Методологические основы прогнозирования в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения контрольной работы является теоретическое обоснование и выявление основных подходов к социальному прогнозированию.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть исторические аспекты возникновения социального прогнозирования;
- изучить сущность прогнозирования в социальной работе, а также методы социального прогнозирования;
- оценить принципы действия социального прогнозирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Возникновение социального прогнозирования ……………………….5
Основы социального прогнозирования………………………………...6
Методы социального прогнозирования………………………………..12
Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования…………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Прогнозир, проектир, и моделир в соц работе 1.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

— дальнесрочный  прогноз с периодом упреждения более 15 лет.

          По масштабам прогнозирования выделяют:

- мировые прогнозы;

- государственные прогнозы;

- структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

- прогнозы развития отдельных комплексов промышленности, экономики, культуры;

- отраслевые прогнозы;

- региональные прогнозы;

- прогнозы деятельности отдельных хозяйственных объектов, производств, продуктов;

- индивидуальные прогнозы деятельности отдельных личностей и их объединений.

        По объекту исследования различаются:

- естествоведческие прогнозы (метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, космологические

- научно-технические прогнозы, которые охватывают перспективы развития научно-технического прогресса;

- социальные прогнозы, которые охватывают различные сферы деятельности людей и взаимоотношений между ними.

        В свою очередь, социальные прогнозы делятся на подтипы:

- медицинские;

- географические;

- экологические;

- экономические;

- социологические;

- психологические;

- демографические;

- этнические;

- архитектурно-градостроительные;

- образовательно-педагогические;

- культурно-эстетические;

- юридические, в том числе криминологические;

- внутриполитические;

- внешнеполитические;

- военные.

        Прогнозирование в  социальной работе позволяет предусмотреть специфику развития той или иной ситуации, явления, состояния личности, коллектива, семьи. А такое предвидение дает возможность эффективнее влиять на процесс, своевременно вносить коррективы.

        В практической социономии прогнозирование применяется для предвиденья ситуации на рынке труда, для перспективного осуществления личностного развития, для предотвращения кризисного и конфликтного состояния социального объекта, а также в сферах молодежной политики, социально-этнических отношений, в работе с инвалидами, пожилыми, беспризорными, сиротами и другими группами населения.

        Сам процесс прогнозирования  предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже  решенных, но их внедрение и  реализация только начинаются;

- тех  проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

- оценки  экспертов по ведущим научным  исследованиям в данной области.

        При проведении социального  прогностического исследования учитываются  и тщательно разрабатываются  методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

        Методологические  аспекты включают в себя, например, использование системного подхода, анализ проблемы на базе ретроспективного исследования исторических аналогий.

        Неотъемлемой составной  частью социального прогнозирования  являются его организационные моменты, такие как:

- создание  временного творческого коллектива (ВТК) и определение функций  его и каждого члена в отдельности;

- определение методов, объектов исследования;

- разработка  методики прогнозирования;

- определение  методов исследования ЭВМ, социологические  исследования.

        Таким образом, социальное прогнозирование позволяет предвидеть результаты и своевременно устранять  причины возникновения социальных проблем. 

  1. Методы  социального прогнозирования
 

     Социальное  прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа  опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования  выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

     Степень формализации в методах прогнозирования  в зависимости от объекта исследования может быть различной; способы получения  прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное моделирование, анкетирование, метод интервью, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, написания сценариев и т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования и экспертизы.

     Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры – по тенденциям прошлого.

     Экстраполяционный метод отличается многообразием  – насчитывает не менее пяти различных  вариантов. Статистическая экстраполяция  – проекция роста населения по данным прошлого – это один из важнейших  методов современного социального прогнозирования. 

     Моделирование – это метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных.

     Аналогом  объекта может быть, например, его  макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

     Самый практикуемый метод прогнозирования  – экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».[7, с.488] 

     Существуют  такие сферы социальной жизни, в  которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая  и достаточная информация о прошлом.

     При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего – оценка исходной ситуации:

- факторы,  предопределяющие неудовлетворительное состояние;

- направления,  тенденции, наиболее характерные  для данного состояния ситуации;

- особенности,  специфика развития наиболее  важных составных;

- наиболее  характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется  деятельность.

     Второй  блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и  служб, которые осуществляют эту  деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в  их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

     Экспертную  оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

     Методика  экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется  круг экспертов;

- выявляются  проблемы;

- намечается  план и время действий;

- разрабатываются  критерии для экспертных оценок;

- обозначаются  формы и способы, в которых  будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

     Итак,  социальное прогнозирование опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза. 

  1.   Принципы действия  и условия надежности  социального прогнозирования
 

Эффективность и надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу  важнейших из них относятся:

- выбор  основных факторов и элементов  данной системы, определение их  роли и значимости в социальной  сфере;

- выявление на основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

- экстраполяция  этих тенденций на будущее;

- синтез  этих будущих траекторий в  настоящих социальных процессах;

- интеграция  с прогнозами в других сферах общественной деятельности;

- составление  комплексного многоуровневого прогноза  как в целом, так и по отдельным  процессам и направлениям;

- непрерывная  корректировка прогнозов.

Можно выделить также следующую классификацию  принципов прогнозирования:

- принцип системности, требующий взаимосвязанности и сопряжённости объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учётом обратных связей между ними;

- принцип согласованности поисковых и нормативных прогнозов;

- принцип вариантности, требующий разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона;

- принцип непрерывности прогнозирования, требующий корректирования прогнозов по мере поступления новых данных;

- принцип верифицируемости, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов;

- принцип рентабельности прогнозирования, требующий повышения экономического или социального эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.

К числу  основных условий надежности прогнозов следует отнести:

а) глубину  и объективность анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке материалов.

Особое  значение в социальном прогнозировании  имеет информация, банк данных статистического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать  ряд важнейших положений:

Информация о работе Методологические основы прогнозирования в социальной работе