Метод наблюдения в социальном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.

Работа содержит 1 файл

Метод наблюдения в социальном познании.docx

— 50.89 Кб (Скачать)

Если мы обратимся к анализу включённых наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы.

Итогом включённого  наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат.

Однако, не следует  забывать и о нравственной проблеме включённого наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача, - «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так он понимает свою позицию, он всегда найдёт нужную форму осуществления наблюдения и займёт правильную нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включённого в гущу событий наблюдателя.

Тем не менее, неточность результатов, полученных методом наблюдения, можно минимизировать, постаравшись избежать распространенных просчетов в его применении, таких как:

  • O Недостаточная продуманность программы наблюдения, нечеткое определение категорий наблюдения
  • O Отсутствие органической связи категории наблюдения с гипотезами исследования
  • O Аморфная формулировка условий наблюдения, что предопределяет трудности регистрации единиц наблюдения
  • O Преждевременное начало массовых наблюдений, то есть до того, как будет подготовлен весь инструментарий
  • O Отсутствие должной апробации инструментария
  • O Не соответствие профессиональной подготовки и личностных качеств наблюдателя тому набору функций, который им реально придется выполнять
  • O Не соответствие кодировки карточек наблюдения программе обработки данных o Отсутствие классификатора контент-анализа дневников наблюдателей.
  • И др.

 

 

Заключение

Люди обращались к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, непосредственно воспринимающей и прямо регистрирующей все факты об объекте и значимости, с точки зрения целей.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (вспомним, например, землетрясение в Спитаке в Армении), сильное нагнетание страстей в обществе или военное противостояние (например, межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Абхазии, Чечне, Косово в Югославии, штурм Белого дома в Москве), наблюдение становится чуть ли не единственным возможном подходом к изучению социальной реальности.

Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они ещё не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Андрущенко В. П., Волович В. И., Головченко Г. Т., Горлач Н. И.,

Заздравнова О. И. и др. Социология. Учебное пособие для студентов

ВУЗов. – Харьков, 1996.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике технике социологических

исследований: Учебное пособие. М.: МГУ, 1998.

3. Дружинин Н.К.  Выборочное наблюдение и эксперимент.  М.: Статистика,

1977.

4. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического

исследования. М.: Мысль,1969.

5. Осипов Г. В.  Социология. Основы общей теории: Учебн. для ВУЗов. –

М.: Изд- во НОРМА, 2002.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание,

объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2000.

7. Как провести  социологическое исследование. М., 1990

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. –М.:

Наука, 1994.

9. Рабочая книга  социолога. М.: Мысль, 1983.




Информация о работе Метод наблюдения в социальном познании