Автор: d***************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:51, реферат
Методологию (греч. "путь исследования, познания" "слово, учение") иногда противопоставляют теории, а во многих зарубежных школах не делают различия между методологией и методикой. В отечественной научной традиции методика понимается как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактологическим материалом. Методология понимается как система научных принципов, на основе которых строится исследование и определяется выбор способов научного познания - методов и приемов исследования.
Введение………………………………………………………….3
Методология социальной коммуникации……………………...4
Создание общей методологической базы для
социологических исследований………………………………..9
Методологический аспект коммуникации…………………….12
Теоретическая методология коммуникаций…………….……13
Литература………………
Образцом творческого применения диалектики при решении кардинального для коммуникации вопроса - соотнесенности системы языка и речи являются работы выдающегося философа и специалиста по истории культуры А.Ф.Лосева. В отличие от позитивистских и феноменологических толкований языка, он показал на примере взаимосвязи сущности и явления (Лосев А.Ф. 1993. С.873), что язык и речь - ступени единого процесса - различаясь, они тесно взаимосвязаны и составляют единство. Заслуживает внимания его определение сути диалектики: "Диалектика и рассекает действительность на раздельные области, и соединяет их - логически же, в мысли, давая тем самым абсолютно адекватный действительности мысленный аналог" (Лосев А.Ф. 1993. С. 872).
Успешность
коммуникаций, как мы уже знаем, зависит
от работы в одной системе ценностей. Причем
если конкретизировать идею работы в одной
системе ценностей, то можно сказать, что
в существенной мере успешность доведения
информации, как и ее получения, зависит
от того, кто нам ее передает. Одна и та
же информация, сказанная одному и тому
же человеку разными людьми, воспринимается
совершенно по-разному. Как говорил великий
Цицерон: «Аудитория слушает не речь оратора,
она слушает оратора, произносящего речь».
Таким
образом, субъект коммуникативного
воздействия должен
спозиционироваться
в глазах объекта как
личность с более проясненными
ценностями. И базовой
проясненной ценностью
здесь является владение
методологией коммуникативных
процессов.
В рамках методологии коммуникативных
процессов можно выделить две группы методологий
(см. Рис. 1).
Рисунок 1.
Теоретическая
методология тесно связана с философией
мудрости и названа теоретической условно
– мы еще увидим ее практическую значимость,
а практическая методология связана с
факторами успешности компании. Рассмотрим
каждую группу в отдельности.
Теоретическая
методология коммуникаций
Одна из
высших ценностей, которую признает большинство
людей независимо от социального положения,
– это мудрость. Зачастую в повседневной
жизни мы имеем дело с мудростью врожденной,
природной или боговдохновенной. Интуитивно
многие люди, и менеджеры здесь не исключение,
совершают мудрые поступки. Это хорошо,
но вот беда – вдохновению и интуиции
невозможно обучить, а ведь мы хотим видеть
в своем бизнесе именно мудрого менеджера.
К счастью, есть и мудрость благоприобретенная.
Именно так – мудрости можно научиться,
нужно только иметь волю применять полученные
знания в дальнейшем.
Что
же такое мудрость как методология
коммуникативных процессов? А это не что
иное, как технологии мудрости, в основе
которых лежат общедиалектические принципы
мышления. Их, по крайней мере, десять.
10 принципов мудрости
Коротко
прокомментируем эти принципы.
1. Принцип целостности (всесторонности):
Согласитесь, немудрым будет при рассмотрении
какого-то явления (человека, ситуации)
из всего многообразия характеристик
выхватить только одну, довести ее до абсолюта
и признать за единственную и определяющую.
Это яркий пример глупости. В качестве
примера можно привести женщину, которая,
рыдая, говорит о желании развестись со
своим мужем только потому, что он десять
лет отказывался мыть за собой посуду.
Спрашивается – это что, единственная
характеристика мужа, больше ничего сказать
об этом человеке нельзя?
2. Принцип объективности
(беспристрастности): при
изучении любых явлений
рассматривай их такими,
какие они есть на самом
деле, а не такими, какими
они могут тебе казаться.
Сложность этого принципа состоит в том,
что мы все являемся индивидуальностями
как раз в силу нашего индивидуального,
пристрастного подхода. Это данность.
Но мудрость состоит в том, чтобы помнить
об этом. Да, мне может казаться, что кто-то
плохой человек, но мудрец говорит: «Стоп,
а может, мне это только кажется?» Здесь
может произойти совпадение или несовпадение
с действительностью. Но еще раз повторим
– мудрость в том, чтобы помнить, что наш
подход пристрастен. Этот принцип направлен
против всякого рода клише и стереотипов.
Например, существует расхожее мнение,
что очереди в СССР были потому, что существовал
дефицит. При объективном подходе видно,
что наличие очередей в магазинах и дефицит
товаров никак между собой не связаны.
Возьмите лучший, по моему мнению, магазин
в Европе в своем ценовом сегменте «Теорема»
и оставьте там только одну кассу – получится
километровая очередь, несмотря на все
обилие товаров, которые там представлены.
