интеллигенции, предпринимателей
требует уточнения данных понятий на основе
рассмотрения сложившихся теоретических
подходов и результатов других исследований.
- Системный
анализ объекта – комплекс элементов
и связей, образующих в своем взаимодействии
органическое целое. Предварительный
системный анализ объекта состоит в максимально
возможном расчленении объекта при сохранении
его целостности. Системное рассмотрение
объекта предполагает изучение его как
некоторой целостности с вычленением
образующих его элементов и их характеристикой,
описанием функций этих элементов, а также
взаимосвязи между ними и каждого элемента
с системой.
Предмет исследования - наиболее
существенные свойства и отношения
объекта, познание которых особенно важно
для решения проблемы исследования. Предмет
социологического исследования устанавливает
познавательные границы, в пределах которых
конкретный объект изучается в данном
исследовании. Четкое определение предмета
исследования основывается на этапе постановки
проблемы и ее формулировки, а также обеспечивается
предварительным системным анализом объекта.
Предмет исследования чаще всего имеет
сложную структуру. Так, изучение мотивации
выбора профессии специалистами-международниками
требует выяснения объективных и субъективных
условий статуса, престижности, востребованности
данной профессии, ценностных ориентаций,
представлений об идеальных и отражения
реальных характеристик работы и пр.
Итак, объект и предмет исследования
соотносятся как объективное и субъективное.
Объект всегда независим от исследователя,
является ответом на вопрос: «на что направлено
наше внимание», предмет всегда отражает
результат авторского видения одной из
сторон объекта, полностью определяется
самим исследователем, является ответом
на вопрос: «что в данном объекте мы считаем
наиболее значимым при изучении проблемы
исследования».
- Определение
цели и постановка
задач.
Цель
социологического исследования – модель
его ожидаемого результата (решения
проблемы), которая может быть достигнута
с помощью проведения исследования. В
прикладном социологическом исследовании
цель должна быть обязательно согласована
с заказчиком, либо он сам ее задает. При
отсутствии реального заказчика цель
определяется самим исследователем с
учетом возможного, предполагаемого заказчика
на данное исследование. В качестве предполагаемых
заказчиков могут выступать как абстрактные
социальные институты (образование, наука,
семья), так и конкретные представители
(министерства, ведомства, молодежные
организации). В качестве возможных заказчиков
можно также рассматривать ректорат, деканат,
кафедры и различные подразделения института.
Важно уже на первых этапах определения
цели понимать, что прикладное социологическое
исследование всегда направлено на решение
конкретных практических задач функционирования
и развития изучаемого объекта.
По отношению к цели задачи
являются необходимым средством
ее достижения, они носят инструментальный,
вспомогательный характер. Задачи
социологического исследования раскрывают
содержание предмета, согласуются с гипотезами.
Основная методическая функция задач
исследования: содержательно и организационно
конкретизировать цель. Обычно выделяют
основные и дополнительные задачи исследования.
Основные задачи непосредственно связаны
с целью исследования, ориентированы на
решение главной проблемы, дополнительные
- могут быть логически не связаны с целью
и направлены на решение методических
вопросов, подготовку будущих исследований,
проверку дополнительных гипотез. Дополнительные
задачи исследования могут возникнуть
по ходу анализа поставленных проблем.
То есть, необходимо учитывать, что формулировка
задач исследования – это не единовременный
акт, а процесс, в котором невозможно предусмотреть
заранее всю их последовательность.
В
учебном исследовании необходимо
сформулировать только одну цель
и столько задач, сколько нужно,
чтобы достичь поставленной цели.
Задачи исследования всегда согласуются
с гипотезами. Поэтому задачи
исследования, как правило, конкретизируются
после выдвижения гипотез.