Метод Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.

Содержание

1. Социологический опрос и его роль в сборе информации
1.1 Понятие социологического опроса
1.2 Методы сбора социальной информации (анализ документов,
наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)
2. Метод Э. Дюркгейма
2.1 Концепция социального факта
2.2 Социальные факты и структурный функционализм Э. Дюркгейма
2.3 Особенности "социологизма" Дюркгейма
2.4 Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма
2.5 Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия
3. Найти правильный ответ
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Социолоия.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Содержание

1. Социологический  опрос и его роль в сборе информации

      1.1 Понятие социологического  опроса

      1.2 Методы сбора  социальной информации (анализ документов,

       наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)

2. Метод Э. Дюркгейма

    2.1 Концепция социального  факта

    2.2 Социальные факты  и структурный функционализм  Э. Дюркгейма

    2.3 Особенности  "социологизма" Дюркгейма

    2.4 Основное содержание  социологической теории Э. Дюркгейма

    2.5 Нормальное и  патологическое в развитии общества. Аномия

3. Найти правильный  ответ

Использованная литература 
 

 

1. Социологический опрос и его роль в сборе информации.

1.1 Понятие социологического  опроса

     С термином «социология» каждый из нас  встречался неоднократно.

     В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг.

     Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.

     Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые  они используют для познания предмета своего исследования. В этой связи  встает вопрос, какова специфика социологического метода? Следует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе становления самой социологии, В этом смысле история социологии может быть рассмотрена как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно подчеркнуть, что социологический метод развивался в динамике — от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода структурно-функционального анализа общества.  

     Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.

     В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации.

     Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

     Суть  метода сводится к общению исследователя  прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

     Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

     При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и  сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом  вопросника и респондентом выступает  интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса.

     Интервьюер  задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной  инструкциями.

     АнкетированиеПо числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса.

     Что такое социологическая анкета? Это  объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах.

     Анкета  имеет строгую структуру и  состоит из нескольких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.

     Вторая  часть анкеты — основная. Она  содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес,

     расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

     В третьей части анкеты — так  называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

     Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

     • при интервьюировании появляется возможность  учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

     • этот метод дает возможность следить  за реакцией интервьюируемого, его  отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости  социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы;

     • опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

     Однако  и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

     Виды  интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

     Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит раскованная беседа по поставленной проблеме.

     Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью «вошел» в беседу, она может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента. 

1.2 Методы сбора социальной информации (анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 

     Наряду  с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования.

     Важная  часть методического раздела  программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты.

     При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

  • оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;
  • ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;
  • надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
  • наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
  • анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

   Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

     а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов;

     б) часть этой информации устаревает;

     в) цели создания документов чаще всего  не совпадают с теми задачами, которые  решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в  документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

     г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Информация о работе Метод Э. Дюркгейма