3. Принцип историзма
(развития): при исследовании
любых явлений не ограничивайся
их фиксацией на данном
моменте.
Нужно смотреть на то, чем это явление
было, чем оно является и чем, возможно,
станет. Причем нужно видеть динамику
развития – от прогрессивного к регрессивному
или наоборот. Например, мудр ли менеджер,
принимающий решение о наказании подчиненного
на основании того, что тот две недели
писал отчет? Если не ограничиваться фиксацией
на данном моменте времени, то может оказаться,
что еще недавно ему на это требовалось
два месяца, потом месяц, а теперь две недели.
Налицо положительная динамика, а мы его
премии лишаем!
4.
Принцип детерминизма (причинности,
каузальности): при
исследовании любых
явлений не ограничивайся
их фиксацией, а ищи
их причины и предполагай
следствия.
Пример тут самый простой. Кто-то опоздал
на встречу. Так вот вместо того чтобы
становиться в позу и с ходу обвинять опоздавшего
во всех смертных грехах, нелишним будет
спросить о причинах задержки. Причины
ведь могут быть разные. Кроме того, мудрый
человек, думая о последствиях, понимает,
что ничего страшного на самом деле не
произошло, катастрофы от этого опоздания
не случилось. Так есть ли смысл создавать
конфликт? Способность взвешивать эти
вопросы и определяет мудрость руководителя.
5. Принцип всеобщей
взаимосвязи: при
исследовании любого
явления рассматривай
все возможные его связи
с другими явлениями.
Обстоятельства, причинно связанные с
другими обстоятельствами, делятся на
три уровня. Есть причина (то, что порождает
следствие), есть некие необходимые условия
действия причины (они не являются причиной,
но без них она не организуется) и есть
релевантно сопутствующие обстоятельства
(они либо усиливают, либо ослабляют действие
причины). Эти уровни, увязываясь, составляют
структуру эффективных связей.
Рассмотрим пример. Быть причиной – значит
порождать какое-то явление. Такой причиной,
порождающей успешное управление, являются
ценности собственника, понимание им своей
миссии. Необходимым условием реализации
этой причины является генеральный директор
(главный менеджер). Релевантно сопутствующими
обстоятельствами будут исполнители –
персонал. В этом случае компания эффективна
с точки зрения причинной зависимости.
Такой же подход может быть реализован
и на каждом низлежащем уровне. Генеральный
директор является необходимым условием
действия причины собственника, но, в свою
очередь, является причиной для персонала.
Персонал для него – необходимое условие,
а релевантно сопутствующими будут обученность
персонала, наличие технологий и т. п. Персонал
может быть причиной хорошей продукции,
а необходимым условием действия этой
причины является наличие ресурсов, тогда
как релевантными обстоятельствами становятся
степень подготовки, технологии, да и сам
рынок. Все это определяет успешность
компании, и если собственник выделяет
только себя как причину, а остальные условия
не берет в расчет, он рано или поздно проигрывает.
Таким образом, мы не можем делать заключение
о состоянии компании, не поняв внутреннюю
и внешнюю структуры ее взаимосвязей.
6. Принцип восхождения
от конкретного к абстрактному: при
исследовании любых
явлений рассматривай
их с более общей точки
зрения, в более широкой
системе координат.
В бизнесе этот принцип является ядром
миссии предприятия. Допустим, менеджер
говорит сотруднику: «Петрович, ты что
сделал-то?» – «Да вот гайку неправильно
закрутил». – «Да нет, брат, ты не гайку
неверно завернул, ты нарушил технологический
процесс, произвел некачественную продукцию,
нанес удар по фактору, который приносит
деньги компании – по нашему имиджу».
Теперь, спускаясь от абстрактного к конкретике,
менеджер может спросить: так что сделал
работник – гайку неправильно закрутил
или лишил компанию денег? Без этого принципа
нет и не может быть корпоративной культуры.
Качество деятельности в существенной
мере зависит от того, как персонал осознает
ценность этой деятельности, в какой системе
координат, на каком уровне обобщения.
Как уборщица осознает свою деятельность
– как подбирание мусора за бездельниками
или как создание чистоты и уюта для людей,
которые зарабатывают для нее деньги?
От того, на какой позиции она находится,
и зависит эффективность и успешность
ее деятельности. Этот принцип очень важен
в коммуникации, которая не может осуществляться
успешным образом без осмысления уровня
обобщения, на котором она происходит.
7. Принцип внутренней
системности (анализа): при
исследовании любых
явлений рассматривай
их как систему, как
некое целое, состоящее
из частей и элементов.
На примере бизнеса мы можем сказать, что
нужно смотреть не просто на компанию
как таковую, а как на взаимодействие неких
составляющих, на то, как они взаимодействуют,
совместимы ли они, короче говоря, на организационную
структуру.
Информация о работе Методологический аспект социальной коммуникации